Приглашаем посетить сайт

Чугунов Д.А.: Немецкая литература середины XIX века.
Шестое занятие. Творчество Т. Шторма

Шестое занятие

Тема: Творчество Т. Шторма

Авторы и произведения:

Т. Шторм (новеллы )

Основные проблемы и вопросы , требующие раскрытия на лекции:

1. Видимые особенности поэтики Т. Шторма (автобиографичность, скрытый лиризм прозаического повествования, авторская тоска по идеалу , внимание к женским образам… ).

2. Тематика произведений Т. Шторма. Изменения в тематике и проблематике его творчества на рубеже 50-60-х гг.

3. Психологическая составляющая штормовской новеллистики.

4. Лирика Т. Шторма и ее особенности.

1. Оценка творчества Т. Шторма другими писателями.

2. Проблема т. н. «областнической» литературы в истории немецкой словесности середины XIX в.

Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы :

Краткая теоретическая информация:

Т. Шторм родился в Шлезвиге, герцогстве , которое принадлежало тогда Дании. Окончив латинскую школу в родном городе и гимназию в Любеке , изучал право в Кильском и Берлинском университетах. После этого в 1843– 1853 имел юридическую практику в Хузуме. Из - за напряженных отношений между герцогством Шлезвиг и Датским королевством Шторм эмигрировал в Пруссию. В 1864 году , по окончании войны между германскими государствами и Данией, в результате которой Шлезвиг отошел к Пруссии, Шторм вернулся в Хузум и до 1880 занимал там судебные должности.

В своей лирике Шторм довел до совершенства поэтическую традицию , начатую в первые годы XIX века Л. Тиком. Его по праву можно назвать последним великим мастером мелодичной песенной поэзии. Сборник «Стихотворения» (1852) завоевал ему заметное место среди немецких поэтов - лириков , однако прославился он главным образом новеллами. Необычайно популярной в середине века оказалась его новелла «Иммензее» (1850).

_______

«Великий русский писатель и немецкий поэт отлично понимали друг друга. Хотя первый и превосходил значительно Шторма по широте и остроте взгляда, по опыту , знанию света и богатству художественной культуры , но он, вместе с тем, в полной мере обладал способностью признать и верно оценить человеческие качества , поэтический дар и нравственные достоинства своего нового немецкого друга, почувствовать тончайшие красоты его поэзии, восторгаться самобытным звучанием его лирики. Рассказы Шторма он, конечно, редко мог принять без всяких оговорок. Он видел в них излишек рефлексии, склонность выставлять свои чувства на всеобщее обозрение, указывая читателю на их тонкость и красоту ; в некоторых описаниях природы и жизни он находил «налет литературности» . Но подобные мысли, которые к тому же высказывались в самой деликатной и любезной форме, не могли лишить их взаимные отношения искренней сердечности и теплоты» ( И. С. Тургенев : Новые материалы и исследования. - Л. : Наука, 1967. - Лит. наследство. - Т. 76. - С. 592).

Т. Шторм и И. С. Тургенев смогли встретиться в 1865 году. Немецкий писатель принял любезное приглашение посетить Тургенева и семейство Виардо в Баден-Бадене. Пребывание в этом городке с 5 по 13 сентября произвело на Шторма огромное впечатление. В обществе Пича и Тургенева он совершал прогулки по окрестностям , вел беседы о литературе. Благодаря Людвигу Пичу мы располагаем рисунком , на котором изображено собрание в музыкальной гостиной Виардо, где присутствуют Шторм и Тургенев.

После встречи в Баден-Бадене между двумя писателями установилась переписка, которая продолжалась вплоть до 1876 года. Встретиться же вновь , 16 несмотря на неоднократные взаимные приглашения, Шторму и Тургеневу не удалось. Все письма до наших дней не сохранились. Из 15-17 писем, о существовании которых мы можем говорить с уверенностью , мы имеем в распоряжении только 7 писем Тургенева и 2 письма Шторма. После 1876 года, в силу действия различных причин, переписка между ними оборвалась. На прекращение переписки могло повлиять то, что с начала 70-х годов Тургенев жил уже во Франции, жил иными интересами и в ином дружеском окружении.

По-видимому, оба писателя были хорошо знакомы с творчеством друг друга. В начале 1854 или 1855 года, по воспоминаниям того же Л. Пича , Шторм читал “Записки охотника” , появившиеся в переводе А. фон Видерта. В письме к Л. Пичу от 15 сентября 1863 года Шторм пытается охарактеризовать особенности рассказа Тургенева “Три встречи” . Чуть ранее немецкий писатель интересовался , принадлежит ли перу Тургенева роман “Дворянское гнездо” (перевод Пауля Фукса , Лейпциг, изд -во Кольмана, 1862), и затем неоднократно выражал свое восхищение этим романом.

В 1864-1865 годах было предпринято широко обсуждавшееся критикой мюнхенское двухтомное издание произведений Тургенева в переводе Ф. Боденштедта. О знакомстве Шторма с этим изданием мы можем судить на основании его письма к Тургеневу от 9 декабря 1866 года. 30 октября 1870 года Шторм отправил Тургеневу письмо вместе со своей фотографией на память. Это было знаком благодарности за присылку Тургеневым первых 4 томов его избранных произведений (Iwan Turgenjew’s ausgewдhlte Werke. Autorisierte Ausgabe. - Bd. 1-12. - Mitau/Hamburg : E. Behre, 1869-1884). В них вошли романы “Отцы и дети” , “Рудин”, рассказы “Несчастная”, “История лейтенанта Ергунова” , повести “Переписка” , “Ася”, “Муму”...

“Рассказы старого человека” (“Erzдhlungen eines alten Mannes. Aus dem Russischen von Adolf Gerstmann. - Berlin: Janke, 1881), роман “Новь” (Neuland. Roman. Uebers. von C. B. - Berlin; Stuttgart : Collection Spemann, Dt. Hand- und Hausbibliothek. - 5. Serie. - Bd. 97. - 1886.). По свидетельству дочери Шторма , ее отец также был знаком с романом “Дым”, повестью “Вешние воды”.

Тургенев , в свою очередь, также был хорошо знаком с лирикой и прозой Т. Шторма.

Так, например, дважды - в письмах ноября 1869 и 9 (21) февраля 1870 года - Тургенев благодарил Шторма за «прекрасный подарок» , которым стали для него три тома Собрания сочинений немецкого писателя (Письма. VIII, 192). В них вошли следующие произведения: «Марта и ее часы», «Иммензее», «В зале», «Воскресшая» , «Зеленый лист» , «Если яблоки спелые», «В солнечном свете», «Ангелика» , «При дворе», «На той стороне рынка» , «В замке», «Вероника» , «Под елкой», «Университетские годы», «В стороне».

По всей видимости, Тургенева привлекла именно лирическая сторона дарования Шторма. Тургеневу с его чутким вниманием к поэтическому началу жизни оказался по-своему близок мягкий лиризм штормовских новелл.