Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Нодье Шарль

Нодье Шарль

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век Нодье Шарль

Шарль Нодье (ист.: dic.academic.ru)

Нодье (Nodier) Шарль (29. IV. 1780, Безансон — 27. I. 1844, Париж) — французский писатель, один из вождей романтизма. Родился в провинциальной семье адвоката, работал библиотекарем, был выдающимся библиофилом, что отразилось в его произведениях. Оказавшись в оппозиции к Наполеону, в 1803 г. вынужден был бежать в Швейцарию, затем, оказавшись на Балканах, работал в библиотеке города Лайбаха (ныне Любляна). На материале своих впечатлений от жизни балканских славян Нодье написал роман «Жан Сбогар» («Jean Sbogar», 1812, опубл. в 1818), получивший всеевропейскую известность (напр., упоминается в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина).

Эстетические взгляды Нодье сформировались под влиянием той ветви литературы XVIII века, в которой главное место занимает чувство. В своем «Курсе литературы» (1808) Нодье выделяет «чувствительных» и «меланхолических» писателей: Прево, Руссо, Ричардсона, Гёте, Стерна, Бернардена де Сен-Пьера, которые, по его мнению, стоят выше, чем Вольтер, Филдинг, Свифт. Н. начинает разрабатывать романтическое представление о «меланхолии», считая при этом вождем «меланхолической школы» Гёте как автора «Вертера». С этих позиций он в 1814 г. критикует Байрона и Шиллера, которые ввели в литературу «неуравновешенных героев». Байрона и авторов «готических» романов он критикует также за изображение торжества зла, за «варварские излишества» в изображении страданий.

Однако примерно в это же время происходит краткое, но сильное увлечение Нодье мелодрамой и «готическим» романом, результатом которого явился «Жан Сбогар». В романе действует активный, протестующий герой, герой с чертами «демона» и «ангела».

В статьях начала 1820-х годов Нодье разрывает с этой линией, считая Байрона вождем «неистового», «ложно-романтического» направления и связывая «подлинный романтизм» снова с «Вертером» Гёте. В статье о «Маленьком Пьере» Шписа и в предисловии к переводу сочинений Байрона (1823) он утверждает, что романтизм — это классицизм современного человечества и литература кошмаров и ужасов закономерна лишь потому, что она отражает оборотную сторону прогрессивного развития эпохи и, как переходное явление, вскоре должна исчезнуть. Однако в эти же годы он создает сказку «Смарра» («Smarra», 1821), полную ужасов.

В 1820-е годы Нодье становится во главе кружка романтиков — «Сенакль», в котором были объединены романтики разных направлений (Гюго, Виньи, Дешан и др.) с деятелями, занимавшими позиции, промежуточные между романтизмом и классицизмом (Суме и др.). Эстетической платформой «Сенакля» был компромисс, выраженный лозунгом Нодье: «Свобода, управляемая вкусом». С развитием демократического движения романтиков Нодье отходит от «Сенакля», во главе которого становится Гюго, но не смыкается с позициями Шатобриана и Ламартина, которых критикует в статьях.

«Сказок» («Contes»). В статье «О фантастическом в литературе» («Du fantastique en littérature», 1831) он призывает писателей обратиться к народным сказаниям и легендам, пока их не уничтожило «чудовище-прогресс». В 1832 г. Нодье написал предисловие к очередному переизданию романа «Жан Сбогар», где защищает самобытность своего произведения и раскрывает процесс создания романтического характера на основе реальных жизненных впечатлений, подвергнутых обработке в свете романтического миросозерцания.

Соч.: Oeuvres de Ch. Nodier, éditions Renduel: 12 vv. P., 1832–1834; Фантастические и сатирические повести: Сб., на франц. яз. / Сост., предисл. и комм. В. А. Мильчиной. М., 1985; в рус. пер. — Избранные произведения. М.–Л., 1960; Читайте старые книги: Новеллы, статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн. 1–2/ Сост. и прим. В. А. Мильчиной. М., 1989; Нодье Ш., Бурже П., Аллен-Фурнье. Жан Сбогар. Ученик. Большой Мольн / Сост. и вступит. статья Л. Андреева. Коммент. Е. Петраш. М., 1990; Фея хлебных крошек. М., 1996.

des oeuvres de Ch. Nodier, P., 1923.

Вл. А. Луков