Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Сент-Бёв и жанр литературного портрета (статья В. П. Трыкова)

Сент-Бёв и жанр литературного портрета

(статья В. П. Трыкова)

Шарль-Огюстен Сент-Бёв (Sainte-Beuve, 1804–1869) — французский писатель, поэт, авторитетнейший литературный критик. «Не было бы преувеличением сказать, что Сент-Бёв был самым значительным писателем XIX века. Скажем так: одним из наиболее значительных. И одним из самых влиятельных, самых французских. Он был нашим Монтенем и нашим Плутархом», — так определил место Сент-Бёва во французской литературе член Гонкуровской академии Андре Бийи.

Сент-Бёв начинал как поэт. В 1829 г. была опубликована его книга «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма», выстроенная как духовная биография талантливого молодого поэта. Первая часть — мистифицированное биографическое повествование о жизни вымышленного персонажа Жозефа Делорма, якобы воссозданное на основе его посмертных записок. Вторая часть — стихи героя. Третья — прозаические фрагменты литературно-критического характера. Вскоре Сент-Бёв понимает, что размеры его поэтического дарования не могут сравниться с талантом Ламартина или Гюго. Изданный им в 1830 г. поэтический сборник «Утешение» не имел успеха. Писатель переживает острый нравственный и творческий кризис.

которого был Сент-Бёв. Литературный портрет формируется как реакция на кризисное состояние не только жанра биографии, но в первую очередь современной ему литературной критики и ее форм. Генезис литературного портрета в творчестве Сент-Бёва связан с началом выработки критиком новых подходов к анализу литературных явлений, получивших впоследствии название «биографического метода», который должен был стать «противоядием» от догматической критики ХVII−XVIII вв. Сент-Бёв считал, что долг критика — «увидеть в поэте человека». Художественное произведение осмысливается Сент-Бёвом как отражение личного опыта и фактов биографии его творца.

«Биографический метод» потребовал разработки новых, синтетических форм литературной критики, не похожих на тяжеловесные и наукообразные эстетические трактаты предшественников. Одной из таких форм и стал литературный портрет. По признанию Сент-Бёва, в критике он нашел способ «продолжить в несколько закамуфлированной форме роман и элегию». Литературный портрет формировался под влиянием нарастающих в недрах романтической культуры индивидуалистических тенденций, культа гения.

Жанр литературного портрета возникает на пересечении нескольких жанровых традиций: салонного портрета XVII века, биографии, академической речи, литературно-критической статьи. Элементы этих жанров входят в структуру литературного портрета и используются Сент-Бёвом как средство разрушения, взрывания изнутри нормативности, педантизма, тяжеловесной серьезности догматической критики посредством создания образа творческой личности и привнесения в критику свободной интонации «causerie», непринужденной беседы с читателем о писателе, построенной на свободных переходах от биографического повествования к литературно-критическим пассажам и психологическим характеристикам.

Первые литературные портреты — «Пьер Корнель», «Лафонтен», «Мадам де Севинье», «Жан-Батист Руссо» и др. — печатаются в периодических изданиях в конце 20-х гг. XIX в.

Зрелые образцы жанра были представлены в сборниках Сент-Бёва «Критические статьи и литературные портреты» («Critiques et portraits littéraires», 1832), «Портреты женщин» («Portraits de femmes», 1844), «Портреты современников» («Portraits contemporains», 1846), «Последние литературные портреты» («Derniers portraits littéraires», 1852).

«гений», «ум» писателя, понимаемые как склад его художественного дарования, проявляющийся не только в его творениях, но и в различных обстоятельствах его биографии. Отличительными особенностями жанра литературного портрета у Сент-Бёва являются лаконизм, монофигурность, трехчастная композиция, нерубрицированная структура, наличие сжатого биографического сюжета, идеализация героя, достигаемая разрабатываемой Сент-Бёвом поэтикой лакун и умолчаний, оптикой «двойного зрения».

Важнейшей конструктивной особенностью литературного портрета является «монофигурность». Речь идет не просто об однополюсности, центростремительности, свойственной и некоторым разновидностям, например, романного жанра, новеллы или биографии, некоторым произведениям мемуарного характера, но о принципиальной и тотальной «одноперсонажности» литературного портрета. В литературном портрете не просто есть главный герой. В нем, в сущности, нет иных персонажей, кроме протагониста. Образ того или иного писателя, как правило, не соотносим в литературном портрете с фигурами других исторических персонажей. Конечно, в литературном портрете возможно появление второстепенных образов-персонажей, но они никогда не предстают как самостоятельно действующие герои со своим внутренним миром, вступающие в полноценные, продиктованные их характерологической определенностью отношения с протагонистом. Литературный портрет не видит второстепенных исторических персонажей как носителей самостоятельного бытия, собственной биографии. У них нет своего, определенного и четко обрисованного внутреннего мира, системы отношений, словом, своего голоса. Они функционируют на уровне детали в ряду прочих многочисленных деталей, из которых складывается образ главного героя. Их основная функция — создавать культурно-исторический фон, на котором отчетливее вырисовывается фигура главного героя.

Так, например, литературный портрет «Пьер Корнель» изобилует историческими именами известных писателей и исторических деятелей XVII века (Ронсара, Малерба, Теофиля де Вио, Скюдери, Ротру, Арди, Ришелье и др.). Однако все они присутствуют в художественном пространстве портрета, так сказать, номинативно. Имена названы, но характеры не обрисованы, судьбы не рассказаны, отношения главного героя с другими историческими персонажами, как правило, не очерчены. Называемые имена — скорее знаки определенной культурной эпохи, нежели активные участники в судьбе гения.

Можно констатировать, что система образов в литературном портрете строится не на со-(противо)поставлении героев-персонажей, но на оппозиции главный герой / фон. Поэтому внешний конфликт как конструктивный элемент литературного портрета невозможен. Движение, развитие сюжета в литературном портрете обусловлено не отношениями между персонажами, но прежде всего кратким изложением биографии (curriculum vitae) главного героя.

Отсюда трехчастная структура литературного портрета, состоящего из вступления, биографического сюжета (curriculum vitae) и заключения. Наличие своеобразной композиционной рамы, состоящей из введения и заключения, в произведениях биографического жанра давняя традиция, восходящая к проомию и синкрисису в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха [1]. Обрамление — характерная особенность и жанра академической речи. Правда, в академической речи у Фонтенеля вступления не предполагалось. Речь начиналась с сообщения полного имени героя, даты его рождения, его титулов и родословной, т. е. сразу с разворачивания биографического сюжета. Вместе с тем вступление — традиционная уже во времена Сент-Бёва часть литературно-критических работ. Введения (préface) и предуведомления (avertissement) многочисленных монографий критико-биографического характера, выходивших во времена Сент-Бёва, как правило, обосновывали выбор темы, объекта исследования, информировали читателя о поправках и дополнениях, внесенных при переиздании, т. е. носили справочно-аналитический характер [2].

— сформулировать эстетические позиции автора и прежде всего заявить установку на создание образа личности писателя. Во вступлении к литературному портрету «Пьер Корнель» можно выделить четыре основных темы, связанных между собой: уподобление скульптора биографу; упреки современным биографам и критикам великих поэтов за недостаток смелости и воображения; характеристика монографии Ташеро о Корнеле как иллюстрации подобной прискорбной несмелости; формулировка трех влияний, которые должен проследить всякий биограф, претендующий создать образ личности писателя. Иногда может показаться, что мысль Сент-Бёва отвлекается далеко от основного предмета разговора. В действительности же, вступление расширяет его рамки, вписывает фигуру изображаемого писателя в более широкий контекст авторских раздумий по широкому кругу эстетических, социальных, нравственно-философских вопросов. В результате зачастую последующий рассказ о писателе предстает как реализация декларированных во вступлении идей и подходов, своеобразная иллюстрация авторских интенций, что и привносит элемент эссеистичности в литературные портреты Сент-Бёва.

Вступление функционирует в литературных портретах Сент-Бёва, во-первых, как один из способов их связывания, объединения в общую «систему умов», оно позволяет читателю ощутить наличие у автора определенного метода изображения исторической личности. Вступления к различным литературным портретам Сент-Бёва, взятые в своей совокупности, могут прочитываться как единый, создаваемый на протяжении многих лет текст, манифестирующий процесс становления биографического метода и его осмысления Сент-Бёвом. Во-вторых, вступление выполняет художественную функцию — привнести элемент субъективности, создать иллюзию свободного разговора автора с читателем о задачах и состоянии современной ему критики или литературы («Буало», «Пьер Корнель», «Лафонтен» и др.), о культурной и политической ситуации в современной ему Франции («Монтень»), о технике работы портретиста («Дидро»). Вступления к некоторым литературным портретам представляют собой своеобразные лирические монологи автора, как бы в присутствии и на глазах у читателя предающегося размышлениям о чем-то для него важном, затрагивающем его тонкую восприимчивость.

Повествовательным ядром литературного портрета является curriculum vitae, что в дословном переводе с латинского означает «путь жизни». Пожалуй, именно это словосочетание, которым обычно обозначают краткое изложение биографии какого-либо лица, своеобразную хронику жизни, биографическую справку-анкету, было бы наиболее точным наименованием биографического сюжета в литературном портрете.

Curriculum vitae — предельно сжатый, концентрированный рассказ о жизни писателя от рождения до смерти. Здесь Сент-Бёв ориентируется на традицию академической речи с ее искусством построения лаконичного, свернутого биографического повествования. Как справедливо отмечал Ю. М. Лотман, «чем больше в изображаемом явлении вынесено «за скобки», чем меньше то, чему приравнивается вся вещь, тем резче подчеркнута его специфика. «Чем скупее, тем характеристичнее» — совсем не парадокс, а очевидная истина. Но из этого же следует, что «вынесение за скобки» в искусстве не есть простое отбрасывание. Неизображенное подразумевается. Только в со-(противо-поставлении изображенного и неизображенного первое обретает подлинный смысл» [3].

Попытаемся рассмотреть, что Сент-Бёв «выносит за скобки», а что акцентирует в разворачивании биографического сюжета. Первое, на что необходимо обратить внимание, — это последовательная, возведенная в принцип биографического повествования cоотнесенность фактов биографии с обстоятельствами и этапами формирования писательского таланта. Сент-Бёв в литературных портретах представляет главным образом те биографические факты, которые позволяют рассказать о зарождении и развитии писательского дарования. Читатель почти ничего не узнает о родителях, о детстве будущего великого писателя. Сент-Бёв ограничивается короткой справкой о дате и месте рождения героя, о том, кто были его родители, какое социальное положение они занимали, иногда указывается род их занятий (См. «Лафонтен»,1829; «Аббат Прево», 1831; «Лабрюйер», 1836; «Монтень», 1851). О родословной аббата Прево читатель узнает лишь, что будущий автор «Манон Леско» родился «в честной и даже благородной семье» и что отец его был королевским прокурором (I; 893). В сущности, писатель интересует Сент-Бева с момента вхождения в литературу.

пробуждения гениальности является своеобразным нарративным клише, восходящим к легенде о юности Джотто [4]. Народное предание, окончательно оформившееся сто лет спустя после смерти великого итальянского художника, гласило о превращении простого мальчика-пастуха в гениального творца. Эта легенда была воспроизведена Дж. Вазари в написанной им биографии Джотто и затем превратилась в устойчивое клише биографического повествования. Можно предположить, что Сент-Бёв, хорошо знакомый с жанром биографии вообще и с «Жизнеописаниями» Вазари в частности, воспроизводит этот мотив в некоторых своих литературных портретах. Так, в очерке «Вильмен» (1836) Сент-Бёв рассказывает о том, что написанное за несколько дней совсем еще юным Вильменом «Похвальное слово Монтеню» было удостоено академической премии [5]. В литературном портрете «Делиль» (1837) Сент-Бёв писал о будущем авторе «Садов»: «Он отличался блестящими академическими успехами и на втором году обучения получил первые награды по всем предметам» (II; 66). В парижском коллеже Д’Аркур юного Прево, по словам Сент-Бёва, «сильно оберегали по причине рано обнаружившихся редких талантов» (I; 893). Таким образом, биографический элемент выполняет в литературном портрете вспомогательную функцию: биография призвана воссоздать предпосылки и условия формирования того или иного типа творческого сознания.

Рассматривая писателя в неразрывном единстве его человеческой и авторской ипостасей и позаимствовав у вышеперечисленных и некоторых других жанров (литературно-критическая монография, статья) ряд приемов и структурных компонентов (деталь, нравственно-психологическая характеристика, литературно-критический и эссеистический пассаж, биографическое повествование и др.), Сент-Бёв разрабатывает нерубрицированную композицию литературного портрета, где все вышеуказанные элементы синтезированы в структуре документально-художественного целого.

Литературный портрет скован требованиями внешнего жизненного правдоподобия, сходства с моделью. Он предполагает историческую точность, точность исторического или мемуарного факта при достаточной свободе его интерпретации. Отсюда широкое использование документальных жанров (письма, дневники, мемуары и др.) в структуре литературного портрета.

Вместе с тем литературный портрет допускает идеализацию героя. Писатель интересен Сент-Бёву не столько в его интимно-бытовых проявлениях и человеческих слабостях, сколько в становлении и реализации своего гения. Отсюда характерная для портретов Сент-Бёва поэтика «светотени», лакун, умолчаний, оправданий героя, оптика «двойного зрения», когда самые недостатки героя рассматриваются как достоинства.

По сравнению с салонным портретом XVII века, в литературном портрете Сент-Бёва увеличивается удельный вес литературно-критических пассажей, которые имеют предельно сжатый, очерковый характер, поскольку призваны осуществить не литературно-критическую, а художественную функцию — полнее на относительно небольшом художественном пространстве раскрыть образ гения. Ту же характерологическую, а не иллюстративно-аргументирующую, как в критических монографиях и статьях, функцию выполняют и цитаты из произведений портретируемого автора.

«causerie» придают его литературным портретам известную интонационную раскованность, резко контрастирующую с тяжеловесностью и педантизмом «ученого стиля», что должно было сделать читателя участником свободной и доброжелательной беседы о писателе, его достоинствах и недостатках, а не соучастником в суровом и нелицеприятном суде над ним, где приговор выносится с позиций неизменного и непогрешимого «вкуса».

Примечания

[1] Проомий — введение, в котором Плутарх мотивировал выбор персонажей. Синкрисис — заключение-сопоставление двух героев. О несомненном знакомстве Сент-Бёва с «Параллельными жизнеописаниями» Плутарха и о высокой оценке им творчества древнегреческого биографа и моралиста свидетельствует хотя бы следующий пассаж из литературного портрета «Поль-Луи Курье» (1852), в котором Сент-Бёв оспоривает мнение П. -Л. Курье, что Плутарх не был озабочен точностью приводимых им фактов. «... В такую безответственность Плутарха я поверить не могу, — писал Сент-Бёв. Если даже отбросить то, что было в нем от ритора и служителя Аполлона, остается все же очень многое, что следует поставить ему в заслугу как внимательному и добросовестному собирателю даже самых незначительных преданий о великих людях и всестороннему и тщательному живописцу человеческой природы» (Сент-Бёв Ш. О. Литературные портреты. Критические очерки... С. 389).

−2. P.: Pelicier, Blanchard, 1821; Taschereau J. Histoire de la vie et des ouvrages de Molière. P.: Ponthieu, 1825..; Walckenaer C. -A. Histoire de la vie et des ouvrages de J. de La Fontaine. P.: Nepveu, 1820.

−L.: Yale univ. press, 1979. P. 9.

[5] Sainte-Beuve Ch. A. Portraits contemporains. Vol. 1−3. P.: Didier, 1846. T. 1. P. 470.