Приглашаем посетить сайт

М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века"
Итальянская литература XIX века

Итальянская литература XIX века


Италия на рубеже XVIII и XIX веков была отсталой, раздробленной, феодальной страной. Этим пользовались соседние государства, поочередно хозяйничавшие в Италии.

С 1796 года в Италии начинается наполеоновское владычество, с 1815 года устанавливается диктатура австрийской монархии (Северная Италия), а также реакционной династии Бурбонов (Пьемонт) и папской власти (Рим). Страна остро нуждалась в объединении — только сплочение всех национальных сил могло повести к свержению иноземного гнета. Две тесно связанные проблемы: национального объединения и освобождения — стали центральными во всей итальянской культуре на протяжении почти целого столетия, от последних лет XVIII века до 1870 года. Эту эпоху итальянские историки называют эпохой Рисорджименто (в переводе: возрождение, воскрешение). В итальянской литературе это была эпоха романтизма, тесно связанного с развитием национально-освободительного движения.

Романтизму предшествовал революционный классицизм, предвосхитивший основные черты романтической литературы — патриотизм и героический пафос. Талантливейший драматург революционного классицизма Витторио Альфьери (1749—1,803) создавал трагедии, проникнутые глубокой скорбью о судьбе покоренной Италии и пламенным протестом против тирании. Его трагедии вдохновляли романтиков XIX века, оказав большое влияние на драматургию английского романтика Байрона.

На рубеже XVIII и XIX веков появилось произведение, которое уже можно назвать романтическим,— это роман Уго Фосколо «Последние письма Джакопо Ортиса». В центре романа трагическая судьба одинокого патриота, вынужденного пассивно созерцать страдания своей родины, преданной и проданной Бонапартом. Ортис не в силах бороться в одиночку с поработителями, но не желает и покоряться: он уходит из жизни, посылая гневные проклятия тем, кто разорил его прекрасную родину.

Расцвет романтизма в итальянской литературе начинается одновременно с появлением первых организаций карбонариев, на первом этапе национально-освободительного движения. Кар-бонарское движение (1815—1831) было оторвано от народных масс, поэтому часто терпело жестокие поражения, но борьба карбонариев поддерживала национальный дух и революционный подъем итальянцев.

В 1816 году в печати появился манифест романтизма как нового направления в литературе — «Полусерьезное письмо Хризо-стомо по поводу баллады Бюргера «Ленора». Автором был известный поэт и публицист Джованни Берше. С 1818 по 1819 год Берше вместе с поэтом Сильвио Пеллико издают журнал «Кон-чильяторе», последовательно отстаивающий принципы романтизма. Его приверженцы требовали обращения литературы к современным сюжетам, свободного выбора формы в литературном произведении. «Кончильяторе» объединял передовых поэтов и критиков, для которых поэзия и политическая борьба были единым делом; все они были карбонариями. В 1819 году журнал был закрыт, многие его участники брошены австрийцами в тюрьмы, Берше навсегда покинул Италию, Пеллико был приговорен к смертной казни, замененной пятнадцатилетним заключением. В 1836 году Пеллико вернулся на свободу и издал свою книгу «Мои темницы», высоко оцененную современниками. Об этой книге тепло отозвался А. С. Пушкин.

Крупнейшим поэтом-романтиком первого периода романтизма (исторически соответствовавшего первому этапу освободительного движения) является Джакомо Леопарди (1798 — 1837), «итальянский Байрон, но не подражатель Байрона», как писал о нем революционно-демократический критик 70-х годов Де-Санктис.

Очень хилый и болезненный, Леопарди почти всю жизнь был прикован к постели, поэтому он не мог быть непосредственным участником карбонарского движения, но это не помешало поэту стать подлинным патриотом, чутко уловить дух эпохи.

против существующего порядка вещей, при котором одни нации властвуют над другими.

В 1817 году Леопарди создает свои стихи «К Италии», исполненные огненной энергии и мощи. Поэт горько оплакивает судьбу родины, бросает своим соотечественникам гневные упреки за их долготерпение, призывает их взяться за оружие. Поэт готов один встать на защиту родины:

Никто не защищает тебя, Италия?

Никто из твоих сыновей?

Оружие! Я один,

О, если бы вспыхнула огнем

Моя кровь в сердцах итальянцев!

В творчестве Леопарди после 1822 года, когда идет спад карбонарского движения, все отчетливее звучат мрачные мотивы. Свое неприятие современной феодально-буржуазной реакции Леопарди переносит на все мироздание, устроенное лишь для страдания человека.

Герой лирики Леопарди — титанически сильный бунтарь, готовый один на один вступить в бой со всем миропорядком. Герои его стихов «Отречение», «Брут младший», «Ночная песнь странника», «Последняя песня Сафо» — гордые гуманисты, непримиримо отвергающие все существующее и противопоставляющие ему свободный разум, жажду земного счастья, недостижимого для них.

Гейне, Мицкевича.

Другой выдающийся представитель первого этапа романтизма — Алессандро Мандзони (1785—1873). Ему не чужды были черты религиозной экзальтации, но последняя вела его не к мистике, а к вере в торжество доброго начала в истории, в торжество народа.

Мандзони создал первый в итальянской литературе исторический роман — «Обрученные» (1827), где нарисовал широкую панораму жизни своей страны в XVII веке.

Герои романа — крестьяне Ренцо и Лючия, которым приходится отстаивать свое счастье в трудной борьбе с феодальным произволом. Вместе со всем народом Ренцо и Лючия преодолевают ряд тяжелых испытаний. Сила романа — в утверждении мужества народа, способного отстоять свое счастье в борьбе с социальной несправедливостью и стихийными бедствиями.

Замечательно мастерство Мандзони-романиста. Писатель умело вплетает личные судьбы героев в общую канву истории народа. В описаниях исторических событий, в обрисовке человеческих характеров, в художественной манере писателя намечаются элементы реализма. Интересна композиция романа, увлекательно и драматично изложение событий. Язык Мандзони пронизан тонким юмором. По художественным достоинствам роман «Обрученные» может выдержать сравнение с лучшими романами Вальтера Скотта. Творчество Мандзони оказало большое влияние на итальянскую повествовательную прозу XIX века.

—1870 годах в Италии происходит интенсивное сплочение демократических сил. В 1831 году создается «Молодая Италия», союз патриотов под руководством Мандзони. Он группирует вокруг себя все прогрессивные элементы; движение становится организованным, опирается на широкие массы. В 1848 году вспыхивает буржуазно-демократическая революция, революционно-демократическое движение смыкается с народным, в 50—60-х годах оно охватывает всю страну: выступают добровольцы Гарибальди, одерживающие ряд побед.

В этот период в романтической литературе центральной становится тема народа как основного носителя героического начала. Особый интерес приобретает историческая тема в литературе. Художники ищут в истории яркие моменты героической освободительной борьбы, вдохновляющие современников. Исторический роман становится ведущим жанром. Традиции Мандзони продолжают романы Гросси, Канту, Д'Адзелио, Франческо Гверрацци.

В своем лучшем романе «Осада Флоренции» (1836) Гверрацци пошел дальше Мандзони, роман Гверрацци воспевал мужество республиканцев Флоренции, погибших как один в борьбе с папскими войсками. Свободная Флорентийская республика обрисована писателем как идеал человеческого общества, охваченного единым устремлением.

Исторические романы Д'Адзелио и Гверрацци, почти лишенные бытописательства, были сильны своей эмоциональностью, высоким героическим пафосом. Эти черты унаследовал и развил лучший представитель исторического романа эпохи реализма Рафаэлло Джованьоли («Спартак», 1874).

Исторические сюжеты занимали большое место в драматургии Рисорджименто. Романтические драмы Пеллико («Франческа да Римини», 1818), Мандзони («Граф Карманьола», 1820, «Адельгиз», 1822) освещали героические страницы в истории прошлого. Эту линию продолжал драматург 30—40-х годов Джован-баттиста Никколини. В его драме «Прочила» (1830) изображено сицилийское восстание 1282 года, в «Арнольде Брешианском» (1843)—антицерковное движение XII века. В последней драме большую роль играли народные массы, представленные хором. Драмы Никколини, хотя и не отличавшиеся высоким художественным мастерством, привлекали современников политической злободневностью.

—40-е годы театр становится местом неофициальных собраний патриотов. Спектакли с патриотическими сюжетами вызывали бурю энтузиазма, часто они выливались в демонстрации, причем дело не обходилось без участия полиции. Спектакли изобиловали всевозможными эффектами: встречи заговорщиков происходили в мрачных склепах, пещерах, часто на сцене фигурировали призраки в саванах, иногда они на глазах зрителя вылезали из гроба, чтобы произнести пророчества или проклятия. Необычная обстановка помогала скрыть политическую остроту спектакля и гармонировала с общим приподнятым тоном речей героев.

Сочетание героического содержания с романтическими эффектами характерно и для опер молодого Верди, созданных также на исторические сюжеты: «Навуходоносор», «Ломбардцы», «Прочида» («Сицилийская вечерня»). Оперы молодого Верди (впервые в истории итальянской музыки) отличались замечательными хорами, которым отводилось центральное место. Народ был в этих операх главным, как и в драмах Никколини или в романах Д'Адзелио и Гверрацци.

В 30—40-е годы появляется романтическая сатира, выдающимся сатириком выступает поэт Джузеппе Джусти (1809— 1850). Его сатира содержит убийственный гротеск на преуспевающих дельцов Италии, слуг общеевропейской реакции. В галерее гротесков Джусти есть и увертливый продажный дипломат («Хамелеон»), и церковный столп из вчерашних жуликов («Облачение»), и глуповатый князь провинции («Корольполено»), и трусливый обыватель («Улитка»).

Джусти не вскрывает причин страданий народа, но его меткая политическая сатира поражала столпов буржуазного порядка, еще не четко обозначенного в Италии.

Джусти — замечательный мастер языка, его стихи отличаются исключительным лексическим богатством. Поэт виртуозно использует народные поговорки и каламбуры. Стих его изящен и ритмически четок. По мастерству языка и стиха Джусти не уступает таким сатирикам, как Гейне и Беранже.

—50-е годы — расцвет революционной поэзии в Италии. Революция 1848 года и последующая борьба гарибальдийцев отражается в страстных патриотических одах поэтов-гарибальдийцев: Гоффредо Мальели (1827—1849), Алессандро Поэрио (1802—1848), Алеардо Алеардиа (1812—1878), Луиджи Меркан-тини (1821—1872). Все они были непосредственными участниками битв за свободу Италии, один из них — Алессандро Поэрио — погиб на поле боя в 1848 году.

Поэзия гарибальдийцев привлекала к себе искренним выражением беззаветного героизма масс, пламенной верой в светлое будущее, нежной любовью к родине. Эти достоинства искупают некоторую декламационность и напыщенность стиха, а порой и некоторую религиозность. Вера в бога для гарибальдийцев ассоциировалась с верой в благополучный исход всякого доброго начинания, дело освобождения Италии они считали святым делом.

Сатирическая поэзия Джусти и героическая лирика гарибальдийцев, отразившие бурную политическую эпоху подъема национального движения, подготовили реалистическую поэзию Джозуэ Кардуччи, чье творчество развернулось в конце XIX столетия.

В итальянской прозе романтизма можно также отметить первые подступы к бытописательскому роману эпохи реализма (повесть Руффини «Дневник Лоренцо Бенони» (1847) и роман Ньево «Исповедь старика», 1857).

Эти произведения, освещавшие борьбу итальянцев за свою независимость, были переведены на русский язык в 60-х годах XIX века вместе с романами Гверрацци «Осада Флоренции» и «Беатриче Ченчи», вместе с переводом стихов Джусти, сделанным Николаем Курочкиным. В русской революционно-демократической литературе 60-х годов заметен большой интерес к литературе Италии, где развертывалась национально-освободительная борьба. С любовью и уважением относились революционеры-шестидесятники к борьбе гарибальдийцев, к литературе, созданной эпохой Рисорджименто. С особенной теплотой высказывался Герцен в «Былом и думах» о поэзии Леопарди и гарибальдийцев.

Реализм в Италии только начал свое развитие, когда в европейской литературе он достиг своего расцвета, а в некоторых странах подошел к кризису. Итальянский реализм отстал от общеевропейского, он не дал миру тех глубоких обобщений, того острого разоблачения социального зла буржуазного порядка, какое дали писатели Англии, Франции, России.

Большинство итальянских писателей не могли разорвать круг национальной ограниченности, они были тесно связаны с национально-освободительным движением, которое представлялось делом первостепенной важности. Очень немногие из художников Италии выходили из этого круга, поднимая свой голос протеста против общеевропейской реакции, в которой они видели не только врага Италии, но и общего врага гуманизма. К таким художникам можно отнести Леопарди, творчество которого имеет мировое значение, и в какой-то мере Джусти. Но эти поэты, поднимаясь над узконациональными интересами, не переставали быть итальянцами, глубокими выразителями настроений своего народа, страстными патриотами.

Итальянский романтизм имел свои достоинства, обусловленные его близостью с освободительной борьбой народа. К достоинствам его относятся непосредственность и свежесть героического порыва, отразившегося в стихах Леопарди, романах Мандзони и Гверрацци, песнях гарибальдийцев. Итальянский романтизм почти не знал реакционной мистики, проповеди смирения и покорности.

Романтическая литература Рисорджименто, отразившая эпоху трудной борьбы покоренной нации за свои права, имеет, несомненно, большое значение в развитии мировой культуры.