Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Леконт де Лиль Шарль

Леконт де Лиль Шарль

Леконт де Лиль (Leconte de Lisle) Шарль (22. 10. 1818–17. 07. 1894) – французский поэт, глава и теоретик поэтической группы «Парнас». Член Французской Академии (1886). Родился в семье француза-фельдшера и креолки. Учился в Бретани. Леконт де Лиль в 1840-х годах сближается с социалистами, сотрудничает в фурьеристских изданиях «Фаланга», «Мирная демократия», становится активным участником революционных событий 1848, инициирует закон об отмене рабства в колониях. В поэзии Леконт де Лиль прямой продолжатель Т. Готье, приверженец теории «чистого искусства». Первый сборник «Античные стихотворения» (1852), появившийся задолго до образования парнасской школы, пронизан пафосом отрицания современной действительности. Античность для поэта — прообраз будущего, идеал, к которому должен стремиться художник. Стихотворения этого сборника отмечены пластической выразительностью образа, спокойной величественностью, статикой, умиротворенностью. Леконту де Лилю свойственно ощущение гармонии бытия, выраженное в мотивах отдыха, тишины, покоя. Как и Готье, Леконт де Лиль провозглашает главным принципом творчества служение Прекрасному.

В поэтических сборниках «Поэмы и стихотворения» (1855), «Новые стихотворения» (1857), «Варварские стихотворения» (1862) поэт часто обращается к далеким временам и древним цивилизациям (Древней Греции, Индии, Востоку). Леконт де Лиль создает с помощью зрительных и звуковых образов масштабные, живописные пейзажи, в которых особенно подчеркиваются сила и красота тропической природы, ее динамичное движение («Девственный лес», «Черная пантера», «Сон кондора»), активность лирического героя, стремящегося стать соразмерным огромному миру («In excelsis»). Леконт де Лиль поэтизирует варварские времена («Сердце Хиальмара»), представленные как антитеза ничтожным буржуазным «варварам» – современникам Леконта де Лиля («Современникам»). Интерес к экзотике, бегство от действительности, космизм поэтического видения сближают Леконта де Лиля с романтической традицией. Между тем культ формы, принцип безличности искусства, стремление к точному воссозданию внешнего облика того или иного предмета, вещи позволяют видеть в Леконте де Лиле главу «Парнаса».

изображает человечество рабски покорным, трусливым и жалким, не самостоятельным в своих действиях, пассивной жертвой Бога, объявляя даже мятежного героя неполноценным, бессильным перед огромным миром, давящим на него своей плотностью, тяжеловесностью и непроницаемостью («Слоны», «Оазис», «Лунное сияние», «Ягуар», «Ревуны»).

«Эринии», 1873; поэтические сборники «Трагические стихотворения», 1884; «Последние стихотворения», опубл. посм. 1895). Тема смерти становится доминантной в этих произведениях и реализуется в образах и мотивах пустоты, темноты, мертвенности, леденящего холода, безжизненности, безлюдия.

Соч.: Оeuvres. V. 1–6. P., 1881–1925; в рус. пер. — Эринии / Пер. М. Лозинского. Пг., 1922; Из четырех книг. Стихи / Пер. и прим. И. Поступальского. [Вступ. ст. Н. И. Балашова]. М., 1960.

Лит.: История французской литературы. T. 2. М., 1956; Рыкова Н. Леконт де Лиль // Писатели Франции. М., 1964; Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М., 1973; Анненский И. Леконт де Лиль и его «Эринии» // Анненский И. Книга отражений. М., 1979; Flottes P. Leconte de Lisle. P., 1954; Priou J. -M. Leconte de Lisle. P., 1967.