Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Жакерия (драма П. Мериме)

Жакерия (драма П. Мериме)
 

Историческая драма-хроника Проспера Мериме «Жакерия» (1828) создана в тот период, когда в творчестве писателя тесно переплетались черты романтизма с чертами реализма. События ее отнесены в средневековье, в период народных волнений, получивших название «Жакерия». Общие исторические сведения Мериме развил в сюжет «драмы для чтения» с большим количеством действующих лиц, представляющих различные сословия общества. Классицистическая традиция диктовала Мериме необходимость идеализировать Жильбера, барона д'Апремона, его семью и окружение. Он же отбрасывает эту традицию.

Жильбер, жестокий феодал, вызывает ненависть, но деидеализация не превращает его в романтического злодея, и в сценах осады и гибели Жильбер, проявляя известное благородство, вызывает определенное сочувствие. Отсутствие идеальности в знати особенно заметно в образе сына Жильбера, Конрада, в котором жестокость приобретает патологический характер. Эволюцию претерпевает образ Изабеллы, дочери Жильбера. Вначале именно она кажется воплощением идеального начала. Но в сцене, когда Изабелла узнает о любви к пей Пьера (крестьянин, получивший воспитание в замке), она изгоняет его, считая себя оскорбленной, и запрещает служанке даже упоминать о его имени («Замолчите, дерзкая девчонка: вы меня окончательно выведете из себя. Ступайте и, если вы дорожите своей шкурой, никогда не заговаривайте о том, что сейчас слышали» — сц. 8). История Изабеллы кончается ее полным унижением, когда она просит опозорившего ее предводителя одного нз вольных английских отрядов Сиварда жениться на ней, ибо тот — дворянин («В награду за эту милость все мои поместья в Артуа, все, что принадлежало моему отцу... — все это я повергаю к вашим стопам, монсеньер, и сочту себя счастливой, если вы это примете» — сц. 28).

Но отвергает Мериме и романтическую тенденцию связывать идеал с низами общества. Атаман воровской шайки Оборотень — вовсе не романтический благородный разбойник, смелость и ум сочетаются в нем с жестокостью и утратой каких-либо нравственных ориентиров. Уход его отряда в опасную для восставших минуту обрекает их па полное поражение и гибель. Образ Пьера, влюбленного в Изабеллу, особенно подошел бы для воплощения в нем романтического идеального героя: выходец из низов, он постиг душу поэзии, он любит свою прекрасную госпожу, он храбр, благороден, способен па подвиг во имя любви (спасает Изабеллу в момент смертельной опасности). Но, приняв участие в восстании, он оказывается ненадежным союзником крестьян и в копне концов идет на прямое предательство их интересов, устраивая побег Жильбера, Изабеллы и других Феодалов из осажденного замка. Можно привести еще множество аналогичных примеров.

Мериме руководил дух противоречия, само желание разрушить каноны фиксированной идеальности? Очевидно, главная причина — в другом. Поведением и проявлением героев управляет не субъективная воля автора, а сила социальных обстоятельств и социальная психология персонажей. В этом заключается зерно по существу уже реалистического подхода к проблеме идеала. Наиболее богат в пьесе образ брата Жана, предводителя восставших. Ум, хитрость, плутовство, сила воли, раздражительность, эгоистичность — сочетание этих качеств не может рассматриваться с точки зрения реализации идеала в классицистическом и даже романтическом понимании. Дистанция между героем и зрителем резко сокращается и находит выражение в симпатии к нему (т. е. в восприятии его как «живой личности», а не как образной оболочки морального урока).

Текст: рус. пер. — Мериме П. Собр. соч.: В 6 т. М., 1963.

Лит.: Луков Вл. А. Мериме: Исследование персональной модели литературного творчества. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.

Вл. А. Луков