Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Пиксерекур Рене Шарль Гильбер де

Пиксерекур Рене Шарль Гильбер де
 

Рене Шарль Гильбер де Пиксерекур (Pixérécourt, 1773–1844) — французский драматург, признан подлинным основоположником, «канонизатором» жанра мелодрамы. В 1797 г. в театре «Амбигю комик» была поставлена его первая мелодрама «Маленькие овернцы», выдержавшая 392 представления. В последующие годы Пиксерекур создал около 120 пьес, многие из которых пользовались огромным успехом, выдерживали до 300–400, а иной раз по полторы тысячи представлений, а их общее количество достигло 30 тысяч. Наиболее известны мелодрамы Пиксерекура «Виктор, или Дитя леса» (1798), «Селина, или Дитя тайны» (1800), «Белый паломник» (1801), «Человек о трех лицах» (1801), «Жена двух мужей» (1802), «Текели, или Осада Монгаца» (1803), «Робинзон Крузо» (1805), «Ангел-хранитель, или Женщина-демон» (1808), «Собака Монтаржи, или Лес Бонди» (1814), «Христофор Колумб, или Открытие Нового света» (1815), «Дочь изгнанника» (1819) и др.

В драматургии Пиксерекура легко обнаруживаются истоки жанра. Как в мелодрамах, подобных «Пигмалиону» Руссо, наиболее напряженные места пьес разыгрываются в сопровождении музыки, обычный финал — куплеты, которые поют основные персонажи. Руссоистский культ девственной природы, «естественного человека» отразился в ряде экзотических мотивов («Христофор Колумб», «Робинзон Крузо»), в образе таинственного леса («Виктор», «Собака Монтаржа»), в любви к горным пейзажам, скалам, пещерам, потокам. С образом леса связывается тема разбойников, утвердившаяся в творчестве Пиксерекура под влиянием Шиллера и Ламартельера. Исторические сюжеты трагедий Шиллера и Гёте, интерес к исторической проблематике шекспировских пьес, французская историческая трагедия вызвали тягу Пиксерекура к историческим сюжетам. Такова, например, мелодрама «Человек о трех лицах», в которой привлечена история Венецианской республики, таковы мелодрамы «Текели» из венгерской истории, «Христофор Колумб» и многие другие произведения драматурга. В творчестве Пиксерекура ясно обнаруживается связь с пантомимой — одним из важнейших источников мелодрамы. Так, в «Викторе» есть пантомимическое изображение битвы, пантомимические разбойничьи сцены, в «Селине» один из главных персонажей — немой отец Селины Франциск. В этой связи огромное внимание уделяется зрелищности декораций (в «Христофоре Колумбе», например, выстраивается грандиозный корабль). Сохраняется открытая связь мелодрамы с «готическим романом». Из «готических» писателей Пиксерекур предпочитал Франсуа-Гийома Дюкре-Дюмениля, использовал его сюжеты для своих пьес.

«Виктор, или Дитя леса» («Victor, ou l’Enfant de la forêt», 1798) излагает сюжет одноименного романа Дюкре-Дюмениля, который он создал в 1791 г. Об этом романе В. Г. Белинский иронически писал, что «Виктор» — «лучшее произведение гениального Дюкре-Дюмениля, сперва сосланного неблагодарным потомством в лакейскую, а потом в подвалы... ». В основе сюжета романа и мелодрамы лежит характерная для предромантических произведений тайна рождения героя, т. е. тайна, лежащая в прошлом, за пределами действия, но властно влияющая на настоящее. Виктор, найденный младенцем в лесу, полюбил самой чистой и возвышенной любовью дочь барона Фритцирна. Барон в прошлом сыграл в судьбе Виктора роль благого провидения, усыновив его, и теперь он готов отдать свою дочь за Виктора — но только если тот сумеет доказать, что родился от честных и добродетельных родителей. Мелодраматизация усиливается, когда Виктор узнает, что его отец Роже — предводитель богемских разбойников. Дальнейшее развитие действия мелодрамы подчиняется «интриге», т. е. движению сюжета, основанному на случайностях, непредвиденных поворотах. В драматургии Пиксерекура можно предвидеть лишь конечный результат: тайна разъяснится, зло будет наказано, добродетель восторжествует, влюбленные соединятся. Аналогично развивается, например сюжет самой известной мелодрамы Пиксерекура «Селина, или Дитя тайны» («Coelina, ou l’Enfant du mystère», 1800), также заимствованной у Дюкре-Дюмениля. В таком построении сюжета обнаруживается близость Пиксерекура к тем представителям предромантического «готического романа», которые сохраняли связь с сентиментализмом, создавая так называемые «аффектированные романы» (Рэдклиф, Жанлис, Дюкре-Дюмениль и др.). По существу, французская предромантическая драматургия — это та же «аффектированная драма» в отличие от более мрачной, более мистической английской «готической драмы».

érécourt, sa vie, son mélodrame, sa technique et son influence. P., 1913.