Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Курье Поль-Луи

Курье Поль-Луи

Курье (Courier de Méré) Поль-Луи (4. 01. 1772, Париж, — 10. 04. 1825, поместье Ла Шавоньер, Вере, департамент Эндр и Луара) — французский писатель, публицист, филолог-эллинист.

Родился в Париже в состоятельной буржуазной семье. С юности увлекался античной литературой и древними языками. В 1792 г. поступил в Артиллерийское училище в Шалоне. По окончании училища служил в частях французской республиканской армии в Италии. В 1809 г. подал в отставку и занялся филологическими изысканиями. В 1809 г. в одной из библиотек Флоренции он обнаружил дотоле неизвестный отрывок из античного романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

В 1812 г. вернулся во Францию. Убежденный республиканец, Курье не принял ни империи Наполеона, ни реставрации Бурбонов. Он стал одним из самых последовательных и непримиримых критиков Реставрации. В своих памфлетах «Петиция обеим палатам» (1816), «Письмо господам членам Академии Надписей и Изящной Словесности» (1820), «Бесхитростная речь Поля-Луи, винодела из Ла Шавоньер…» (1821) разоблачал произвол властей, высмеивал разложение нравов в академической и придворной среде в эпоху Реставрации. «Монархия в 1815−1825 гг. не знала более непримиримого противника, чем этот «журналист без газеты» (Ш. Ледре). Курье был привлечен к суду за оскорбление общественной нравственности и особы короля. Суд приговорил его к двум месяцам тюремного заключения и штрафу в двести франков.

«Петицию в палату депутатов в защиту деревенских жителей, которым запрещают танцевать» (1822). Писатель вновь обращается к форме петиции, отстаивая право простых людей жить свободно, не испытывая притеснений со стороны властей и духовенства. Частный случай — запрет крестьянам небольшой деревушки Азэ танцевать по воскресным дням, который префект издал по требованию местного кюре, — становится под пером Курье выражением сути полицейского режима Реставрации.

Новый памфлет Курье вызвал возмущение при дворе. По решению суда тираж был конфискован. После этого Курье перестал печататься под своим именем.

Последним произведением Курье стал «Памфлет о памфлетах» (1824), в котором он излагает свою концепцию жанра памфлета. Для Курье это — произведение небольшого объема обличительной направленности, затрагивающее актуальные вопросы современной общественной жизни, отличающееся простым и лаконичным стилем. Образец памфлета для Курье — «Письма к провинциалу» Блеза Паскаля. Курье видит заслугу Паскаля в том, что его «Письма» стали в середине XVII века мощным оружием в борьбе с иезуитами. Он также высоко оценивает современную ему американскую прессу, которая сохраняет большую свободу, что позволяет ей беспрепятственно и регулярно печатать на своих страницах памфлеты и говорить правду читателям.

его как политическое убийство.

Современник Курье, авторитетный критик Ш. -О. Сент-Бев писал: «Курье, как бы мы ни расценивали его нравственный облик и его общественную деятельность, останется во французской литературе как совершенно самобытный и единственный в своем роде писатель. Он был одной из тех редких натур, которым дано было достичь совершенства в избранном ими жанре и довести до блеска свои природные данные: написал он немного, но то, что им написано, отличается законченностью и совершенством <…>. Едкие насмешки слетали с его уст, как будто движимые не зависящей от его воли пружиной, но сам он бывал доволен лишь тогда, когда, исподволь навострив эти стрелы, связывал их в пучок. Во многих отношениях он напоминает Беранже, который даже в своей полемике неизменно проявляет взыскательность в отношении композиции и стиля» .

«Курье очень одаренный человек, в нем есть кое-что от Байрона, а также от Бомарше и Дидро. От Байрона — великое умение орудовать аргументами, от Бомарше — адвокатская сноровка, от Дидро — диалектичность, при этом он настолько остроумен, что лучшего и желать нельзя <…> Но вообще Курье человек недостаточно положительный, чтобы заслуживать безусловной похвалы. Он в неладах со всем миром и трудно предположить, что на него не ложится какая-то доля вины и неправоты» .

— Памфлеты. М., 1957.

Лит.: Сент-Бёв Ш. -О. Литературные портреты. Критические очерки. — М.: Худож. литература, 1970. — С. 414−415; Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. — Ереван: Айастан, 1988. — С. 414−415; Тарле Е. П. -Л. Курье // История западной литературы (1810–1910) / Под ред. Ф. Д. Батюшкова. М., 1913. Т. 2; Наркирьер Ф. С. Поль-Луи Курье // История французской литературы: В 4 т. М., 1956. Т. II. С. 120–133; Потапов А. Художественное своеобразие политических памфлетов П. -Л. Курье // Из истории западноевропейских литератур XVIII–XX вв. М., 1957; Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004. С. 192–196.

В. П. Трыков