Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Ламартин Альфонс де

Ламартин Альфонс де

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век Ламартин Альфонс де

Анри Декен (Henri Decaisne). Портрет Альфонса де Ламартина, 1830.

Ламартин (Lamartine) Альфонс Мари Луи де (21. 10. 1790, Макон, деп. Сена и Луара — 28. 02. 1869, Париж) — французский поэт, публицист, общественный деятель, основоположник французской романтической поэзии (сб. «Поэтические раздумья» — «Méditations poétiques», 1820). Не порывая, с формами классического стиха, Ламартин в жанре элегии, а позже в молитвенной оде (см. сборник «Поэтические и религиозные гармонии» — «Harmonies poétiques et religieuses», 1830) раскрыл новую, романтическую концепцию мира, человека и искусства.

«Долина»), теряется перед открывающимся ему в природе лицом вечности («Вечность») и бесконечности («Долина»). Его охватывает глубокая меланхолия («Уединение»). Квинтэссенцией поэтического восприятия Ламартина стала элегия «Озеро». Утрата возлюбленной погружает лирического героя в меланхолически-созерцательное состояние. Убаюкивающий ритм стиха перекликается с образом ночи, плеском волн, лунной зыбью на поверхности озера. Все: деревья и скалы, волны и лунный свет — напоминает герою о невозвратимых мгновениях свидания с возлюбленной. Д. Д. Обломиевский писал об элегиях поэта: «Человек у Ламартина не соразмерен окружающему миру: он пассивен, остро ощущает свою ущербность и неполноценность, никогда не чувствует себя на земле хозяином, нуждается постоянно в помощи. В этом проявляется религиозный характер поэзии Ламартина: в ней намечается идея бога». Эта идея, подкрепленная растворением образов материального мира в бестелесности божественной субстанции, находит отражение в одах Ламартина «Молитва», «Вера», «Бог».

«предуведомлениях» к поэмам и сборникам стихов. В «Предуведомлении» к поэме «Смерть Сократа» («La Mort de Socrate», 1823) поэзия предстает как откровение иного мира, «язык богов», чем определяется ее совершенно особое место в жизни человека. Ламартин устанавливает две важнейшие связи: поэзии и музыки (отсюда особое внимание к разработке понятия «гармония», к музыкально-поэтическому ритму, а также свойственному обоим видам искусства взлету чувств, в котором Ламартину видится божественное начало) и поэзии и философии (для Ламартина поэзия и философия — сестры, они неразделимы). Философичность и лирический характер поэзии выступают как свойства романтического искусства. Вот почему Ламартин, говоря о поэме Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда», считает, что даже сама идея этой поэмы не могла бы возникнуть в классической поэзии («Предуведомление» к переводу 4-й песни поэмы Байрона, сделанному Ламартином в 1825 г.). В этой работе представляет интерес раскрытие связи романтического поэта (Байрона) и его героя (Чайлд-Гарольда), которое оказалось созвучным пушкинскому отзыву о Байроне. Ламартин разрабатывал и вопросы, связанные с читательским восприятием поэзии. Свои стихи он адресует не читателю вообще, а «единственному» сердцу, читателю романтического склада, живущему устремлением к «иному», идеальному миру, о чем поэт пишет в «Предуведомлении» к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии».

В 1830 г. Ламартин был принят во Французскую Академию. Речь его при вступлении в Академию отличалась резко выраженным монархизмом, была более изящным комплиментом предшественнику по академическому креслу, чем эстетическим манифестом. Тем не менее, в ней содержится важная мысль о связи судьбы человека с эпохой, в которую он живет. Однако романтик Ламартин определяет эту связь как обратно пропорциональную: наибольший расцвет личности, ее талантов связан с наибольшей ничтожностью общественных связей. Человек не формируется эпохой, а «брошен на сцену мира» и лишь проявляется эпохой.

Ламартин сочетал творчество с политической деятельностью. В результате событий 1848 г. он стал фактическим главой французского правительства, способствовал уничтожению республиканских форм правления.

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век Ламартин Альфонс де


Ламартин отвергает красное знамя 25 февраля 1848 года.

«О Ламартине и современной французской поэзии». Пушкин невысоко оценил первый сборник Ламартина, однако во втором — «Новые поэтические раздумья» («Nouvelles méditations poétiques», 1823) выделил два стихотворения — «Умирающий поэт» и «Наполеон». В целом Пушкин не воспринимал Ламартина как романтика, его «Религиозные и поэтические гармонии» считал однообразными и вялыми.

ètes de Lamartine, publiées et inédites: 40 vol. Paris: Hachette, 1860–1863;

— Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку // Телескоп. 1834. Ч. 20. № 15 и 16; Шарлотта Корде (из истории жирондистов) // Современник. 1847 № III; Признание // Современник. 1849. Т. XIV–XV; 1850. Т. XXIII–XXIV; Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни // Библиотека для чтения. 1849. Ч. 94 и 95; Антониэлла: Роман. СПб., 1868; То же. СПб., 1875; История жирондистов: 4 т. СПб., 1902; Жанна д’Арк (Орлеанская дева) // СПб.: Изд. Суворина, б. г. («Дешевая б-ка»); Одиночество. Озеро // Европейская поэзия XIX века. М., 1977; Стихи // Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985.

Лит.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947; Его же. Французский символизм. М., 1973; Корбе Ш. Ламартин и Россия // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966; Луков Вл. А. Ламартин // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003.

Вл. А. Луков