Приглашаем посетить сайт

М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века"
Венгерская литература. Шандор Петефи (1823-1848)

Венгерская литература. Шандор Петефи (1823-1848)


Жизнь и деятельность Шандора Петефи (1823—1848), крупнейшего венгерского поэта XIX века, органически связана с освободительной борьбой, которую вел венгерский народ против феодально-крепостнического гнета и Австрийской империи. Имя Шандора Петефи вошло не только в историю венгерской классической литературы, но и в историю национально-освободительной борьбы венгерского народа. Он был одним из руководителей и активных участников венгерской революции 1848—1849 годов.

Среди деятелей национально-освободительного движения в Венгрии Петефи известен как наиболее последовательный революционер-демократ, поэт-трибун, творчество которого, пронизанное идеями национальной и социальной борьбы, явилось пламенным призывом к революции. В своих стихах Петефи воплотил свободолюбивые мечты и чаяния венгерского народа, его готовность к борьбе с угнетателями, его героизм.

Венгерская литература конца XVIII — начала XIX века. Венгерская революция 1848—1849 годов явилась одним из важнейших этапов освободительной борьбы, которую венгерский народ на протяжении нескольких веков вел со своими угнетателями— турецкими и немецкими поработителями.

Экономическая и политическая зависимость Венгрии от Австрийской империи не могла не отразиться на развитии ее национальной культуры. Колониальная политика Австрии имела своей целью воспрепятствовать развитию венгерской национальной культуры и языка. Император Иосиф II в качестве обязательного административного языка ввел в Венгрии немецкий язык. На немецком же языке с конца XVIII века велось преподавание в школах Венгрии.

Последовательно проводимая правителями многонациональной Австрийской империи политика ассимиляции угнетенных народов вызвала сопротивление со стороны последних. Борьба за сохранение и развитие национальной культуры, за независимость родного языка являлась важной стороной освободительной борьбы, которую вел свободолюбивый венгерский народ.

Интенсивное развитие новой венгерской литературы начинается со второй половины XVIII века. Важную роль для пробуждения национального самосознания венгров сыграла французская буржуазная революция 1789—1794 годов.

В 80—90-е годы XVIII века в Венгрии была организована первая публичная библиотека; под редакцией крупных венгерских поэтов Яноша Бачани и Ференца Казинци начал выходить первый венгерский литературный журнал; к этому же времени относятся выход первой венгерской газеты и первые театральные представления на венгерском языке.

Венгерская литература конца XVIII — начала XIX века насчитывает целый ряд поэтов, явившихся выразителями растущего национального самосознания венгров (Фазекаш, Бержени, Вёрёшмарти, Кишфалуди, Кёльчей). Все они были прямыми предшественниками Шандора Петефи. Заслуга некоторых из них (Фазекаш) заключалась в том, что в их произведениях уже был поставлен волновавший передовых венгерских писателей вопрос о тяжелом положении крепостного крестьянина. Однако по форме своей венгерские поэтические произведения были во многом еще очень близки тем латинским и немецким образцам, на которые ориентировались венгерские поэты. Литературный язык был далек от венгерского народного языка.

До вступления в литературу Шандора Петефи значительный вклад в дело развития венгерского литературного языка сделал Михай Вёрёшмарти.

Начало поэтической деятельности Петефи имело подлинно революционное значение для венгерской поэзии. Он явился первым поэтом в венгерской литературе, который заговорил с народом на языке самого народа. Подлинно народная, национальная по своей форме, близкая к фольклорным образцам поэзия Петефи была новаторской и по своему содержанию. Петефи первый в венгерской литературе во весь голос заговорил о свободе и независимости своей родины и об ее отделении от Австрии, о борьбе с феодальным гнетом. Опираясь на достижения своих предшественников, Петефи сблизил литературу с жизнью, поэзию — с устным народным творчеством; он наполнил свои произведения живым, актуальным содержанием; он явился одним из создателей венгерского литературного языка.

Основные черты поэзии Петефи. Шандор Петефи родился в 1823 году, в небольшом венгерском городке Киш-Кереш в семье мясника Иштвана Петровича. Его родители были славянами по происхождению. С ранней юности пришлось испытать поэту тяжелые материальные лишения. Шестнадцатилетним юношей, не окончив из-за недостатка средств гимназию, Петефи покидает родительский дом, с тем чтобы начать самостоятельную жизнь.

В течение некоторого времени Петефи был актером бродячей труппы, был членом труппы Национального театра в Пеште; страшная материальная нужда заставила его завербоваться в солдаты. Годы солдатской службы были одним из наиболее тяжелых периодов в жизни Петефи. Однако вскоре он получил увольнение по болезни. Начинаются скитания по стране, годы борьбы за существование. За годы странствования по Венгрии Петефи близко познакомился с природой своей родины, с жизнью и страданиями народа.

В 1844 году был издан первый сборник стихотворений Петефи, который сразу же принес ему всеобщее признание и широкую известность. Многие стихотворения Петефи, написанные им до 1844 года, стали известны задолго до опубликования его первого сборника. Написанные на простом народном языке, близкие по ритму и рифмам к народным песням, стихи Петефи и были восприняты как венгерские народные песни; их распевали в деревнях и селах, не зная имени автора. В связи с этим интересно отметить тот факт, что когда в Венгрии в 40-х годах был издан первый трехтомный сборник произведений устного народного творчества венгерского народа, то в число включенных в этот сборник песен вошли и стихотворения Петефи.

С самых первых шагов литературной деятельности Петефи творчество его было глубоко народным и по форме, и по содержанию.

«Прочтите книги, которые я написал; это порядочная груда. По ним вы увидите, насколько я всегда любил народ, стоял на его стороне и боролся за него. Легко быть другом народа теперь, когда народ стал хозяином на родине; но я еще тогда был другом народа, когда его презирали и меня тоже презирали и оскорбляли, как защитника народа». В этих словах Петефи выражено основное содержание всей его жизни и литературной деятельности, посвященных высокой задаче служения интересам родины и народа.

За годы своей недолгой, но напряженной литературной деятельности Петефи написал около тысячи стихотворений, несколько поэм; его перу принадлежит ряд рассказов, наброски романов, пьесы, путевые записки, очерки, дневники.

Поэтические произведения Петефи отличаются жанровым разнообразием. Его сборники включают стихи фольклорно-песенного характера («Хартобадская шинкарка», «Если девушка не любит» и другие), любовную лирику («Если ты, цветик», «Чем любовь была мне», «Моя любовь» и другие), афористические стихи философского характера («Что ела ты, земля» и другие), боевые политические стихи и песни («Патриотическая песня», «Против королей», «Венгрия», «От имени народа», «Национальная песня» и другие), стихи о природе и бытовые зарисовки («Зимнее время», «В конце сентября», «Зимние вечера» и другие) и т. д.

«Мое сердце похоже на эхо в пустыне, оно сотни раз отвечает на каждый клич»,— писал Петефи о себе. И действительно, для поэтического наследия Петефи характерно то, что, бесконечно разнообразные по своей тематике, стихи его являются живыми поэтическими откликами на каждое явление, с которым встречался поэт в своей жизни. Но о чем бы ни писал Петефи: о прекрасной природе Венгрии и жизни ее народа, о тяжелой доле рядового солдата, о глубокой и светлой любви, приносящей безмерное счастье, о бурной Тиссе, выходящей из берегов, или о скромном полевом цветке — все стихи его пронизаны единым настроением: ощущением приближающегося революционного взрыва. Безмятежная созерцательность абсолютно чужда поэзии Петефи; поэт и воин революции органически слились в его страстной и мужественной натуре, и именно это придает его лирике боевой характер, превращает его стихи в оружие.

«Петефи — весь радость, весь устремление вперед,— если он скорбит, то и сама скорбь его имеет в себе что-то здоровое и мощное»1,— писал о венгерском поэте А. В. Луначарский. И далее: «Петефи — человек из одного куска: это как бы одно горячее, ярко-красное поэтическое сердце»2. Именно этой свойственной поэзии Петефи устремленностью в будущее, его уверенностью в торжестве правды и справедливости объясняется светлый оптимизм его поэтических произведений.

«Я верю, что мы накануне гражданской революции»,— писал Петефи в письме к своему другу, писателю Яношу Арань. Эти слова, относящиеся уже к августу 1848 года, вполне могли бы быть эпиграфом ко всему творчеству Петефи. Мечта о революции и борьба за ее приближение составляют основное содержание жизни и творчества Петефи. В одном из стихотворений 1846 года («Мечтаю о кровавых днях...») Петефи писал:

Мечтаю о кровавых днях я,

Они разрушат все на свете,

Мир сотворят, что нов и светел.

Звучала б лишь, о лишь звучала б

Труба борьбы, все громы множа.

О, знака битвы, знака битвы

Едва дождаться сердце может!3

Мотив приближающейся революционной бури является основным и в лучших стихах Петефи, посвященных описанию природы («Тисса», «Тучи», «Ветер» и другие).

В стихотворении «Тисса» образ полноводной реки, прекрасной в своем величии и мощи, символизирует собой могучие силы народа, дремлющие лишь до определенного времени. Стихотворение построено на приеме контраста, между спокойным величием плавно несущей свои воды реки и ее бурным разливом, в период которого она прорывает плотины и затопляет берега:

Пал на землю сумрак пеленой,

Тихо плещет Тисса предо мной.

...........

Лишь свистела птица иногда.

Как комар, вдали, не уставая,

Мельница жужжала луговая.

............

Я молчал, не двигаясь во мгле,

Точно вдруг прикованный к земле,

Заглядясь в темнеющие воды,

Опьяненный красотой природы.

...............

Через три или четыре дня

Поднял на заре набат меня,

Крик: «Снесло! Прорвало! Горе, горе!»

Глянув в окна, я увидел — море.

Тисса будто цепи сорвала.

Всю плотину в щепки разнесла,

Разлилась, не ведая предела,

Проглотить весь мир она хотела.

Этот же прием противопоставления покоя и бурного взрыва — скрытых сил народа и их внезапного, мощного проявления — положен в основу стихотворений «Ветер» и «Тучи». Образы природы олицетворяют здесь величие и скрытую силу народа:

Сегодня ветерком, чуть слышным, легким, нежным,

...................

Но завтра поутру ревущим ураганом,

На диком жеребце промчусь я по волнам

И, гневно океан схватив за чуб зеленый,

Ему, как шалуну учитель, взбучку дам,

Над морем пролечу и, если встречу судно,

Я вырву паруса, залью его водой

И мачтой напишу на закипевшей пене,

Что в гавани ему не отдыхать родной!

Аналогичный смысл вложен в образ туч, набухающих грозой и вызывающих на бой ветры («Тучи»).

Так, изображая красоту своей «земли прекрасной», ее «родных полей», Петефи говорит и о неизбежном революционном взрыве, результатом которого будет построенный на руинах старого «новый и светлый мир».

Точно так же далека от безмятежной созерцательности и любовная лирика Петефи. Его стихи о любви, прекрасно передающие глубину страсти и богатство переживаний поэта, пронизаны, как и все его творчество, боевым духом, непреклонным стремлением к активной деятельности на благо родины. Образ любимой неразрывно связан в поэзии Петефи с образом свободной отчизны.

Как бы ни была сильна любовь, она не сможет принести подлинного счастья, если родина — в оковах рабства:

Любовь и свобода —

Вот все, что мне надо!

Любовь ценою смерти я

Добыть готов,

За вольность я пожертвую

Тобой, любовь!

«Любовь и свобода».)

Этот же мотив звучит в стихотворении «Война приснилась как-то ночью»:

Война приснилась как-то ночью мне,

На ту войну мадьяр позвали;

И меч в крови носили по стране —

Как древний знак передавали.

...................

В день свадьбы, девочка, уйти на смерть,—

Да, правда, это жребий страшный!

Но грянет бой, и я уйду, поверь,

Так, представление о личном счастье органически сплетается с сознанием необходимости борьбы за свободу и независимость родины. Именно образ родины и является основным в поэзии Петефи:

Я твой и телом, и душой,

Страна родная.

Кого любить, как не тебя!

.............

Я пью вино. Горчит оно,

Но пыо до дна я,—

Мои в нем слезы о тебе,

(«Патриотическая песня».)

И чем сильнее любовь поэта к родине, тем глубже осознает он свою ответственность перед ней и народом:

Венгерец я! Но стыд лицо мне жжет,

Венгерцем быть мне тягостно и стыдно!

И лишь у нас еще зари не видно.

Но я не изменю стране родной,

Хотя бы мир взамен мне обещали!

Всю душу — ей! Все силы — ей одной,

(«Венгерец я!»)

И подобно тому как личная жизнь человека имеет смысл лишь тогда, когда она органически сливается с жизнью общественной, так и деятельность поэта имеет смысл и значение только в том случае, если его стихи служат делу освобождения народа.

Поэтическая программа Петефи. В венгерской литературе Петефи был одним из первых, кто провозгласил лозунг демократической народной поэзии. Очень интересными и глубокими по своему содержанию являются стихи Петефи, в которых он говорит о назначении поэзии и о долге поэта: «Герои в дерюге», «Поэтам XIX века», «Поэзия» и ряд других.

участие в сражениях, в «битвах идей», Петефи противопоставляет литераторам, сознательно удаляющимся от событий реальной действительности и ориентирующимся в своей деятельности на устаревшие поэтические нормы и образцы:

Не для пустой забавы пой

В угоду суетному миру!

Готовься к подвигу, поэт,

Когда берешь святую лиру.

Свою лишь радость и страданья,

Не оскверняй заветных струн,—

Нужны ль тогда твои созданья?

.................

От счастья полными горстями,

Когда за стол закона все

Придут почетными гостями

И солнце мысли, воссияв,

Мы скажем: вот он, Ханаан,

Пришла пора остановиться.

(«Поэтам XIX века».)

Петефи сравнивает поэта с проводником, ведущим людей по знойной пустыне навстречу счастливой и радостной жизни. Это трудный путь борьбы и сражений, но свернуть с него поэт не имеет права:

С народом сквозь огонь и воду!

Проклятье всем, кто отстает!

Проклятье трусости и лени

И тем, кто, бросив свой народ.

В стихотворениях «Поэзия» и «Герои в дерюге» Петефи утверждает необходимость связи поэзии с жизнью, говорит о том, что смысл поэзии заключается не в том, чтобы доставлять наслаждение избранным, а в том, чтобы отвечать на вопросы, волнующие массы простых людей, и тем самым помогать им бороться и жить.

«Поэзия для народа!» — вот лозунг, с которым выступил Шандор Петефи, решительно отвергая представление о поэзии как о замкнутом мирке для немногих «ценителей прекрасного». Формулируя свое творческое кредо, Петефи писал:

«Что бы там ни говорили, а истинная поэзия — поэзия народная. Ее надо сделать господствующей»; и еще: «То, что правда,— то естественно, а что естественно,— то и хорошо, а следовательно — красиво. Вот моя эстетика».

Таким образом, правдивость и естественность Петефи считает необходимым условием прекрасного. С этим утверждением органически связано стремление Петефи к простоте и ясности поэтического языка, к простоте формы своих поэтических произведений:

Позолотив, посеребрив,

Рядить в цветное оперенье

Красивых слов и звонких рифм.

Нет! Стих мой — не субтильный франтик,

Душист, кудряв, в перчатках бальных,

Ища забав, вбежать в салон.

Для Петефи подлинно народный поэт - это поэт-борец, активный участник сражений, оружием которого являются его стихи:

И я участвую в сраженье.

— командир, а мой отряд —

Мои стихи: в них что ни рифма

И что ни слово, то — солдат!

Пускай в дерюге — а герои,

Они дерутся до конца!

Есть украшение бойца.

(«Герои в дерюге».)

Не случайно, говоря о поэтах XIX века, Петефи называл своими любимыми тех, творчество которых явилось откликом революционных событий. Так, например, среди своих современников Петефи считал одним из лучших поэтов Беранже. Он писал о нем в письме к своему другу в 1847 году: «... увижу родину Беранже — лучезарную Францию и самого Беранже, величайшего апостола, нового спасителя мира и свободы. Орудийный грохот Июльской революции был отзвуком песен Беранже... Пусть каждый с почтением произносит его святое имя. Он первый поэт мира».

Петефи смело делает героями своих произведений простых людей из народа. В своих стихах он говорит о бродягах, о рядовом солдате, веселых крестьянских парнях и девушках, которые много трудятся и умеют звонко смеяться; рассказывает о тяжелом, полуголодном существовании отверженных.

«Витязь Янош». Простой деревенский парень становится центральным героем одной из лучших поэм Петефи «Витязь Янош». Эта поэма, написанная по мотивам народных сказок, представляет собой поэтическое повествование о судьбе бедного пастуха, по прозвищу Янчи Кукуруза. Молодой пастух Янчи любит красавицу Илушку, живущую в доме злой мачехи, которая заставляет свою падчерицу работать на себя. Янчи тоже сирота; он не может жениться на Илушке и отправляется в странствования по белому свету.

Много трудностей, искушений, невзгод преодолел Янчи. Он проявил чудеса находчивости и храбрости. После нескольких лет скитаний он возвращается на родину, мечтая жениться на Илушке. Но его невеста умерла, и Янчи отправляется в новые странствования. Два спутника — меч и горе — сопровождают его повсюду. Но Янчи не поддается горю:

О горе, для чего всегда меня ты гложешь?

Ты видишь, что меня ты доконать не можешь.

Над теми, кто слабей, одерживай победу!

Сила и выносливость помогают Янчи добраться до страны фей, где он встречается с Илушкой.

Характерная особенность поэмы Петефи заключается в том, что реальность переплетается в ней с фантастикой. Рассказывая историю Янчи, историю его борьбы за право на счастье, Петефи включает в свою поэму элементы сказки.

Образ злой мачехи, ненавидящей свою молодую и красивую падчерицу; встреча Янчи в дремучем лесу с разбойниками; богатая и прекрасная принцесса, на которой Янчи может жениться в награду за свою отвагу; полет Янчи на облаке; страна великанов, царство тьмы и царство фей; и, наконец, озеро живой воды, в котором пробивается ключ жизни, превращающий цветок в Илушку,— все эти мотивы заимствованы Петефи из народных сказок. И в то же время Янчи Кукуруза (или витязь Янош) — это вполне реальный герой. Его образ является олицетворением силы и мудрости народа. Простой крестьянский парень, он побеждает все трудности, одерживает верх над жизненными невзгодами, добивается того, к чему стремился. Смысл этой поэмы-сказки заключается в утверждении силы, мужества и находчивости героя из народа, его торжества над превратностями судьбы. Тема всепобеждающей силы народа и торжества справедливости на земле — одна из основных тем поэзии Петефи, и прежде всего его гражданской лирики.

Петефи вошел в историю мировой литературы как гневный и страстный обличитель. Социальные мотивы звучат в его стихотворениях начиная уже с ранних лет его литературной деятельности. В стихах Петефи перед нами предстают две Венгрии — Венгрия богачей и Венгрия бедняков:

Счастливцы живут в изобилье —

Объелись и все-таки жрут,

А бедные дети отчизны

(«Венгрия».)

Дворец и хижина (стихотворение «Дворец и хижина») — эти два образа олицетворяют собой глубину социальных контрастов современной Петефи Венгрии. Он глубоко понимает то, что национальная свобода возможна лишь при уничтожении существующего в стране социального рабства.

Злым сарказмом дышит стихотворение «Венгерский дворянин», в котором звучит острое презрение к «высшим» сословиям. Дворянин кичится своим знатным происхождением, презирает труд; он невежествен; единственно, чем он «превосходит» стоящих ниже его на социальной лестнице,— это непомерным аппетитом и беспредельной ленью. Миру дворцов, миру кичливых дворян-тунеядцев Петефи противопоставляет мир простых людей-тружеников:

Дворец! Все то, чем ты богат,

Но не гордись богатством этим,

Дни сочтены твои давно!

...........

Не бойся, бедный, добрый люд!

Страдали встарь вы, бьетесь нынче,

Зато грядущее — для вас!

(«Дворец и хижина».)

В основу этого, как и многих других стихотворений Петефи («Тисса», «Ветер» и другие), положен прием контраста. Бедная хижина, которая робко прячется среди деревьев, являет собой резкий контраст с великолепием пышного дворца. Но сердце поэта с теми, кто населяет бедные, «непритязательные» хижины, так как только под их кровом можно увидеть «пыланье трепетных сердец», только здесь можно встретить подлинно глубокие чувства и переживания. И, как всегда у Петефи, стихотворение «Дворец и хижина» кончается оптимистическим заключением, в котором выражена твердая уверенность поэта в том, что миру хижин будет принадлежать будущее. «Зато грядущее — для вас!» — эти заключительные слова звучат неопровержимым утверждением неизбежного торжества правды и справедливости, решимости вести борьбу с тиранами:

Не ждите, чтоб и головы слетели

Вслед за короной, если мы восстанем.

И вы дождетесь! Мы шутить не станем!

Так будет! Меч, что с плеч Луи Капета

Не первая ли молния грядущих

Великих гроз, которые я вижу

Над каждой кровлей царственного дома?

(«Против королей».)

«первой молнией грядущих великих гроз». Он призывает последовать примеру ее мужественных участников, с тем чтобы уничтожить все троны на земле, и прежде всего ненавистный трон австрийского императора.

Образ революционного народа. В стихах Петефи создан образ поднявшегося на борьбу народа. Народ, говорит Петефи в стихотворении «От имени народа», уже не тот, каким был он в прошлом. Уроки истории, жестокая расправа с восстаниями, которые поднимал народ, научили его многому. «Народ не просит, а берет»,— с этим грозным предупреждением поэт обращается к тиранам, которые потопили в крови участников восстания Дердя Дожи и других народных движений, но не смогли сломить стремления народа к свободе:

Народ пока что просит... просит вас!

Но страшен он, восставший на борьбу.

Вы Дердя Дожи помните судьбу?

Его сожгли на раскаленном троне.

Но дух живет. Огонь огня не тронет!

И берегитесь пламень тот тревожить —

Своей вершины поэзия Петефи достигает в период подъема революции. Все стихотворения проникнуты здесь ощущением всеобщего пробуждения. «О, звезда 48-го года! Ты рассветная звезда народов»,— так приветствовал Петефи долгожданную революцию.

В период решительных боев за освобождение Венгрии Петефи создает свою знаменитую «Национальную песню», ставшую гимном восставших. «Никогда не быть рабами» — вот лозунг, который провозглашает Петефи и который стал лозунгом борющегося венгерского народа.

Большая заслуга Петефи заключается в том, что он был сторонником самых решительных мер борьбы и с внешними, и с внутренними врагами родины; он призывал восставших быть беспощадными и последовательными в борьбе с врагами революции, не удовлетворяться полумерами. «Когда корчуешь лес, не оставляй корней»,— писал Петефи, подчеркивая тем самым необходимость полностью уничтожить причины национального и социального рабства. Прославляя мужество и бесстрашие простых людей, рассказывая о их подвигах, готовности отдать свою жизнь ради освобождения родины («Старый знаменосец», «Уважайте рядового»), Петефи в то же время гневно обрушивается на пустых болтунов, клеймит половинчатость к нерешительность буржуазных либералов, которые приносят своей деятельностью огромный вред родине («Героям болтовни», «Шумим, шумим», «К нации» и другие). В стихотворении «К нации», обращаясь к народу, Петефи призывает его быть бдительным по отношению к внутренним врагам — этой «гнуснейшей породе» предателей.

Венгерская революция 1848 года была подавлена и потоплена в крови; причиной этого была деятельность интервентов и внутренние противоречия. Одна из основных причин поражения венгерской революции заключалась в том, что Национальное собрание из-за дворянской ограниченности его представителей высказалось против проведения в стране широких социальных преобразований. Этим самым Национальное собрание лишилось доверия крестьянства и не смогло в своей деятельности опереться на широкие народные массы.

Маркс и Энгельс в 1848 году приветствовали Венгрию как знаменосца прогресса, подчеркнув тем самым важное историческое значение венгерской революции. Революцию в Венгрии приветствовали представители передовой русской общественности. Глубоко сочувственные отклики венгерская революция нашла на страницах «Колокола» Герцена и в «Дневнике» Чернышевского. Чернышевский называл себя «другом венгров». События 1848 года в Венгрии нашли отклик и в других славянских странах: так, например, на стороне венгерской революции сражался польский легион. Подавлению революции в Венгрии способствовала реакционная политика английской и французской буржуазии, направленная на поддержку правительства Австрии, а также помощь Австрии со стороны Николая I.

Шандор Петефи был убит в 1848 году в битве под Шегешваром. Он погиб в июле — в последний месяц венгерской революции. Но и в последних стихах Петефи нет места настроениям разочарования и уныния. «Я говорю, что победит мадьяр...» — в этих словах выражена воля Петефи к победе и уверенность в ее достижении. Он мечтает дожить до того дня, когда Венгрия будет свободна:

Нет, должен я дожить до дня того,—

Мой меч и лира бились за него!

«Я говорю, что победит мадьяр...»)

В своем последнем стихотворении «Ужаснейшие времена» он говорит о необходимости правдиво описать события революции. Смерть помешала Петефи осуществить многие его замыслы. Но вся его деятельность как основоположника новой венгерской литературы явилась ценнейшим вкладом в демократическую культуру Венгрии.

Примечания.

1. Вступительная статья к "Избранным стихотворениям" Шандора Петефи. М. - Л., 1952, стр. 23-25.

2. Там же