Приглашаем посетить сайт

Французская литература от истоков до начала новейшего периода (Составитель Вл. А. Луков). 19 век
Дюма-отец: проблема сосуществования сословий в романе «Парижане и провинциалы» (статья М. М. Мишиной)

Дюма-отец:
проблема сосуществования сословий
в романе «Парижане и провинциалы»
(статья М. М. Мишиной)

Однако причина «засилия» знатных особ на страницах романов А. Дюма-отца отнюдь не в снобизме писателя, который «не слишком церемонился с социальными различиями и прекрасно чувствовал себя среди людей простого происхождения» [1,175]. Но Дюма не мог недооценивать важность вопроса о социальной принадлежности для массового читателя в эпоху Реставрации. Сам же романист — «аристократ по деду, буржуа — по матери, человек из народа по необходимости» [2,93] отдавал дань уважения человеку любого сословия, если человек этот был по мнению Дюма достоин этого уважения. Проблема сосуществования старых и новых сословий всегда оставалась важной для романиста. Она явно прослеживается в романах «Сильвандир», «Шевалье д'Арманталь», «Женская война» и т. д. Показателен с этой точки зрения роман «Парижане и провинциалы», главными героями которого являются представители буржуазии и дворянства.

Пожалуй, самая колоритная фигура в романе — Пелюш — хозяин лавки под причудливым названием «У королевы цветов и у цветка королев». Жизненное кредо Пелюша раскрывается на первых же страницах произведения: «Будучи от природы стойким заурядным обывателем, которого воистину сам Господь избрал, чтобы сделать сыном века, Пелюш оставался верен культу и производству того, что на деловом жаргоне принято называть «дешевка», с полным равнодушием относясь к тому грохоту, с которым вокруг него рушились троны империи» [3,12]. Пелюш имеет высокий чин в Национальной гвардии и красную ленточку в петлице — «предел всех тщеславных желаний буржуа» и не понимает, как может существовать человек, чья жизнь построена на чем-то другом, а не на «купле-продаже» [3,13]. Даже внешне Пелюш — само благополучие — «полные щеки, глаза навыкате, ярко красный румянец, выступающий вперед живот», «идеальной округлостью» которого достопочтенный буржуа был очень доволен. «Мы — конституционные наследники больших вельмож, милочка, — говорит он супруге, — и наше поло-жение обязывает» [3, 147]. Но Пелюш — не только напыщенный лавочник, кичащийся своим сословием. Он гордится тем, что нажил свое состояние благодаря своему труду и своей смекалке [3,157] и справедливо замечает: «Разве не абсурдно отдавать преимущество случайности рождения? Разве не отвратительно видеть, что социальные привилегии навсегда конфискованы в пользу касты, едва составляющей сотую часть населения?... И заслуга наших отцов в том, что не существует больше других привилегий, кроме привилегий, обретенных благодаря уму, добродетелям и отличиям; вот почему я, Пелюш, считаю себя гораздо знатнее, чем целая куча графов и маркизов!» [3,157]

Когда герои кичатся своей принадлежностью к тому или иному сословию, автор, обычно с иронией, осуждает их. Смешны романисту и попытки приобщиться к другому сословию. Дюма добродушно смеется над Пелюшем, преисполнившимся важности, узнав, что его дочь станет графиней; иронизирует над сборщиком налогов Жиродо, который «не находя достаточно благозвучным и изысканным имя основателя ордена Бенедиктинцев, данное ему при крещении его славными родителями, поменял его на Бенедикта, казавшееся ему более аристократичным» [3,126].

Осуждает автор и сословную неприязнь, в каком бы виде она не выражалась. Так граф де Норуа, питавший к буржуазии двойное предубеждение дворянина и артиста [3,184], оказывается «наказанным», без памяти влюбившись в дочь лавочника, а в Пелюше, презиравшем Анри за его титул, просыпается неуемное тщеславие и гордыня, чуть не погубившее счастье его (Пелюша) дочери.

«уравнивает» своих героев. Так друг Пелюша Мадлен, владелец магазина игрушек, а затем землевладелец, оказывается по-королевски щедрым и благородным, а потому, не имея дворянского происхождения, пользуется искренней любовью и уважением жителей своего округа — представителей всех сословий. Юная Камилла — дочь Пелюша — ни умом, ни своими моральными качествами не уступает снисходительно относившемуся к буржуа графу де Норуа. Любопытно, что сам граф вынужден однажды пойти в каменотесы и на собственном опыте убедиться, как влияет положение человека на отношение окружающих к нему. Дюма, уравнивая героев, идет еще дальше, когда читатель вдруг узнает, что мать графа — мещанка.

В романе «Парижане и провинциалы» А. Дюма, демократ по своим взглядам и убеждениям, в очередной раз убеждает нас в равенстве людей, доказывая, что душевные качества человека неизменно важнее его сословной принадлежности.

Список цитируемой литературы:

1. Landru R. A propos d`Alexandre Dumas. P., 1977.

énie de la vie. P.,1985.

(По материалам публикации: Мишина М. М. Проблема сосуществования сословий в романе А. Дюма-отца «Парижане и провинциалы» // XI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Часть 1: Сборник статей и материалов / Отв. ред. Вл. А. Луков. М.: МПГУ, 1999).

М. М. Мишина