Пятое занятие Тема:
Творчество Г. Гейне 40-50-х гг.
Авторы и произведения:
Г. Гейне („Германия“, „Романсеро“, лирика).
Основные проблемы и вопросы , требующие раскрытия на лекции:
1. Эмигрантский период творчества Гейне. Роль поэта в политических и литературных спорах.
2. Творческий кризис поэта, место поэмы „Германия“ в его творчества , особенности её написания. Жанр „путевого эпоса в стихах“. Художественные стороны произведения.
3. Проблематика поэмы ( предчувствие грядущих социальных перемен, критика идеологии пруссачества , фольклорные образы и комментарий к ним ).
4. Проблематика и художественные особенности сборника „Романсеро“. Политические мотивы в книге.
5. Художественные особенности лирики зрелого Гейне.
Информация общекультурного плана:
Закат романтической мысли в европейской литературе („Атта Тролль“ Г. Гейне, „Госпожа Бовари“ Г. Флобера и др.).
Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы :
2. Обращение к библейским сюжетам и образам в поисках идеала.
Краткая теоретическая информация:
Своим возникновением термин «поэтический реализм» обязан О. Людвигу. Это связано с тем, что к немецкой литературе после 1830 года совершенно не подходили определения, использовавшиеся применительно к литературам Франции и Англии. Немецкая литература часто замыкалась в узких рамках провинциализма , так называемого «областничества» , разрабатывая круг тем, связанный лишь с условиями жизни той или иной провинции. И хотя ведущие немецкие прозаики 40-60-х годов считали себя (и с достаточным основанием) реалистами, но и в теории, и в своем творчестве они утверждали свое понимание реализма , ставя перед собой задачу не беспощадного анализа действительности, а ее идеализации, смягчения ее противоречий. Именно так определяются многие черты творчества Т. Шторма , В. Раабе , О. Людвига.