Нодье Шарль
Шарль Нодье (ист.: dic.academic.ru)
Нодье (Nodier) Шарль (29. IV. 1780, Безансон — 27. I. 1844, Париж) — французский писатель, один из вождей романтизма. Родился в провинциальной семье адвоката, работал библиотекарем, был выдающимся библиофилом, что отразилось в его произведениях. Оказавшись в оппозиции к Наполеону, в 1803 г. вынужден был бежать в Швейцарию, затем, оказавшись на Балканах, работал в библиотеке города Лайбаха (ныне Любляна). На материале своих впечатлений от жизни балканских славян Нодье написал роман «Жан Сбогар» («Jean Sbogar», 1812, опубл. в 1818), получивший всеевропейскую известность (напр., упоминается в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина).
Эстетические взгляды Нодье сформировались под влиянием той ветви литературы XVIII века, в которой главное место занимает чувство. В своем «Курсе литературы» (1808) Нодье выделяет «чувствительных» и «меланхолических» писателей: Прево, Руссо, Ричардсона, Гёте, Стерна, Бернардена де Сен-Пьера, которые, по его мнению, стоят выше, чем Вольтер, Филдинг, Свифт. Н. начинает разрабатывать романтическое представление о «меланхолии», считая при этом вождем «меланхолической школы» Гёте как автора «Вертера». С этих позиций он в 1814 г. критикует Байрона и Шиллера, которые ввели в литературу «неуравновешенных героев». Байрона и авторов «готических» романов он критикует также за изображение торжества зла, за «варварские излишества» в изображении страданий.
Однако примерно в это же время происходит краткое, но сильное увлечение Нодье мелодрамой и «готическим» романом, результатом которого явился «Жан Сбогар». В романе действует активный, протестующий герой, герой с чертами «демона» и «ангела».
В статьях начала 1820-х годов Нодье разрывает с этой линией, считая Байрона вождем «неистового», «ложно-романтического» направления и связывая «подлинный романтизм» снова с «Вертером» Гёте. В статье о «Маленьком Пьере» Шписа и в предисловии к переводу сочинений Байрона (1823) он утверждает, что романтизм — это классицизм современного человечества и литература кошмаров и ужасов закономерна лишь потому, что она отражает оборотную сторону прогрессивного развития эпохи и, как переходное явление, вскоре должна исчезнуть. Однако в эти же годы он создает сказку «Смарра» («Smarra», 1821), полную ужасов.
В 1820-е годы Нодье становится во главе кружка романтиков — «Сенакль», в котором были объединены романтики разных направлений (Гюго, Виньи, Дешан и др.) с деятелями, занимавшими позиции, промежуточные между романтизмом и классицизмом (Суме и др.). Эстетической платформой «Сенакля» был компромисс, выраженный лозунгом Нодье: «Свобода, управляемая вкусом». С развитием демократического движения романтиков Нодье отходит от «Сенакля», во главе которого становится Гюго, но не смыкается с позициями Шатобриана и Ламартина, которых критикует в статьях.
«Сказок» («Contes»). В статье «О фантастическом в литературе» («Du fantastique en littérature», 1831) он призывает писателей обратиться к народным сказаниям и легендам, пока их не уничтожило «чудовище-прогресс». В 1832 г. Нодье написал предисловие к очередному переизданию романа «Жан Сбогар», где защищает самобытность своего произведения и раскрывает процесс создания романтического характера на основе реальных жизненных впечатлений, подвергнутых обработке в свете романтического миросозерцания.
Соч.: Oeuvres de Ch. Nodier, éditions Renduel: 12 vv. P., 1832–1834; Фантастические и сатирические повести: Сб., на франц. яз. / Сост., предисл. и комм. В. А. Мильчиной. М., 1985; в рус. пер. — Избранные произведения. М.–Л., 1960; Читайте старые книги: Новеллы, статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн. 1–2/ Сост. и прим. В. А. Мильчиной. М., 1989; Нодье Ш., Бурже П., Аллен-Фурнье. Жан Сбогар. Ученик. Большой Мольн / Сост. и вступит. статья Л. Андреева. Коммент. Е. Петраш. М., 1990; Фея хлебных крошек. М., 1996.
des oeuvres de Ch. Nodier, P., 1923.
Вл. А. Луков