Приглашаем посетить сайт

Чугунов Д.А.: Немецкая литература середины XIX века.
Второе занятие. Немецкая литература 1830-1860-х годов. Общая характеристика.

Второе занятие

Тема: Немецкая литература 1830-1860-х годов. Общая характеристика.

Авторы и произведения:

Гофман фон Фаллерслебен („Песнь немцев“ , „Патриоты“, „Трагическая история“ и др.), Л. Винбарг ( „Эстетические походы“), К. Гуцков ( „Уолли Сомневающаяся“).

1. Подъем демократического движения в Германии, связанный с Июльской революцией 1830 года во Франции.

2. Проблемы , стоявшие перед немцами в общественно- политической жизни, и их отражение в литературе. Новый актуальный принцип в искусстве – тенденциозность.

3. Кризис романтического искусства и обоснование критики в его адрес ( „бегство от действительности“). Исходные и итоговые крайности в области литературы (противопоставление прозы и поэзии, таланта и характера и т. п.).

4. Движение „Молодая Германия“, его сущность и история.

1. Популяризация образа Фридриха I Барбароссы в Германии 1830-1840-х гг.

2. Значение гегелевской философии для развития европейской научной мысли.

3. Оценка общеевропейского звучания немецкой словесности этого периода.

Моменты межнационального литературного взаимодействия или

1. Взгляд на литературу как на общественное дело (Л. Берне, Г. Гейне – и деятельность других европейских писателей, например, публицистика Бальзака, Стендаля, Диккенса ).

2. Гегелевская система знаний и требование целостного, системного анализа общественных процессов в искусстве реализма. Новый метод познания действительности.

Краткая теоретическая информация:

«Молодая Германия» ("Junges Deutschland") – литературное движение , возникшее в начале 30-х годов XIX века, в обстановке общественного подъёма после Июльской революции 1830 года во Франции. Так назвали группу писателей, связанных либерально-буржуазными настроениями, стремлением к политическим реформам и близостью эстетических взглядов. Идейным вдохновителем движения был Л. Бёрне, его вождями - Л. Винбарг, К. Гуцков , Г. Лаубе , Т. Мундт, Г. Кюн. «Молодая Германия» декларировала гражданскую роль искусства , считая, что современной литературе необходимы социальная критика и актуальные темы. Некоторые эстетические утверждения младогерманцев страдали прямолинейностью. Их взгляды на сословное и национальное равенство , веротерпимость, женскую эмансипацию выражены преимущественно в публицистике. Деятельность «Молодой Германии» вызывала интерес в России (В. Г. Белинский , А. В. Дружинин). В 1835 году немецкий Союзный сейм запретил сочинения писателей этого движения, присоединив к ним имя Г. Гейне. К началу 40-х годов движение , позитивная программа которого была расплывчатой и неопределённой , перестало существовать.

– династии Гогенштауфенов. Он родился в 1125 г. О детстве и воспитании Фридриха почти ничего не известно. Достоверно лишь , что он получил самую лучшую военную подготовку , которая была доступна немецкому принцу в те времена. Наиболее основательным было его политическое образование. С раннего детства он оказался замешанным в важные события.

Отец Фридриха I подвергся изгнанию из своих поместий почти в самый момент его рождения за то, что не подчинился некоторым решениям Лотаря III. Будущий император на собственном опыте познал все несовершенство и все опасности феодальной системы. Фридрих Барбаросса достаточно насмотрелся на сведения счетов , междоусобные войны , чтобы убедиться , насколько такие раздоры опасны для королевской власти, и понять, что монарх , не сумевший упрочить свою власть в Германии, не сможет вести большую политику.

В 1147 году , после смерти отца, он стал герцогом Швабским. Но еще до этого он принял участие в крестовом походе , который организовали Конрад III и французский король Людовик VII. Несмотря на то, что поход оказался неудачным, Фридрих получил возможность оказаться среди прочих немецких принцев , установить свои первые «личные» связи вне семейного клана и занять подобающее место в ряду немецкой знати. Наконец , именно там , благодаря своей храбрости и доблести, он завоевал всеобщее уважение и особенно доверие Конрада. Именно тогда и зародилась в сознании императора идея о том , чтобы указать электорам на своего прославленного племянника, а в душе молодого человека родились императорские амбиции.

силе и живости ума , сделала его неутомимым. Немецкие дела, итальянские вопросы, духовные и религиозные проблемы, Запад и Восток, общественные идеи и их осуществление – его интересовало все, он брался за все и занимался всем. Метя высоко и задумывая все в крупных масштабах , Барбаросса имел необходимые качества для того, чтобы стать могущественным властелином как в мире , так и в войне, как в управлении и администрации, так и в отношениях со своими подданными. Однако, вкус к власти, амбициозность, привычка к действию , которая могла подавить размышление и правильную оценку реальности, приводила иногда к упрямству , не имевшему ничего общего с упорством , и к поражениям , являвшимися в какой - то степени ошибками.