Приглашаем посетить сайт

М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века"
Джон Китс (1795-1821)

Джон Китс (1795-1821)

Джон Китс является третьим (после Байрона и Шелли) великим поэтом английского романтизма.

Жизненный путь. Китс был сыном содержателя извозчичьего двора в Лондоне. Подобно Шелли, он очень рано, еще в школе, пристрастился к чтению классической литературы, пытался сочинять стихи.

Китс рано лишился отца, а его опекун - чаеторговец Эбби, человек довольно ограниченный, - заставил его покинуть школу и поступить учеником к лекарю. Будущий поэт стал проводить время в лондонских больницах, где изучал различные отрасли медицины, а в 1816 году ему было присвоено звание лекарского помощника.

Но не к медицине были обращены сокровенные думы юноши. Он мечтал о литературе; в кармане его куртки постоянно была спрятана заветная тетрадь, которая немедленно извлекалась оттуда, лишь только выдавалась свободная от занятий в госпитале минута. В этой тетради были стихи, написанные Китсом в подражание Спенсеру и другим поэтам эпохи Возрождения.

Вскоре Китс познакомился с журналистом Ли-Гентом, который ввел его в кружок либерально и демократически настроенной интеллигенции. Гент одобрил первые стихотворные опыты молодого поэта и поддержал его в намерении бросить врачебную практику и всецело отдаться литературной деятельности. В мае 1816 года Гент впервые напечатал (в своем журнале «Исследователь») сонет Китса «Одиночество». Вслед за этим появляется первый сборник стихотворений Китса, а в 1818 году он издает поэму «Эндимион»; затем следует поэма «Гиперион», «Изабелла», «Робин Гуд» и другие произведения. Китс также уделяет внимание и театру, выступая как критик и драматург. В 1819 году им была написана трагедия «Оттон Великий» и часть драматической поэмы «Король Стефан», которые свидетельствуют о большом драматургическом таланте. Однако реакционная критика приняла сочинения Китса в штыки. Прогрессивная направленность его творчества, близость поэта к Ли-Генту и Шелли - все это вызвало ожесточение реакционных журналов вроде «Куорторли ревью» и «Блэквудс мэгззин». Называя Китса представителем «кокнейской школы поэтов»1, авторы многочисленных рецензий обливали его ядовитой клеветой и насмешками, что очень болезненно переживалось чувствительным поэтом и в значительной мере подорвало его здоровье. В 1820 году он тяжело заболел и, по настоянию друзей, уехал в Италию. Однако уже было поздно, болезнь (туберкулез) перешла в последнюю стадию, и в 1821 году этот гениально одаренный поэт скончался. Байрон, с большим интересом следивший за развитием таланта Китса, писал в «Дон-Жуане»:

Джон Китс был критиком убит как раз в ту пору,

Когда великое он обещал создать...

Шелли, питавший глубокие дружеские чувства к «этому необыкновенно светлому и прекрасному человеку», как он писал впоследствии, оплакал безвременную кончину Китса в поэме «Адонаис», в которой скорбел о том, что «мир утратил гения», не успевшего ему «поведать истины великие». Одновременно Шелли заклеймил позором реакционных критиков, которые «трусливо бежали» от грозной сатиры Байрона, но безжалостно набросились на скромного Китса. Китс занимался профессиональной литературной деятельностью всего лишь в течение пяти лет. Большинству его замыслов не суждено было воплотиться в строки стихов и поэм. Но созданного им оказалось вполне достаточно для того, чтобы полвека спустя все народы стран английского языка признали его великим поэтом.

Ранние произведения. «Эндимион». Уже первые стихотворения Китса поражают своей жизнерадостностью и глубоким чувством гуманности. Яркие краски, красота материального мира у него всегда выступают на первый план. Тут нет места «божественному» и «потустороннему»; поэзия Китса может быть лучше всего охарактеризована его же собственными словами, как «поэзия земли». Именно стихийный материализм и радикализм воззрений Китса, отчетливо выразившиеся уже в первых произведениях поэта, вызвали бешеную ненависть со стороны реакционной печати, ибо жизнеутверждающие мотивы поэзии Китса, его призыв наслаждаться красотами природы, радостями бытия имеют глубоко прогрессивное значение, если принять во внимание, что это было время, когда реакционные романтики поднимали на щит мистику, иррационализм, проповедовали религиозно-ханжескую, пуританскую мораль. В условиях торжества идеологической реакции не только такие стихотворения, как сонет «Памяти Костюшко», сонет «На выход Ли-Гента из тюрьмы» или сонет «О мире», где осуждаются кровопролитные и жестокие войны, но даже и такие невинные на первый взгляд произведения, как сонет «Кузнечик и Сверчок», звучали прямым вызовом церкви, ее проповеди смирения, осуждения земных радостей:

Вовеки не замрет, не прекратится

Поэзия земли, когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве,

Поэзия земли не знает смерти...

«Эндимион».

В основе сюжета этой поэмы лежит миф о любви богини Дианы к прекрасному юноше Эндимиону. Китс обращается в своей поэме к пластическим, прекрасным формам и образам древнегреческого искусства. Следует заметить, что, противопоставляя мистицизму и культу средневековья, насаждаемому реакционными романтиками, великое греческое искусство, Китс и Шелли продолжали традиции революционного классицизма времен французской революции. Это противопоставление имело для той эпохи глубоко прогрессивный смысл, так как лучшие образцы греческого искусства, к которым обращались великие английские поэты, исполнены жизнеутверждающей силы и света.

На первых порах Китс смог противопоставить искусству реакционного романтизма лишь идею наслаждения бытием и красотой (вспомним, что Томас Мур начал с того же):

То, что прекрасно, есть навеки радость.

«Гиперион»).

«Эндимиона» является прославление великой силы любви - любви «истинной, чистой и высокой». Богиня Диана готова покинуть жилище бессмертных богов, Олимп, и стать простой смертной девушкой, для того чтобы не разлучаться со своим возлюбленным. В целом поэма «Эндимион» является протестом против пуританского ханжества английской буржуазии.

«Эндимион» - это мечта о золотом веке. В поэме дается идеализированная картина древней Греции, мастерски описываются ее пейзажи, празднества. В поэме чувствуется влияние Спенсера и других поэтов елизаветинской поры.

В 1819 году под влиянием радикального и рабочего движения во взглядах Китса происходит коренной перелом. Он теряет веру в либеральные, реформистские идеи Ли-Гента и все больше сближается с революционными романтиками (Шелли). От увлечения античностью и творчеством поэтов Ренессанса Китс приходит к признанию приоритета глубоко народной «поэзии действительности» гениального Бернса. Фантастику первых стихов Китса сменяют реальные картины шотландской и английской природы и деревенского быта. Особенно характерно для новой поэтической манеры письма Китса его стихотворение «Осень»:

Пора туманов, зрелости полей,

Ты с поздним солнцем шепчешься тайком,

На скатах кровли, крытой тростником,

Как переполнить сладостью плоды,

Чтобы они, созрев, сгибали ствол,

Распарить тыкву в ширину гряды,

Где носятся рои бессчетных пчел,-

Пускай им кажется, что целый год

Продлится лето, не иссякнет мед!..

В этом произведении поражает подлинно бернсовская простота, глубокая человечность чувства. Китс чувствует себя скромным учеником гениального поэта Шотландии, он преклоняется перед его величественным образом. Особенно привлекает Китса неисчерпаемый оптимизм Бернса, бунтарский дух его поэзии, направленной против ханжества пуританской морали и аскетизма, против «фаланг накопителей и наживателей» (Китс).

«Гиперион». Под впечатлением борьбы английских рабочих и шотландских крестьян Китс создал поэму «Гиперион», в которой в аллегорической форме изобразил ожесточенные классовые битвы своей эпохи.

Подобно «Потерянному раю» Мильтона - эпосу английской буржуазной революции, «Гиперион» имеет иносказательное значение. В битве титанов и богов-олимпийцев отразилось реальное историческое содержание той эпохи - беспощадные преобразования, крутая ломка всех социально-политических основ Англии, окончательная гибель всех устоев феодализма, на смену которым пришло буржуазное общество.

Мир отживших порядков и идей представлен в «Гиперионе» поколением титанов, одряхлевших под тяжестью лет. Вот как Китс рисует образ вождя титанов Сатурна:

Его рука - бледна, дряхла, мертва,

Закрылись потускневшие глаза.

Описывая победу олимпийцев, Китс прославляет ликующую силу победоносной юности, несущей обновление, новые чувства и новое жизнерадостное восприятие мира, которое резко отличается от мрачного скепсиса пресыщенных жизнью титанов.

будет не вечной, что и она со временем должна пасть перед силами более могучей и светлой эпохи. Эта мысль весьма знаменательна.

Рисуя в поэме портреты богов-победителей, Китс наделяет их подлинно человеческой «земной» красотой. Особенно запоминается образ юного бога Аполлона - созидателя прекрасного и свободного искусства нового. Аполлон - вдохновенный художник. Английский критик-коммунист Ральф Фокс следующим образом комментирует эпизод поэмы, в котором дано описание творческих мук, переживаемых Аполлоном: «Весь процесс творчества, все муки художника заключены в этом яростном столкновении с действительностью, направленном на создание правдивой картины мира». Дальше Фокс приводит следующее место из монолога Аполлона:

Поток имен и дел, легенд, злодейств,

Величеств и восстаний, смертных мук,

Творений, гибели, в пустоты мозга

Вливаясь вдруг, меня обожествляет,

Вина или волшебного напитка

И стал бессмертным.

«Китс, - читаем дальше в книге Фокса «Роман и народ», - ненавидимый и травимый реакционными критиками с подлым ожесточением, даже еще более свирепым, чем то, с каким обрушивались на явственнее революционных Байрона и Шелли, попытался в своей величайшей поэме - поэме, которую ему не удалось закончить, - выразить самую сущность революционной борьбы великого художника-борца. Ибо подлинно великому писателю, независимо от его политических взглядов, всегда приходится вступать в жестокую и революционную борьбу с действительностью».2

Произведения последних лет жизни поэта. «Гиперионе»- этом оставшемся неоконченным великом героическом эпосе - острые конфликты современной ему действительности поэт изображал в мифологических образах, то в трех небольших поэмах - «Изабелла», «Канун дня св. Агнессы» и «Ламия» - Китс реалистически изображает трагическую гибель всякого чистого человеческого чувства в условиях собственнического общества.

С особенной силой этот мотив звучит в «Изабелле». Позаимствовав ее сюжет из «Декамерона» Боккаччо, Китс, однако, насытил его описаниями капиталистической эксплуатации, что особенно сближает это произведение с «Королевой Маб» Шелли. Поэт разоблачает братьев Изабеллы, «ворующих чужой труд», он описывает «шахты, озаренные факелами», и «шумные фабрики», где гибнут от непосильной работы тысячи тружеников,, отдающих свою кровь и пот для обогащения «ничтожных торгашей».

В соответствии с буржуазной моралью братья героини поэмы, Изабеллы, рассматривают брак своей сестры как выгодную торговую сделку: они зверски убивают ее возлюбленного Лоренцо - бедняка-плебея, поскольку он для них слишком невыгодная партия: он не может заплатить им золотом за сестру.

В произведениях 1819 года вместо абстрактного культа радости и красоты мы встречаемся уже с реальным изображением темных сил, уродующих человеческие жизни, сил, враждебных счастью людей. Китс не пришел к признанию закономерности революционного преобразования мира - в этом отношении он не поднялся до Байрона и Шелли. Однако он был весьма близок к тому. Объективно его творчество сыграло революционизирующую роль в общественной жизни Англии XIX века. Основной темой его произведений 1819-1820 годов становится идея служения человечеству, идея беззаветного служения народу, и недаром Китс обращается к Бернсу.

В оде «Барды страсти и веселья» Китс сформулировал свой идеал поэта, который должен писать

Об огне простых страстей.

Знаменательно обращение Китса к образу героя народных баллад, предводителя народной вольницы Робина Гуда. В стихотворении «Робин Гуд» поэт говорит, что Робин, если бы он жил в Англии XIX века, непременно осудил бы ее порядки, которые все подчиняют чистогану. Стихотворение заканчивается здравицей в честь народного вождя:

Грянем ныне в свой черед:

Луку старому - почет.

Слава Робину-стрелку!

«Строки к Фанни», обращенном к его невесте, Китс пишет о своей родине, как о «ненавистнейшей земле, тюремщице всех друзей, береге, где разбиваются в прах все надежды»; он называет ее «чудовищной страной», «мрачным адом». Китс создает остро сатирическое произведение «Колпак и бубенцы», в котором высмеивает лордов и королевский двор. Таким образом, обращение к образу народного героя Робина Гуда сочеталось у Китса с усилением гражданских мотивов.

От первых романтических стихотворений поэт пришел к жизнеутверждающей, простой и ясной манере письма, правдивому показу жизни общества, человеческих характеров и изображению природы в духе гениального народного поэта Бернса. Смерть помешала Китсу развернуть свой талант во всю мощь и ширь.

Примечания.

1. жаргон лондонских трущоб, весьма далекий от норм английского литературного языка.

2. Ральф Фокс. Роман и народ. Л., Гослитиздат, 1939, стр. 58-59.