Приглашаем посетить сайт

М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века"
Вальтер Скотт (1771-1832)

Вальтер Скотт (1771-1832)


Общий характер и проблематика творчества. В истории английской литературы XIX века Вальтер Скотт занимает особое место. Его творчество, относящееся к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода от романтизма к реализму. В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Создавая свои произведения в период обостренной борьбы между революционным и консервативным романтизмом, В. Скотт не примыкал непосредственно ни к одному из этих двух борющихся лагерей.

Историзм Скотта, его народность и гуманизм, стремление к объективному изображению исторических процессов и раскрытию закономерности их возникновения — все это определяет значение его творчества.

По своим политическим взглядам В. Скотт был консерватором, тори, сторонником «справедливой монархии», писателем, который при всем своем сочувствии к страданиям простого народа был убежденным противником революции.

Постоянное обращение Скотта к историческому прошлому не объясняется только его интересом к истории. Нельзя отрицать, что при всей своей правдивости в изображении различных исторических эпох, при всем своем понимании закономерностей движения истории Скотт с большой симпатией говорит об уходящей старине. Являясь убежденным противником развития капитализма в Англии, Скотт склонен идеализировать монархический способ управления и его приверженцев.

Велика заслуга Скотта как создателя исторического романа в зарубежной литературе XIX века. В то же время романы Скотта являются важным этапом в развитии жанра социального романа XIX века; они знаменуют новую ступень в его развитии сравнительно с просветительским романом XVIII века.

В. Г. Белинский, высоко ценивший Скотта, писал о том, что «этот человек дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству»1. По меткому и очень точному выражению В. Г. Белинского, В. Скотт вскрывает в своих романах «пружины истории». Это означает прежде всего то, что В. Скотт сумел показать в своем творчестве историю как борьбу социальных сил; он сумел раскрыть неизбежность, историческую закономерность победы новых общественных форм над отживающими, старыми.

Обращаясь к истории, В. Скотт всегда очень большое внимание уделяет народным движениям; его интересуют судьбы народа, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. В. Скотт глубоко осознал историческую роль народных движений.

Эти особенности творчества В. Скотта и дают основание говорить о нем как о создателе жанра исторического романа.

В. Скотт родился в Шотландии, в Эдинбурге. По своему происхождению он принадлежал к шотландскому дворянству. Отец писателя был адвокатом. Юридическое образование получил и сам будущий писатель. Знакомство с шотландским и английским законодательством, в котором отразились общественные отношения различных эпох, помогло Скотту не только в его последующей адвокатской практике, в работе секретаря эдинбургского суда и шерифа одной из округ Шотландии, но и в его деятельности романиста.

Очень рано пробудился у будущего писателя интерес к истории. Культ старины, интерес к прошлому Шотландии был свойствен всем представителям семейства Скоттов. Еще в раннем детстве В. Скотт познакомился с многочисленными семейными преданиями и с историей своих далеких предков по книге, имевшей крикливое и претенциозное название «Истинная история нескольких почтенных семейств, носителей почтеннейшей фамилии Скоттов». Но если родственников Скотта интересовало прежде всего блестящее прошлое их знатных предков, то будущий писатель горячо увлекался историей своей родины, своего народа. Он собирает памятники шотландского фольклора (баллады и песни), знакомится с местами исторических событий, мастерски делает макеты старинных замков и древних крепостей, которыми столь богаты окрестности Эдинбурга. Детское увлечение старинной романтикой рыцарских походов и сражений перерастает в систематическое, глубокое, поистине научное изучение истории Шотландии, Англии и других европейских стран.

С 1800 года В. Скотт полностью отдается литературной деятельности.

В 1802 году В. Скотт опубликовал два тома шотландских народных песен, которые он собрал в течение нескольких лет странствий по глухим районам Шотландии. Сборник озаглавлен «Песни шотландской границы» (третий том вышел в 1803 году). Включенные сюда подлинные памятники народной поэзии содержали богатейший материал по истории Шотландии. За сборником песен последовал ряд романтических поэм («Песнь последнего менестреля», «Мармион», «Дева озера», «Рокби»). Особой популярностью пользовалась «Песнь последнего менестреля» (1805), принесшая широкую известность автору своим блестящим воспроизведением шотландской старины. Историческая тематика поэм, их связь с фольклором, интерес к средневековью, воспроизведение в них значительных исторических событий (борьба Шотландии против Англии — «Мармион», борьба короля с феодалами — «Дева озера», события английской революции XVII века — «Рокби») — все это позволяет говорить о поэмах Скотта как о важном подготовительном этапе, предшествовавшем созданию широких полотен его исторических романов.

Первый роман В. Скотта, «Уэверли», был издан в 1814 году. Всего В. Скоттом было написано 28 романов, несколько повестей и рассказов.

По своей тематике романы В. Скотта могут быть разделены на несколько групп. Многие романы В. Скотта посвящены историческому прошлому его родины — Шотландии. Они составляют группу так называемых шотландских романов. Сюда относятся: «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1817) и некоторые другие.

Ряд романов В. Скотта воспроизводит историческое прошлое Англии: «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенильворт» (1820), «Вудсток» (1826).

В своих романах В. Скотт обращался также и к истории других европейских стран. Действие одного из его романов, «Квентин Дорвард» (1823), происходит во Франции в период правления Людовика XI.

Кроме романов, перу В. Скотта принадлежит несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» (1829) и «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827). Однако эти работы ни в какой мере не могут сравниваться с замечательными историческими романами, так как консерватизм и тенденциозность, которым в романах Скотта противостоит живое ощущение жизни и поступательного движения истории, в этих работах преобладают над всем остальным.

«Айвенго» относится к XII веку) и кончая событиями XVIII века («Роб Рой»). Обращаясь к различным эпохам, В. Скотт на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, постоянное движение истории. Вопреки своим консервативным политическим взглядам, писатель, объективно подходя к изображению событий, доказывает закономерность смены старого новым.

Так, например, рассказывая в «Айвенго» о борьбе англосаксов и нормандцев, Скотт убедительно показывает историческую правомерность победы нормандцев, несущих с собой более развитые формы феодализма; в романе «Квентин Дорвард», действие которого происходит в XV веке, подчеркивается неизбежность централизации королевской власти в процессе борьбы с отдельными крупными феодалами, необходимость утверждения абсолютизма. В романах «Вудсток» и «Пуритане», отражающих события английской буржуазной революции XVII века, В. Скотт, несмотря на свой консерватизм и якобитские симпатии (якобиты — сторонники низложенной династии Стюартов), показал закономерность победы буржуазного строя над феодальным. Обращаясь в «Роб Рое» к событиям XVIII века, Скотт раскрывает неизбежность народных восстаний и выступлений в условиях складывающегося буржуазного общества.

Создавая свои романы, Скотт исходил из вполне определенных требований. Необходимыми условиями подлинно исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Скотт стремился к предельной правдивости и точности в воспроизведении исторических событий и лиц, в передаче характера изображаемой эпохи. Очень тщательно и добросовестно изучал писатель исторические памятники, детали быта, костюмы, обычаи людей различных эпох. Все имеющиеся в романах Скотта описания, зарисовки, каждая мельчайшая деталь вполне соответствуют исторической правде той или иной эпохи. И в этом смысле романы Скотта имеют огромную познавательную ценность. Белинский писал: «Когда мы читаем исторический роман Вальтера Скотта, то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами страны, в которой совершается событие романа, и получаем о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история».2 Но, разумеется, В. Скотт не был собирателем фактов, исторических подробностей и бесстрастным комментатором событий. В. Скотт сумел встать на путь философского обобщения и осмысления событий и фактов, и именно это и дало ему возможность стать создателем исторического романа.

Сам В. Скотт отмечал, что главное в его романах — не внешнее изображение быта и нравов, а изображение истории, ее движения и развития. В предисловии к роману «Айвенго» он писал, что для воспроизведения исторического прошлого вовсе не следует пользоваться архаизированным языком или огрублять, делать более примитивными человеческие чувства. Он подчеркивал, что не следует перегружать романы историей. Тем самым Скотт вполне справедливо утверждал, что романист должен рассматривать историческую эпоху с позиций человека своего времени.

Своим предшественником и учителем Скотт считает Генри Фильдинга; его роман «Том Джонс» является, по мнению В. Скотта, образцом романа, потому что в нем история частного лица дана на широком фоне общественной жизни, а также и потому, что в нем четко разработанный сюжет (роман отличается единством действия) и ясная, завершенная композиция.

Вальтер Скотт опирался в своем творчестве на достижения просветителей XVIII века. Однако во многом, как подлинный представитель XIX столетия, он пошел дальше своих предшественников. Не уступая им в художественном мастерстве, Вальтер Скотт превосходит их как глубиной своей исторической концепции, так и более совершенным методом раскрытия характеров героев. Причина этого кроется в тех социально-исторических сдвигах, которые произошли в результате Великой французской буржуазной революции конца XVIII века.

На глазах современников этих событий (одним из них был и Вальтер Скотт) изменился политический и экономический уклад жизни, изменились взгляды, суждения и нравы людей. Своеобразие эпохи буржуазных отношений, пришедшей на смену феодальным порядкам, наложило свой отпечаток буквально на все стороны жизни общества и психологии людей. Романист новой эпохи, эпохи XIX века, уже не мог не раскрывать в своих произведениях историческую обусловленность характеров своих героев, их зависимость от окружающей среды. И в этом отношении он стоял много выше как писателей XVII века, так и просветителей XVIII века, не обладающих подлинно историческим взглядом на прошлое. Глубокий смысл имеют слова Белинского: «Век наш — по преимуществу — исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собой все сферы современного сознания»3.

После событий французской буржуазной революции перед, писателями встала задача, выдвинутая самой эпохой: проследить сложный процесс смены государственных и общественных форм, попытаться раскрыть законы исторического развития.

К истории прошлых веков, к истории развития общества и смены формаций обратился в своем творчестве и В. Скотт — один из крупнейших мастеров исторического романа XIX века.

«Айвенго». «Айвенго» (1819) — один из наиболее интересных и значительных романов В. Скотта. Действие романа относится к концу XII века, то есть к периоду утверждения феодальных отношений в средневековой Англии. К этому же времени относится борьба между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколько веков, и завоевателями — нормандцами, завладевшими Англией в конце XI века. Это была борьба между англосаксонскими и нормандскими феодалами. Она осложнялась социальными противоречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как нормандцами, так и англосаксами). Национальный конфликт тесно переплетался с социальным. В то же время в этот период происходила борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. Процесс централизации Англии был исторически прогрессивным явлением, ибо он подготовлял почву для возникновения английской нации.

В своем романе Скотт правдиво отразил эту сложную эпоху переустройства Англии, процесс превращения разрозненных феодальных владений в единое королевство.

Основные конфликты романа вытекают как из национальных, так и из социальных противоречий, имевших место в стране. Раскрывая противоречия между представителями старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан) и нормандскими феодалами (нормандские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), В. Скотт показывает неизбежность крушения всех притязаний саксонской знати и саксонской династии на восстановление старых порядков. Не случайно Ательстан — последний потомок саксонских королей — показан в романе ленивым и бездеятельным человеком, тучным обжорой, потерявшим способность активно действовать. И даже Седрик — воплощение добродетелей старой англосаксонской знати, выступившей на защиту своей национальной чести и исконных владений, даже он, несмотря на всю свою смелость, решительность, твердость, не способен ничем воспрепятствовать происходящему. Побеждают нормандцы, и эта победа исторически закономерна; она означает победу нового общественного порядка с усложненными формами феодализма, с законченной феодальной эксплуатацией, с сословной иерархией и т. п. Патриархальные отношения побеждены феодализмом, жестокость которого убедительно раскрыта писателем.

Большое внимание В. Скотт уделяет также борьбе крестьян с нормандскими завоевателями. Крестьяне ненавидят их как притеснителей.

В песенке, которую напевает крестьянин-раб Вамба, выраже» но отношение крестьян к нормандским феодалам:

Нормандские пилы на наших дубах,

Нормандское иго на наших плечах,

Нормандская ложка в английской каше,

Нормандцы правят родиной нашей.

и нравов.

Средневековье изображено в романе, как кровавый и мрачный период. Роман Скотта дает представление о безграничном произволе феодалов, о превращении рыцарских замков в разбойничьи притоны, о бесправии и нищете крестьян, о жестокости рыцарских турниров и бесчеловечных процессах ведьм. Эпоха предстает во всей ее суровости. Демократические симпатии автора проявились в резко отрицательных характеристиках дворянства и духовенства. Вероломный принц Джон, развращенное и хищное рыцарство — свирепый Фрон де Беф, коварный Вольдемар Фитц Урс, беспринципный де Браси — вот галерея феодалов-разбойников, грабящих страну и ее народ, разжигающих междоусобицы. Даже в образе Седрика, находящегося в ином, чем все эти завоеватели, лагере, Скотт подчеркивает непомерное тщеславие, безграничный деспотизм и упрямство.

Феодалы и представители рыцарского ордена тамплиеров крепкими узами связаны с церковью. Она представлена в рома-не образами хищника и насильника Буагильбера, аббата Эймера — корыстолюбивого и развратного, а также рядом образов монахов-преступников, проводящих свое время в грабежах и попойках. Жестокость феодальной церкви как бы синтезирована в образе великого магистра Луки Боманоара — жестокого фанатика, без всякого колебания выносящего приговор о казни Ребекки.

Правдиво, без всяких прикрас изображает Скотт лагерь феодальной реакции.

В недрах побеждающего феодализма назревает новый конфликт — конфликт между феодалами и королем, королевской властью. Это противоречие раскрывается в романе при описании деятельности и борьбы короля Ричарда Львиное Сердце, направленной против действия феодальной клики, возглавляемой принцем Джоном, братом Ричарда.

В трактовке этого образа проявилась ограниченность Скотта, его консерватизм. Король показан мудрым и обаятельным человеком, отважным воином. Он явно идеализирован, и его образ не соответствует подлинному Ричарду, у которого, по словам Маркса, предусмотрительность и проницательность сочетались с грубой жестокостью и полным безразличием к вопросам чести. И если, правдиво изображая феодалов, рыцарей и духовенство, Скотт стоял на реалистических позициях, создал реалистические образы, то идеализация образа короля Ричарда повлекла за собой и его романтизацию. Ричард появляется в романе в роли странствующего Черного Рыцаря, окруженного таинственностью и интригующего окружающих. Его инкогнито раскрывается лишь постепенно. Мало правдоподобия в сценах, долженствующих изображать любовь и безграничную преданность народа «своему королю». В данном случае Скотт остается опять-таки верен своему утопическому идеалу «справедливой монархии», в условиях которой народ может быть удовлетворен и счастлив.

Особый интерес представляет в романе изображение народа и его вожаков, в первую очередь - изображение Робина Гуда, выступающего в романе под именем Локсли.

Образы Робина Гуда и его смелых стрелков — лучшие в романе. В них выражена сила и непобедимость народа, его уперство и отвага в борьбе, его решительность и смелость, его свободолюбие и нежелание подчиняться власти жестоких феодалов.

Кульминационным моментом становится в ррмане описание турнира и взятие дружиной Робина Гуда старинного замка Фрон де Бефа, этой крепости феодальной реакции. Силами простых людей захвачена эта феодальная твердыня. Ликуют в связи с этим событием не только стрелки Робина Гуда, но и крестьяне окрестных деревень, рабы Гурт и Вамба, впервые почувствовавшие себя людьми.

В народных сценах, а также в народных характерах, созданных в романе (Гурт, Вамба, монах Тук, близкий к демократическим слоям духовенства, и другие), отчетливо проявилась связь творчества Скотта с народной фольклорной традицией. И прежде всего это ясно чувствуется в образе Робина Гуда, созданном на основе использования многочисленных народных преданий, английских баллад, в которых, воспевая своего любимого героя, народ отразил и свою ненависть к угнетателям.

Робин Гуд и его отважные стрелки грабят только богатых, награждают бедняков, помогают женщинам и детям.

Робин Гуд — крестьянский вождь, по зову которого на борьбу с феодалами поднимаются крестьяне (йомены) со всей округи. Он замечательный организатор и умелый руководитель. Его организаторские способности, смекалка и горячий темперамент особенно ярко проявляются во время осады Торкильстонского замка. Фольклорными мотивами пронизана вся линия Робина Гуда — Локсли в романе. В традициях английского народного творчества даны сцены стрельбы из луков, сцена поединка на дубинках в лесу. Образ Робина — одна из больших творческих удач Скотта в романе «Айвенго».

В традициях народной поэзии даны образы отважных стрелков Робина Гуда, образы его верных помощников и соратников. Среди них — веселый шутник и балагур, бесшабашный монах Тук, борющийся на стороне крестьян. Любитель выпить и обильно поесть, Тук заставляет нас вспомнить шекспировского Фальстафа.

Не менее важное место занимают в романе образы слуг-рабов — Гурта и Вамбы. Каждому из них свойственны гордость, человеческое достоинство, благородство. Униженный и оскорбленный своим хозяином Седриком, Гурт говорит: «Он (Седрик) может снять с меня голову, может отстегать плетьми, но я ему не слуга». Вместе с Вамбой Гурт вступает в отважную дружину Локсли, принимает участие в оеаде и взятии замка.

В общей системе образов романа совсем особое место принадлежит образам Айвенго и Ровены. И не случайно о центральном герое, по имени которого назван весь роман, мы говорим в последнюю очередь. В романах Вальтера Скотта весьма чаето (но, разумеется, не всегда) образы главного героя и героини, судьбы и взаимоотношения которых лежат в оенове фабулы романа, являются наиболее бесцветными и однотипными.

И это можно сказать не только об Айвенго, но и о многих других образах центральных героев (Квентин Дорвард, женские образы — Ровена, Изабелла и другие). Они скучны в своей живописной и бездеятельной добродетели; их политические взгляды и симпатии неопределенны; их положительные качества сочетаются с непреодолимой пассивностью; они являются зрителями происходящих событий, но отнюдь не их активными участниками. Конечно, такой трактовке образов главных героев можно найти известное объяснение. Они являются как бы предлогом для изображения того или иного явления. Попадая в самые неожиданные ситуации, переходя из одного политического лагеря в другой, эти герои помогают писателю быстро менять место действия, помогают в построении увлекательной авантюрной фабулы, которой Скотт придавал очень большое значение. По словам самого Скотта, каждый из центральных героев его романов является «пушинкой, летящей по воле ветра».

Именно в таком плане и создан образ Айвенго. Его линия в романе (как и линия Ровены) как бы выпадает из всего реалистического характера произведения, определяя собой своеобразие фабулы романа, имеющей порой ярко выраженный мелодраматический оттенок.

«Айвенго» является блестящим образцом исторического романа Скотта как по значительности поставленных в нем проблем, так и по мастерству и глубине их разработки.

«Пуритане». Если в «Айвенго», обращаясь к далекому средневековью, Вальтер Скотт рассказывает о победе феодальных отношений над патриархальными, то в ряде своих романов, посвященных событиям английской буржуазной революции XVII века («Вудсток», «Пуритане», «Антикварий»), он обращается к изображению борьбы буржуазии с феодальными порядками.

Большая заслуга писателя состоит в том, что он сумел в данном случае изобразить события в полном согласии с историче-ской правдой. Об этом свидетельствует и образ принца Карла Стюарта (роман «Вудсток») — пустого и легкомысленного человека, неспособного к управлению государством, но претендующего на королевский престол; в этом же убеждает и образ монархиста, верного феодала Стюартов сэра Генри Ли, который, хотя и осуждает казнь короля, встает в конечном итоге на сторону Кромвеля («Вудсток»).

С особой силой и убедительностью эта мысль раскрывается в романе «Пуритане». В романе повествуется о событиях, происходящих в 1679 году. В этом году в Шотландии вспыхнуло восстание пуритан, направленное против реставрированной в 1660 году династии Стюартов.

Известно, что в XVII веке классовая борьба проходила в Англии под религиозными лозунгами. Религиозная оболочка была удобна для борьбы с феодализмом, опиравшимся на официальную церковь. Выступая под знаком религиозной реформации, сторонники буржуазного строя преследовали две цели: привлечь на свою сторону как можно большее количество сторонников и скрыть буржуазно-ограниченные цели и содержание революции. Буржуазное религиозное движение XVII века получило название пуританства. Пуританство не было единым движением. Его правое крыло составляла крупная буржуазия, выступавшая против феодализма, но боявшаяся революции; а левое крыло составляли представители народа, требовавшие коренных социальных преобразований в стране путем революции.

В «Пуританах» в центре внимания В. Скотта — образ молодого шотландца Генри Мортона. Его судьба показана на широком фоне происходящей в стране борьбы между республиканцами и роялистами. Первоначально умеренный пуританин, Генри Мортон становится одним из вождей восставших пуритан. Жизненный опыт помогает Генри побороть присущую ему на первых порах политическую инертность. Жестокость королевской власти, бесчинства солдат королевской армии заставляют его принять активное участие в борьбе. Но как это обычно бывает у Скотта, фигура героя, история его любви затмеваются бурным потоком развертывающихся событий, в данном случае борьбой между буржуазным и феодальным лагерями. Эти две социальные силы представлены в романе образами генерала-монархиста Клеверхауза и одного из вождей пуританского восстания — Берли. В образе жестокого, высокомерного аристократа Клеверхауза в самом отталкивающем виде представлен фанатизм роялистов, стремящихся любыми средствами расправиться с народным движением, со своими классовыми врагами ради утверждения своей власти и прежнего могущества.

народных образов. Для Скотта очевидно, что без народа никакие исторические сдвиги невозможны, и потому народу в романе «Пуритане» принадлежит центральное место. В самой постановке вопроса — народное движение есть ответ на многовековые притеснения феодалов — уже большая заслуга Скотта. Эта мысль, безусловно, имела политический резонанс и в эпоху, когда был создан роман, т. е. в начале XIX века. Но правильно подчеркнув историческую значительность пуританской революции, отражая стремление народа к социальной справедливости, видя в революции грандиозное народное движение, Скотт оставался прочно стоять на позициях своего консервативного мировоззрения.

В чем это проявилось конкретно в романе «Пуритане»?

Прежде всего в проповеди компромисса между враждующими лагерями — аристократией и буржуазией, компромисса, в котором Скотт видел наиболее приемлемую форму разрешения острого социального конфликта. Именно поэтому Скотт приветствует «славную революцию» и осуждает «фанатизм» пуритан, который представлялся ему весьма опасным. Этот религиозный и политический фанатизм Скотт воплощает в образах слепой Бетси Маклюр, безумного Аввакума Многогневного, в образе Берли.

Осуждая доходящих до крайности фанатиков, В. Скотт изображает в романе трагическую гибель как Клеверхауза, так и Берли, как бы иллюстрируя этим самым мысль о том, что подобная гибель неизбежна для людей самых различных политических партий, если они не «образумятся» на определенном этапе своей деятельности и не сочтут нужным и полезным для обеих сторон заключить хотя бы вынужденное перемирие. (Клеверхауз говорит о себе и Берли: «Мы оба фанатики».)

Живым и невредимым из борьбы выходит лишь Генри Мортон. Он делает блестящую карьеру, становясь генералом принца Вильгельма Оранского и принимая программу компромисса и умеренности.

движения, в конечном итоге пришел в своем романе к восхвалению идеи компромисса?

В. Скотт создавал свой роман в эпоху нарастающего освободительного движения в Англии, в зависимых от нее странах, на европейском континенте. В. Скотт опасался революции. И это, разумеется, не могло не проявиться в его трактовке пуританского движения.

Значение творчества В. Скотта. Основные черты его художественного метода. Исторический роман Скотта является большим достижением английской литературы XIX века. Значение творчества В. Скотта и своеобразие его исторических романов прекрасно раскрыто в словах Белинского: «Вальтер Скотт, можно сказать, создал исторический роман, до него не существовавший. Люди, лишенные от природы эстетического чувства и понимающие поэзию рассудком, а не сердцем и духом, восстают против исторических романов, почитая в них незаконным соединение исторических событий с частными происшествиями. Но разве в самой действительности исторические события не переплетаются с судьбою частного человека; и, наоборот, разве частный человек не принимает иногда участия в исторических событиях?.. Колорит страны и века, их обычаи и нравы высказываются в каждой черте исторического романа, хотя и не составляют его цели. И потому исторический роман есть как бы точка, в которой история как наука сливается с искусством, есть дополнение истории, ее другая сторона». 4

Творческий метод Вальтера Скотта — явление сложное. Романтизм, являясь преобладающим началом в творчестве Скотта, своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями.

те социальные силы, которые в первые десятилетия XIX века только выходили на историческую арену.

Романтические картины феодального средневековья и далекого прошлого родной ему Шотландии определяют колорит его романов. В романтическом плане построены образы главных героев романов Скотта. Романтической является фабула его романов, имеющая, как правило, авантюрно-мелодраматический характер и рассчитанная на непрерывное возбуждение интересов читателя к внешнему ходу событий. Скотт любит распутывать сложные сюжетные узлы, обращаясь к помощи случая, вводя в роман элемент случайности, неожиданности, а иногда и фантастики. Причем фантастика в романах В. Скотта теснейшим образом связана с поверьями народа и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох.

Весьма значительное место занимают в творчестве В. Скотта реалистические черты. Они проявились в объективном подходе к разрешению исторической проблематики его романов, в правдивом раскрытии преобладающей роли народных движений, в создании реалистических образов людей из народа и правдивом изображении исторических деятелей (за некоторыми исключениями). Они проявились в умении подать характер каждого действующего лица как характер, определяемый вполне конкретной исторической эпохой. Об этом же свидетельствуют замечательные массовые батальные и жанровые сцены в романах Скотта; реалистическое мастерство писателя проявилось и при описании портрета героя, обстановки, в которой он действует.

Велика заслуга Скотта как писателя, сумевшего показать народное движение, создать значительные народные характеры. Большим достоинством исторического романа Скотта является художественно завершенный прием соединения описания частной жизни с историческими событиями. Причем следует отметить, что Скотт никогда не ставил личность над обществом, но всегда всей логикой развертывающихся в его романах событий подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода развития истории.

Творчество Вальтера Скотта — важный этап в развитии английской и всей зарубежной литературы. Историзм Скотта имел большое значение для развития реалистического романа XIX века. Именно поэтому все крупнейшие писатели и критики очень высоко оценили романы В. Скотта. Пушкин сравнивал Скотта с Шекспиром; Бальзак считал его своим учителем; Белинский назвал его «Колумбом в сфере искусства».

1. В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах, т. II. М., Гослитиздат, 1948, стр. 300.

2. В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах, т. II. М., Гослитиздат, 1948, стр. 40.

3. В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах, т. II. М., Гослитиздат, 1948, стр. 225.

4. В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах, т. II. М., Гослитиздат, 1948, стр. 40.