Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Габорио Эмиль

Габорио Эмиль

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век Габорио Эмиль

Эмиль Габорио

Габорио (Gaboriau), Эмиль (9. 11. 1832 – 1. 10. 1873) — французский писатель, один из зачинателей детективного жанра. Габорио родился на западе Франции, в городке Сожоне. Детство провел в постоянных переездах из-за отца, мелкого чиновника провинциальной администрации, которого переводили из одного города в другой.

В 1852 г. Габорио поступил на военную службу, прельщенный блеском гусарского мундира. Четыре года он провел в Алжире, где служил в кавалерии, однако в своих произведениях об африканских впечатлениях практически никогда не вспоминал. Выйдя в отставку в 1856 г., будущий писатель перебрался в Париж, понимая, что только в столице можно добиться литературных успехов.

Габорио по настоянию отца посещал университетские занятия медицины и юриспруденции, некоторое время исполнял обязанности помощника клерка в нотариальной конторе, но ни врачом, ни юристом не стал.

В конце 1850-х годов Габорио сотрудничал в парижских изданиях как фельетонист и очеркист, посвятив себя полностью литературной деятельности. Первая книга Габорио «Знаменитые балерины» была опубликована 1860 г. Затем стали появляться книги, в которых моло-дой автор попытался описать быт и нравы Парижа. Но карьера бытописателя парижской жизни не задалась, и Габорио решил обратиться к жанру уголовного романа. Свои детективные истории он начал писать, находясь под сильным влиянием Э. А. По, Э. Сю, А. Дюма и П. Феваля, секретарем которого он когда-то был. Первый же роман «Дело Леруж», опубликованный в «Pays» в 1866 г., основу которого составил сюжет из криминальной хроники, принес автору небывалый успех. В литературоведении принято считать, что с этого момента французский полицейский роман утвердился в иерархии жанров и прочно занял свою нишу. Следующие произведения Габорио «Преступление в Орсивале» (1867), «Дело № 113» (1867), «Рабы Парижа» (1869), «Господин Лекок», (1869), «Адская жизнь» (1870), «Золотая шайка» (1871), «Падение» (1872), «С веревкой на шее» (1873), «Чужие деньги» (1873), «Маленький старичок с улицы Батиньоль» (1876) вызвали живой отклик в буржуазном обществе. Связано это было в первую очередь с модой на произведения крими-нальной тематики, захлестнувшие европейскую литературу. Читатели с воодушевлением восприняли новый тип умного, ловкого и благородного сыщика, «ангела-хранителя» их собственности, неизменно появляющегося в самый напряженный, кульминационный момент и успешно раскрывающего преступление.

Из-за напряженной интеллектуальной жизни и продолжительной болезньи здоровье Габорио было подорвано, и в самом творческом расцвете, в возрасте 40 лет, «денди-республиканец», как его называли современники, скоропостижно скончался в Париже в 1873 г.

«Лунного камня» сюжет из «Господина Лекока». Р. Л. Стивенсон подражал французскому писателю в своих детективных новеллах. А. Конан Дойль создавал свои романы, находясь под сильным впечатлением от творчества Габорио, его Шерлок Холмс — тип сыщика, в котором проявляются черты героев французского автора. Романы Габорио переведены на многие языки, в том числе и на русский (первый перевод — в 1870 г.).

Соч.: в рус. пер. – Дело вдовы Леруж. М., 1990; Преступление в Орсивале. Л., 1990; Лекок – агент сыскной полиции. М., 2006.

А. Р. Ощепков