Пиксерекур Рене Шарль Гильбер де
Рене Шарль Гильбер де Пиксерекур (Pixérécourt, 1773–1844) — французский драматург, признан подлинным основоположником, «канонизатором» жанра мелодрамы. В 1797 г. в театре «Амбигю комик» была поставлена его первая мелодрама «Маленькие овернцы», выдержавшая 392 представления. В последующие годы Пиксерекур создал около 120 пьес, многие из которых пользовались огромным успехом, выдерживали до 300–400, а иной раз по полторы тысячи представлений, а их общее количество достигло 30 тысяч. Наиболее известны мелодрамы Пиксерекура «Виктор, или Дитя леса» (1798), «Селина, или Дитя тайны» (1800), «Белый паломник» (1801), «Человек о трех лицах» (1801), «Жена двух мужей» (1802), «Текели, или Осада Монгаца» (1803), «Робинзон Крузо» (1805), «Ангел-хранитель, или Женщина-демон» (1808), «Собака Монтаржи, или Лес Бонди» (1814), «Христофор Колумб, или Открытие Нового света» (1815), «Дочь изгнанника» (1819) и др.
В драматургии Пиксерекура легко обнаруживаются истоки жанра. Как в мелодрамах, подобных «Пигмалиону» Руссо, наиболее напряженные места пьес разыгрываются в сопровождении музыки, обычный финал — куплеты, которые поют основные персонажи. Руссоистский культ девственной природы, «естественного человека» отразился в ряде экзотических мотивов («Христофор Колумб», «Робинзон Крузо»), в образе таинственного леса («Виктор», «Собака Монтаржа»), в любви к горным пейзажам, скалам, пещерам, потокам. С образом леса связывается тема разбойников, утвердившаяся в творчестве Пиксерекура под влиянием Шиллера и Ламартельера. Исторические сюжеты трагедий Шиллера и Гёте, интерес к исторической проблематике шекспировских пьес, французская историческая трагедия вызвали тягу Пиксерекура к историческим сюжетам. Такова, например, мелодрама «Человек о трех лицах», в которой привлечена история Венецианской республики, таковы мелодрамы «Текели» из венгерской истории, «Христофор Колумб» и многие другие произведения драматурга. В творчестве Пиксерекура ясно обнаруживается связь с пантомимой — одним из важнейших источников мелодрамы. Так, в «Викторе» есть пантомимическое изображение битвы, пантомимические разбойничьи сцены, в «Селине» один из главных персонажей — немой отец Селины Франциск. В этой связи огромное внимание уделяется зрелищности декораций (в «Христофоре Колумбе», например, выстраивается грандиозный корабль). Сохраняется открытая связь мелодрамы с «готическим романом». Из «готических» писателей Пиксерекур предпочитал Франсуа-Гийома Дюкре-Дюмениля, использовал его сюжеты для своих пьес.
«Виктор, или Дитя леса» («Victor, ou l’Enfant de la forêt», 1798) излагает сюжет одноименного романа Дюкре-Дюмениля, который он создал в 1791 г. Об этом романе В. Г. Белинский иронически писал, что «Виктор» — «лучшее произведение гениального Дюкре-Дюмениля, сперва сосланного неблагодарным потомством в лакейскую, а потом в подвалы... ». В основе сюжета романа и мелодрамы лежит характерная для предромантических произведений тайна рождения героя, т. е. тайна, лежащая в прошлом, за пределами действия, но властно влияющая на настоящее. Виктор, найденный младенцем в лесу, полюбил самой чистой и возвышенной любовью дочь барона Фритцирна. Барон в прошлом сыграл в судьбе Виктора роль благого провидения, усыновив его, и теперь он готов отдать свою дочь за Виктора — но только если тот сумеет доказать, что родился от честных и добродетельных родителей. Мелодраматизация усиливается, когда Виктор узнает, что его отец Роже — предводитель богемских разбойников. Дальнейшее развитие действия мелодрамы подчиняется «интриге», т. е. движению сюжета, основанному на случайностях, непредвиденных поворотах. В драматургии Пиксерекура можно предвидеть лишь конечный результат: тайна разъяснится, зло будет наказано, добродетель восторжествует, влюбленные соединятся. Аналогично развивается, например сюжет самой известной мелодрамы Пиксерекура «Селина, или Дитя тайны» («Coelina, ou l’Enfant du mystère», 1800), также заимствованной у Дюкре-Дюмениля. В таком построении сюжета обнаруживается близость Пиксерекура к тем представителям предромантического «готического романа», которые сохраняли связь с сентиментализмом, создавая так называемые «аффектированные романы» (Рэдклиф, Жанлис, Дюкре-Дюмениль и др.). По существу, французская предромантическая драматургия — это та же «аффектированная драма» в отличие от более мрачной, более мистической английской «готической драмы».
érécourt, sa vie, son mélodrame, sa technique et son influence. P., 1913.