Ламартин Альфонс де
Анри Декен (Henri Decaisne). Портрет Альфонса де Ламартина, 1830.
Ламартин (Lamartine) Альфонс Мари Луи де (21. 10. 1790, Макон, деп. Сена и Луара — 28. 02. 1869, Париж) — французский поэт, публицист, общественный деятель, основоположник французской романтической поэзии (сб. «Поэтические раздумья» — «Méditations poétiques», 1820). Не порывая, с формами классического стиха, Ламартин в жанре элегии, а позже в молитвенной оде (см. сборник «Поэтические и религиозные гармонии» — «Harmonies poétiques et religieuses», 1830) раскрыл новую, романтическую концепцию мира, человека и искусства.
«Долина»), теряется перед открывающимся ему в природе лицом вечности («Вечность») и бесконечности («Долина»). Его охватывает глубокая меланхолия («Уединение»). Квинтэссенцией поэтического восприятия Ламартина стала элегия «Озеро». Утрата возлюбленной погружает лирического героя в меланхолически-созерцательное состояние. Убаюкивающий ритм стиха перекликается с образом ночи, плеском волн, лунной зыбью на поверхности озера. Все: деревья и скалы, волны и лунный свет — напоминает герою о невозвратимых мгновениях свидания с возлюбленной. Д. Д. Обломиевский писал об элегиях поэта: «Человек у Ламартина не соразмерен окружающему миру: он пассивен, остро ощущает свою ущербность и неполноценность, никогда не чувствует себя на земле хозяином, нуждается постоянно в помощи. В этом проявляется религиозный характер поэзии Ламартина: в ней намечается идея бога». Эта идея, подкрепленная растворением образов материального мира в бестелесности божественной субстанции, находит отражение в одах Ламартина «Молитва», «Вера», «Бог».
«предуведомлениях» к поэмам и сборникам стихов. В «Предуведомлении» к поэме «Смерть Сократа» («La Mort de Socrate», 1823) поэзия предстает как откровение иного мира, «язык богов», чем определяется ее совершенно особое место в жизни человека. Ламартин устанавливает две важнейшие связи: поэзии и музыки (отсюда особое внимание к разработке понятия «гармония», к музыкально-поэтическому ритму, а также свойственному обоим видам искусства взлету чувств, в котором Ламартину видится божественное начало) и поэзии и философии (для Ламартина поэзия и философия — сестры, они неразделимы). Философичность и лирический характер поэзии выступают как свойства романтического искусства. Вот почему Ламартин, говоря о поэме Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда», считает, что даже сама идея этой поэмы не могла бы возникнуть в классической поэзии («Предуведомление» к переводу 4-й песни поэмы Байрона, сделанному Ламартином в 1825 г.). В этой работе представляет интерес раскрытие связи романтического поэта (Байрона) и его героя (Чайлд-Гарольда), которое оказалось созвучным пушкинскому отзыву о Байроне. Ламартин разрабатывал и вопросы, связанные с читательским восприятием поэзии. Свои стихи он адресует не читателю вообще, а «единственному» сердцу, читателю романтического склада, живущему устремлением к «иному», идеальному миру, о чем поэт пишет в «Предуведомлении» к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии».
В 1830 г. Ламартин был принят во Французскую Академию. Речь его при вступлении в Академию отличалась резко выраженным монархизмом, была более изящным комплиментом предшественнику по академическому креслу, чем эстетическим манифестом. Тем не менее, в ней содержится важная мысль о связи судьбы человека с эпохой, в которую он живет. Однако романтик Ламартин определяет эту связь как обратно пропорциональную: наибольший расцвет личности, ее талантов связан с наибольшей ничтожностью общественных связей. Человек не формируется эпохой, а «брошен на сцену мира» и лишь проявляется эпохой.
Ламартин сочетал творчество с политической деятельностью. В результате событий 1848 г. он стал фактическим главой французского правительства, способствовал уничтожению республиканских форм правления.
Ламартин отвергает красное знамя 25 февраля 1848 года.
«О Ламартине и современной французской поэзии». Пушкин невысоко оценил первый сборник Ламартина, однако во втором — «Новые поэтические раздумья» («Nouvelles méditations poétiques», 1823) выделил два стихотворения — «Умирающий поэт» и «Наполеон». В целом Пушкин не воспринимал Ламартина как романтика, его «Религиозные и поэтические гармонии» считал однообразными и вялыми.
ètes de Lamartine, publiées et inédites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863;
— Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку // Телескоп. 1834. Ч. 20. № 15 и 16; Шарлотта Корде (из истории жирондистов) // Современник. 1847 № III; Признание // Современник. 1849. Т. XIV–XV; 1850. Т. XXIII–XXIV; Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни // Библиотека для чтения. 1849. Ч. 94 и 95; Антониэлла: Роман. СПб., 1868; То же. СПб., 1875; История жирондистов: 4 т. СПб., 1902; Жанна д’Арк (Орлеанская дева) // СПб.: Изд. Суворина, б. г. («Дешевая б-ка»); Одиночество. Озеро // Европейская поэзия XIX века. М., 1977; Стихи // Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985.
Лит.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947; Его же. Французский символизм. М., 1973; Корбе Ш. Ламартин и Россия // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966; Луков Вл. А. Ламартин // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003.
Вл. А. Луков