Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Гюго Виктор Мари

Гюго Виктор Мари
 

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 26. 02. 1802, Безансон, — 22. 05. 1885, Париж) — великий французский писатель, вождь французского романтизма, его теоретик.

Родился в Безансоне, в семье наполеоновского генерала. В Мадриде, где отец Гюго был губернатором, родители разорвали отношения. Мать Виктора уехала с детьми в Париж. Политические симпатии матери сделали из него роялиста. В своих первых стихах он проклинает Наполеона, воспевает Бурбонов. Ему близок классицизм. Под влиянием Ламартина и Шатобриана Гюго переходит на позиции романтизма. Начинается первый этап его творчества (1820–1850). В 1822 г. он издал оды, к которым затем добавил баллады. В предисловиях к сборнику «Оды и баллады» («Odes et poésies diverses», в изд. 1826 г. —«Odes et Ballades») поэт объяснил свое понимание этих двух жанров. В классицистическом жанре оды он находит черты, сближающие оду с романтической поэзией. Если в оде будет передано движение мысли, которое определит композицию и будет связано с развитием сюжета, если использовать не античные, а христианские образы, то «ода могла бы вызвать тот же интерес, что вызывает драма». Баллады же — совсем романтический жанр, «это причудливые поэтические наброски: живописные картины, грезы, рассказы и сцены из жизни, легенды, порожденные суеверием, народные предания».

«Восточное» («Les Orientales», 1828). В отличие от Ламартина лирическим героем Гюго становится не созерцатель, а деятель. В области поэтического стиля реформа Гюго выразилась в требовании заменить рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств.

«Дневник якобита 1819 года») он обосновывает право художника на свободу творчества, критикует догматизм классицистов. В предисловиях к «Одам и балладам» разных лет издания поэт обосновывает реформу в поэзии, обращение к романтическому жанру баллады, «романтизацию» классицистической оды. Важны и поздние работы Г. («Вильям Шекспир» — «William Shakespeare», 1864; и др.). Подлинным манифестом французского романтизма стало «Предисловие к “Кромвелю”» («Préface de Cromwell», 1827). Человечество прошло в своем развитии три эпохи, считает поэт. Современная, третья эпоха (после юности и зрелости это эпоха старости человечества) начинается с утверждения христианства, которое открыло в человеке два борющихся начала — ангела и зверя. В литературе новое время отражается в драме с ее конфликтностью, контрастами. Вершина литературы нового времени — Шекспир. Однако Гюго считает, что подражание Шекспиру не принесет успеха романтику. Самому писателю ближе национальная традиция, прежде всего Мольер. Считая драму «концентрирующим зеркалом», Гюго отказывается от классицистической типизации через какую-то одну человеческую страсть, стремясь в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых выявит идеальное, возвышенное в человеке, а другая низменное, гротескное. Теория романтической драмы послужила писателю основой для создания новаторских произведений — драм «Марьон Делорм» («Marion Delorme», 1829), «Эрнани» («Hernani», 1830, премьера этой драмы накануне революции стала центральным событием в истории французского театра XIX века, был нанесен сокрушительный удар по классицизму и реакции), «Король забавляется» («Le roi s'amuse», 1832), «Рюи Блаз» («Ruy Blas», 1838). В драмах Гюго складывается тип романтического характера и конфликта, проблематика, композиция, язык, определившие лицо французской романтической драмы. Триумф «Рюи Блаза» свидетельствовал об утверждении романтической драмы на сцене.

Гюго рано начал писать прозу (романы «Ган Исландец» — «Han d'Islande», 1823; «Бюг Жаргаль» — «Bug-Jargal», 1826; психологический этюд «Последний день приговоренного к казни» — «Le Dernier Jour d'un condamné», 1829; и др.). В романе «Собор Парижской богоматери» («Notre-Dame de Paris», 1831) он обращается к XV веку — эпохе перехода от средних веков к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живой облик этой динамичной эпохи, Гюго ищет и нечто вечное, в чем все эпохи объединяются. Так на первый план выдвигается образ собора Парижской богоматери, создававшегося народом веками. Народным началом определяется в романе отношение к каждому из действующих лиц — Эсмеральде, Клоду Фролло, Квазимодо. Гюго разрабатывает тип романтического исторического романа, отличный от романов В. Скотта. Он не стремится к детальной точности; исторические лица не занимают центрального места в романе. Цель Гюго — передать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для Гюго указать на внеисторические свойства людей, вечную борьбу добра и зла.

Второй этап творчества Гюго (1851–1870) — это время изгнания поэта из Франции. Так он расплатился за участие в Февральской революции 1848 г. и нежелание поддержать государственный переворот Луи Наполеона Бонапарта, объявившего Францию империей, а себя императором Наполеоном III. В его творчестве резко усиливается политическая, социальная направленность, утверждается ораторская, обличительная интонация (памфлет против Наполеона III «Наполеон малый» — «Napoléon le Petit», сборник «Возмездие» — «Les Châtiments», 1853). Раньше поэт прославился замечательными описаниями природы (сборники стихов «Осенние листья» — «Les Feuilles d'automne», 1831; «Песни сумерек» — «Les Chants du crépuscule», 1835; «Внутренние голоса» — «Les Voix intérieures», 1837; «Лучи и тени» — «Les Rayons et les Ombres», 1840). Теперь гармония природы раздражает его своим спокойствием, ему чудится, что природа — соучастница преступления Наполеона III («В июне ездил я в Брюссель»). Но поэт обнаруживает и тех, кто действительно помог Наполеону III совершить переворот: здесь и обыватели-буржуа, для которых «монета — бог» («Буржуа у себя дома»), и церковь, и государственные учреждения («Очная ставка»), и реакционная пресса («Журналист»).

«Отверженные» («Les Misérables») Гюго писал в течение 20 лет. Он вышел в свет в 1862 г. Это лучший роман писателя. По жанру «Отверженные» — социально-романтический роман-эпопея. В романе синтезируются романтические тенденции с влиянием достижений критического реализма. Это влияние сказалось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. Писатель показывает беспощадность эксплуатации человека человеком (образ семейства Тенардье, угнетающего маленькую Козетту), несправедливость суда (история Жана Вальжана), он рисует политические катастрофы (поражение Наполеона при Ватерлоо), революции (восстания французского народа в 1830–1840-х годов), жизнь различных слоев общества. В романе каждое большое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Над законом, воплотившим в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра. В 1860-е годы Гюго пишет романы «Труженики моря» («Les Travailleurs de la mer», 1866), «Человек, который смеется» («L'Homme qui rit», 1869). Оба романа сохраняют романтическое звучание.

Третий период (1870–1885) открывается возвращением Гюго в Париж в день провозглашения Франции республикой (4. 09. 1870). Его встречают как национального героя. Он активно участвует в патриотическом сопротивлении народа прусским захватчикам в ходе франко-прусской войны. В 1872 г. Гюго опубликовал сборник стихов «Грозный год» («L'Année térrible»). Это дневник в стихах, охватывающий период с августа 1870 по июль 1871. Наряду с ораторским стилем, свойственным стихам, в которых разоблачаются развязавший войну Наполеон III, буржуазия («Седан», «Капитуляция» и др.), появляются и лирически окрашенные стихи, в которых чувствуется растерянность поэта перед грандиозными историческими событиями. В последние годы жизни Гюго работает над романом «Девяносто третий год» («Quatrevingt treize», 1874), поэтическими сборниками «Искусство быть дедушкой» («L'Art d'être grand-père», 1877), «Легенда веков» («La Légende des siècles», многолетняя работа над этим произведением была завершена в 1883 г.), сатирическими поэмами «Папа» («Le Pape», 1878), «Осел» («L'Âne», 1880) и др., в 1882 г. публикует драму «Торквемада» («Torquemada»), вызвавшую возмущение реакционной прессы своим разоблачением религиозного фанатизма.

«Отверженные» лучшим французским романом XIX века.

Соч.: Oeuvres complètes. T. 1–48. P., 1904–1938; в рус. пер. — Собр. соч.: В 15 т. М., 1953–1956; Собр. соч.: В 10 т. М., 1972; Собр. соч.: В 6 т. М., 1988; Собр. соч.: В 7 т. М., 1994; Собр. соч.: В 14 т. М., 2000–2004.

Гюго. М., 1971; Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976; Луков Вл. А. Гюго // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Peyre H. Hugo. P., 1972; Gamarra P. Victor Hugo. P., 1972; Brombert V. Victor Hugo and the Visionary Novel. Cambridge (Mass.), 1984.

Вл. А. Луков