Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Готье Теофиль

Готье Теофиль

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век Готье Теофиль

Теофиль Готье. Фото В. Ф. Тимма (1820–1895). (Ист.: obozrevatel.com).

Готье (Gautier) Теофиль (30. 8. 1811  22. 10. 1872) — французский писатель, критик и журналист. Родился в Табре в семье наполеоновского офицера. В 1814 г. семья переезхала в Париж. Готье учился в лицее Карла Великого, где подружился с Ж. де Нервалем. Увлекался живописью. Испытал влияние В. Гюго. Первые опубликованные поэтические произведения — сборник «Стихотворения» (1830), фантастическая поэма «Альбертус» (1833), сборник новелл «Молодая Франция» (1833) — свидетельствовали о приверженности их автора принципам романтизма, но остались почти не замеченными.

«Мадемуазель де Мопен» (1835–1836) он сформулировал основные положения теории «искусства для искусства»: искусство самоценно, оно не имеет никаких внешних, неэстетических задач и функций — познавательной, воспитательной, социальной. Единственная цель художника — воплощать Красоту, а «воистину прекрасно только то, что абсолютно ни на что не годится, все полезное уродливо…». В начале 1830-х годов Готье занялся журналистикой, в парижской газете «Пресс» вел раздел литературной и художественной критики. Опубликованные в периодической печати литературные портреты поэтов XV–XVII веков (Ф. Вийона, Т. де Вио, Сент-Амана, С. Сирано де Бержерака и др.) вошли в сборник «Гротески» (1844).

— поэтический сборник «Эмали и камеи» (1852), образец «словесной живописи», который отличает пластическая выразительность и живописность образов, отточенность художественной формы, эмоциональная сдержанность. Готье уподобляет слова краскам, создает визуально конкретный образ предмета или явления («Симфония ярко-белого», «Этюд рук», «К розовому платью», «Часы», «Чайная роза», «Кармен»). В сборнике выражен идеал «вечного искусства», преодолевающего быстротечность жизни и навсегда запечатлевающего в своих формах преходящие мгновения бытия.

При жизни наибольшим успехом у широкой публики пользовался приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863). Готье также автор романов «Эльдорадо, или Фортунио» (1837), «Роман о мумии» (1858), многочисленных новелл, статей, рецензий, литературных портретов, путевых заметок. Свои впечатления от поездки в Россию он описал в книге «Путешествие в Россию» (1867). Последней большой работой Готье стала незавершенная книга «История романтизма» (1874).

— поворотный момент во французской поэзии XIX века. Культ формы, преодоление романтического лиризма, требование «объективности», «бесстрастности» в поэзии — все это откроет путь парнасской школе. Концепция «искусства для искусства» оказала воздействие на Ш. Бодлера и поэзию символизма. На русский язык Готье переводили В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилев, Б. Лифшиц и др.

— Путешествие в Россию. М., 1988. Эмали и камеи. М., 1989; Два актера на одну роль. Новеллы. М., 1991; Капитан Фракасс. М., 1992; Мадемуазель де Мопен. М., 1997.

Лит.: Косиков Г. К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» // Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989; Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999; Schapira M. C. Le regard de Narcisse. Romans et nouvelles de Th. Gautier. Lyon, 1984; Voisin M. Le Soleil et la nuit. L’imaginaire dans l’oeuvre de Théophile Gautier. Bruxelles, 1981.