Приглашаем посетить сайт

М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века"
Христо Ботев (1848-1876)

Христо Ботев (1848-1876)


Вершиной болгарской поэзии XIX века явилось творчество Христо Ботев а. Всю свою недолгую, но яркую жизнь Христо Ботев посвятил делу борьбы за независимость родины и социальное раскрепощение народа. Он был убежденным революционером-демократом, поборником дружбы болгарского народа с русским и другими свободолюбивыми народами, талантливым руководителем национально-освободительного движения в период его наивысшего подъема в Болгарии. Стихотворения и публицистика Ботева вошли в сокровищницу национальной культуры Болгарии.

Жизнь и деятельность. Христо Ботев родился в городе Калофер, в семье хорошо известного в Болгарии народного учителя Ботю Петкова. Ботю Петков был одним из наиболее образованных людей своего времени. Своего сына он воспитал в духе любви и уважения к русской культуре и литературе. С детства Христо Ботев знал русский язык, был знаком с творчеством Пушкина, Гоголя, Белинского. В 1863 году X. Ботев был послан учиться в одесскую гимназию. Три года жизни в России оказались решающими для формирования его мировоззрения. Ботев сближается с русским революционным народничеством, знакомится с трудами русских демократов. Режим казенной гимназии тяготил его; программа учебного заведения не удовлетворяла. Гимназия была оставлена. Ботев много читает. Его любимый литературный герой — Рахметов. В своей жизни Ботев стремится во всем подражать этому замечательному герою романа Чернышевского.

В 1866 году Ботев покидает Россию. В Болгарии начинается его деятельность по подготовке вооруженного восстания. Ботев вернулся на родину сознательным революционером. Принципы революционной теории и тактики, выработанные Ботевым в результате знакомства с некоторыми трудами Маркса и Энгельса (первый том «Капитала», «Манифест Коммунистической партии»), и идеи русских революционеров-демократов он применял к конкретной болгарской действительности, глубокое знакомство с которой он обнаруживал на протяжении всей своей деятельности борца-организатора.

За революционную агитацию Ботев подвергался постоянным преследованиям. Он работает учителем в ряде городов Болгарии и Румынии, корректором в типографии. Основным долгом его жизни становится революционная борьба.

С 1874 года он становится руководителем Болгарского революционного центрального комитета. В 1876 году, когда в Болгарии вспыхнуло восстание, Ботев во главе отряда из двухсот революционеров переправляется из Бухареста, где находился центр болгарской революционной эмиграции, на территорию Болгарии. Отряд Ботева был разбит, и сам он погиб от вражеской пули.

Литературные взгляды. Выдающийся мыслитель и общественный деятель, Ботев был в то же время и лучшим болгарским поэтом своего времени.

«искусства для искусства». В одной из своих статей Ботев писал: «Необходимо, чтобы и наука, и литература, и поэзия, и журналистика, словом, вся духовная деятельность его руководителей (руководителей народа.— Н. М.) приобрела характер политической пропаганды, то есть сообразовалась с жизнью, стремлениями и потребностями народа,— так, чтобы не было науки для науки, искусства для искусства, а журналистика перестала пережевывать старые, сгнившие и давным-давно выброшенные европейские отбросы»1.

В своих публицистических статьях Ботев сформулировал требования, предъявляемые им к литературе и писателям.

Основной смысл литературы Ботев видит в служении народу, в стремлении помочь народу добиться свободы и независимости. И поэтому для каждого писателя, по мнению Ботева, вопрос — для чего и для кого он пишет, какую пользу может принести его труд для народа—должен быть основным вопросом; этот вопрос Ботев ставил и перед собой.

«Только тот, кто жил, страдал и плакал вместе со своим народом, только тот сможет его понять и ему помочь»,— писал Ботев.

Поэзия и журналистика, наука и просвещение имеют в глазах Ботева смысл только тогда, когда они вооружают народ политически. Считая журналистику важным оружием в революционной борьбе, Ботев со всей присущей ему силой и страстностью критиковал лживость и беспринципность официальной печати, официальной журналистики, лишенной живой мысли и познавательной ценности, но наводненной лицемерными рассуждениями о пользе мелких реформ.

«необходимо одно условие, которое носит название свободы», и что единственный путь к его осуществлению — в революции. Критикуя аполитичность и отсутствие актуальной тематики в современной ему печати и указывая правильные пути для ее дальнейшего развития, Ботев убедительно доказывал, насколько далеки официальная печать, произведения писателей из лагеря либеральной буржуазии и переводы произведений третьестепенных иностранных авторов от стремлений и потребностей народа.

Ботев считал, что полезными и нужными произведениями являются такие, которые отвечают запросам народа, имеют познавательное и воспитательное значение. Он писал: «Романы, повести, рассказы и вообще чисто литературные произведения должны приравниваться или, попросту, отвечать стремлениям и характеру того народа, на язык которого переводятся. Поэтому и нам нужны в данный момент такие литературные произведения, которые отвечают нашим потребностям и стремлениям и имеют в то же время совершенный общечеловеческий смысл»2.

Истинно народный писатель для Ботева — это гражданин-борец, которому присуще сознание ответственности перед народом за свою деятельность, который обладает прогрессивным мировоззрением, которому свойственна любовь к своей родине и народу, гражданская доблесть, скромность и честность.

Все высказывания Ботева по литературе отличаются строгой последовательностью. Они подчинены одной цели, которую Ботев ставил перед литературой,— революционной борьбе за освобождение народа.

Литературная деятельность Ботева — соединение страстной идейности, актуальности с высоким поэтическим мастерством. Его стихи зовут к борьбе, к революции как единственно правильному пути для достижения свободы и независимости народа. Заслуга Ботева состоит в том, что он правильно понял основную тенденцию своей эпохи — стремление болгарского народа к национальному и социальному освобождению; красота его поэзии и сила публицистики состоят в утверждении этой тенденции, отвечающей интересам народных масс.

«Народ вчера, сегодня и завтра» он писал: наш народ «не имеет прошлого, не имеет и настоящего, а одно только будущее — и будущее светлое, так как у него вместе с другими славянами есть что сказать миру и дать человечеству»3. Об этой же ясной вере в осуществление цели, к которой вместе со всем народом стремился и Ботев, с еще большей силой говорит знаменитый «Символ веры Болгарской коммуны», в котором нашли свое полное отражение социалистические идеалы Ботева: «Верую в единое и неделимое отечество всех людей и общее владение всем имуществом. Исповедую единый светлый коммунизм — исцелитель всех недугов общества. Чаю пробуждения народов и будущего коммунистического общества во всем мире»4.

Поэтическое творчество Ботева. Единство личного и общественного, творческое отношение к действительности, умение правильно понять и определить основную тенденцию своего времени определяют пафос поэзии Ботева.

Если в ранних стихотворениях Ботева («Моей матери», «К брату», 1867) еще звучит мотив расхождения мечты с действительностью, то очень скоро он уступает место призыву к активной революционной борьбе («Элегия», 1870; «Борьба», 1871):

слез, и разврата, и черного дела,

в сем царстве скорби, где злу нет предела,

вскипела борьба, вскипела!

И близится он, священный конец.

«Хлеб или свинец!»

(«Борьба».)

Тема социального протеста занимает ведущее место в поэзии Ботева. Лирические мотивы личных переживаний подчиняются призыву долга («Моей первой возлюбленной», 1871).

В поэзии Ботева личная тема органически переходит в общественную, полностью сливаясь с ней.

В богатой по разнообразию мотивов и тем поэзии Ботева можно наметить две основные, ведущие темы, развиваемые в каждом из его поэтических произведений одновременно. Одна из них — отражение тяжелой действительности и условий жизни болгарского народа; другая — страстный протест и призыв к непримиримой борьбе. И как бы глубока ни была скорбь поэта, его ненависть к врагам народа, чорбаджиям и духовенству сильнее скорби («В кабаке», 1873). Потому с такой силой бичует он аполитичность и пассивность толпы («Юрьев день», 1873), с такой остротой клеймит эгоистическое и трусливое благоразумие обывателей, мнимый патриотизм («Патриот», 1872), лживость, лицемерие и глупость духовенства («Моя молитва», 1873). В то же время для творчества Ботева характерен мотив нарастающей и приближающейся грозы («Туча», 1873), в котором звучит приближение взрыва народного гнева:

Гуси, утки мчатся с гамом.

Разыгралась непогода,

Ждать великой бури надо!

(«Туча».)

«Казнь Василия Левского», «Хаджи Димитр», 1873).

Кто в грозной битве пал за свободу —

не умирает: по нем рыдают

земля и небо, зверь и природа

и люди песни о нем слагают...

«Хаджи Димитр».)

Характерная особенность творчества Ботева заключается не только в том, что каждое из его стихотворений является правдивым отражением того или иного момента болгарской действительности, но главное в том, что, поняв основную тенденцию действительности, он отразил ее развитие и устремление к будущему, каким его представлял себе поэт. Отсюда внутренняя страстность и динамичность его поэзии.

Ботев не удовлетворяется одним лишь реалистическим показом действительности: он не только разоблачает ее темные стороны; страстный протест, призывы к борьбе, твердая уверенность в победе, свойственные поэту до конца его жизни и звучащие во всех его произведениях, заражают и вдохновляют читателей и слушателей, открывая перед ними путь к светлому будущему.

По своей форме стихотворения Ботева близки болгарским народным песням. Связь поэзии Ботева с устным народным творчеством проявляется и в простоте языка, и в песенных размерах многих его стихотворений, и в обращении к традиционным фольклорным темам. Лучшим примером этого может служить стихотворение Ботева «Хаджи Димитр», воспевающее отважного героя освободительной борьбы болгарского народа. Написанное в форме народной баллады, оно стало одним из самых любимых и распространенных произведений в Болгарии. В этом стихотворении героическая романтика воплощена в фольклорных образах, факты истории сочетаются с фантазией и народными поверьями.

Поэзия Ботева с наибольшей силой и полнотой воплотила в художественных образах устремления и чаяния болгарского народа. И потому творчество Ботева по праву считают вершиной болгарской литературы XIX века.

1. Христо Ботев. Избранное. М., 1948, стр. 175.

2. Христо Ботев. Избранное. М., 1948, стр. 212.

3. Там же, стр. 153.

4. Христо Ботев. Избранное. М., 1948, стр. 27.