Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Гобсек (персонаж повести О. Бальзака «Гобсек»)

Гобсек (персонаж повести О. Бальзака «Гобсек»)

Гобсек — центральный персонаж повести О. Бальзака «Гобсек», входящей в «Человеческую комедию». Он не сразу обрел свою окончательную историю и черты.

В 1830 г. Бальзак написал очерк «Ростовщик». В двухтомных «Сценах частной жизни» (1830) была опубликована повесть «Опасности беспутства», первую часть которой составил очерк «Ростовщик», а вторая «Поверенный») и третья («Смерть мужа») части вносили в произведение новеллистический элемент: в центре повести оказывался любовный треугольник граф де Ресто — Анастази — граф Максим де Трай. История аристократической семьи оттесняет на второй план образ ростовщика Гобсека (наделенного в повести рядом положительных черт, в финале отказывающегося от ростовщичества и становящегося депутатом). Через пять лет, в 1835 г., Бальзак переделывает повесть, дает ей название «Папаша Гобсек». На первый план выходит образ Гобсека (говорящее имя: «живоглот») — своего рода «скупого рыцаря» современности. Поэтому повести придан другой финал: Гобсек умирает среди скопленных за счет людских драм сокровищ, утрачивающих всякую ценность перед лицом смерти. Образ ростовщика Гобсека достигает такой масштабности, что становится нарицательным для обозначения скупца, превосходя в этом отношении Гарпагона из комедии Мольера «Скупой». Существенно, что образ не утрачивает реалистичности, сохраняет живую связь с бальзаковской современностью. Бальзаковский Гобсек типический характер.

«Этюды о нравах» (вошла в «Сцены частной жизни») и приобрела окончательное название «Гобсек». Начало ее действия отнесено к зиме 1829/30 г. О ростовщике Гобсеке рассказывает стряпчий Дервиль в салоне виконтессы де Гранлье, чья дочь Камилла увлеклась очаровательным, но небогатым Эрнестом де Ресто. Дервилю, поддерживающему влюбленных, чтобы успокоить мать Камиллы, приходится углубиться в историю семейства де Ресто, в которой ростовщик сыграл важную роль. Так Бальзак оформляет появление в его повести ее центрального персонажа. Действие переносится во времена молодости Дервиля, когда Гобсек уже был древным стариком с «лунным ликом», жёлтыми глазами, как у хорька, острым длинным носом, тонкими губами. Звериный облик сочетался с настоящим хищничеством, причем не как с индивидуальной чертой, а как с осознанием успешности существования только таким путем в хищническом обществе. Так Бальзак через образ Гобсека выходит на крупное художественное обобщение.

«Барону Баршу де Пеноэн. Из всех бывших питомцев Вандомского колледжа, кажется, одни лишь мы с тобой избрали литературное поприще, — недаром же мы увлекались философией в том возрасте, когда нам полагалось увлекаться только страницами De viris [De viris illustribus (лат. «О знаменитых мужах») — сочинение римского историка Корнелия Непота (I в. до н. э.)]. Мы встретились с тобою вновь, когда я писал эту повесть, а ты трудился над прекрасными своими сочинениями о немецкой философии. Итак, мы оба не изменили своему призванию. Надеюсь, тебе столь же приятно будет увидеть здесь свое имя, как мне приятно поставить его. Твой старый школьный товарищ де Бальзак».

В СССР в 1937 г. вышел фильм «Гобсек» (реж. К. В. Эггерт), в котором заглавную роль сыграл один из великих русских актеров Л. М. Леонидов. Мхатовская достоверность сочеталась в его игре с гротеском и трагизмом шекспировского масштаба. Под влиянием этого экранного образа в нашей стране сформировалось устойчивое представление о Гобсеке — его внешнем виде, психологии, речи.

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век Гобсек (персонаж повести О. Бальзака «Гобсек»)

«Гобсек», сов. ф-м, 1937).

ètes de H. de Balzac / Éd. par M. Bardeche: 28 vol. P., 1956–1963 (Club de I'Honnete Homme); в рус. пер. — Бальзак О. Гобсек. М., 2005.

–76; Altszyler H. La genèse et le plan des caractères dans l’oeuvre de Balzac. Genève; P., 1984; Marceau F. Balzac et son monde. P., 1986.