Предисловие
Учебник для педагогических институтов по истории зарубежных литератур XIX века ставит своей целью дать студенту представление об основных явлениях литературы Франции, Англии, Германии, Америки, Польши, Болгарии, Чехословакии и Венгрии, начиная с периода Французской буржуазной революции конца XVIII века и кончая 60-ми годами XIX века — периодом, предшествующим Парижской коммуне 1871 года.
Курс включает в себя два основных раздела: 1) историю зарубежных литератур до революции 1848 года, 2) от революции 1848 года до Парижской коммуны.
При выделении этих двух основных историко-литературных периодов следует исходить из учета условий и закономерностей исторического развития буржуазного общества XIX века, имея в виду резко обозначившуюся борьбу двух культур в каждой национальной культуре — реакционной, антинародной и передовой, связанной с интересами и освободительной борьбой народных масс.
При изучении историко-литературного процесса XIX века учитывается наметившийся в середине века, после революции 1848 года, перелом в развитии буржуазного общества и связанный с ним новый характер критического реализма.
При изучении истории литературы данной эпохи, при определении ее истоков к исторических предпосылок возникает в первую очередь один очень важный вопрос, четко поставленный в работах Маркса, Энгельса, Ленина,— вопрос об огромном значении для всего культурного развития буржуазного общества XIX столетия событий Великой французской буржуазной революции.
В каждом из периодов, очень обширных и сложных по своему историческому содержанию, в свою очередь выделяются отдельные этапы в связк с ходом развития буржуазного общества. Отмечается влияние на развитие культуры и литературы таких исторических событий, как революция 1830 года, ряд восстаний рабочих во Франции, чартистское движение в Англии (30—40-е годы), образование Союза коммунистов перед революцией 1848 года и развитие научного социализма. Все это определило основные противоречия и характер той борьбы, которая явилась главным содержанием культурного и литературного процесса XIX века, специфику творческого метода направлений и отдельных писателен.
— романтизм и критический реализм.
Учитывая цель данного учебника, рассчитанного прежде всего на студентов—будущих учителей средней школы, авторы уделяют особое внимание идейно-художественному анализу текста крупнейших произведений Гофмана, Гейне, Гюго, Байрона, Шелли, Стендаля, Бальзака, Диккенса, Мицкевича и других выдающихся писателей этого времени.
Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер), лирические и сатирические поэмы (Байрон, Мицкевич, Гейне), непревзойденные образцы новеллистического творчества (Мериме, Гофман, Келлер и другие).
Подготовляя четвертое издание, авторы учли критические замечания, сделанные по данному учебнику.