Приглашаем посетить сайт

Чугунов Д.А.: Немецкая литература середины XIX века.
Первое занятие. Европейский реализм. Предпосылки возникновения, история развития.

Первое занятие

Тема: Европейский реализм. Предпосылки возникновения, история развития.

Авторы и произведения:

Общий обзор европейской литературы , ссылка на художественные особенности произведений Стендаля ( „Красное и черное“), Бальзака („Отец Горио“, „Гобсек“ ), Диккенса ( „Оливер Твист“) и др. Использование эстетических деклараций наиболее видных авторов 1820-1840-х гг. (Стендаль, „Расин и Шекспир“; программные предисловия Бальзака к своим книгам и др.).

1. Введение в курс. Реализм в литературе как термин и явление. История реалистического метода в искусстве.

2. Взаимодействие романтизма и реализма (XIX-XX вв.).

3. Принцип реалистической типизации.

4. Роль детали в художественном повествовании.

Открытие новых изобразительных возможностей в литературе. Рождение новых жанров ( например , „физиологического очерка“ , „крестьянского романа (рассказа )“ и др.).

Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы :

1. „Записки охотника“ И. С. Тургенева и „крестьянский роман“ во Франции, Германии…

„Евгений Онегин“ А. С. Пушкина и европейский психологический роман.

Краткая теоретическая информация по теме:

После смерти Гёте в 1832 году классически- романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи мало соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода. Философия повернула к материализму , в литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е годы реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Исход романтизма в 30-е годы в Германии сопровождался в различной степени выраженными реалистическими тенденциями в творчестве Г. Бюхнера. Вместе с тем литература 40-х годов в Германии, отмеченная совершенно определенными реалистическими чертами, несла в себе ( в лирике Веерта, Гервега и Фрейлиграта) ясно выраженное революционно-романтическое начало. В то же время творческий метод некоторых крупных писателей развивается в направлении от романтизма к реализму (Гейне). По этой причине следует иметь в виду сложность процесса более или менее постоянных контактов различных художественных методов и направлений начиная с 30-х годов XIX века, их взаимное обогащение.

Творчество некоторых авторов , родившихся на рубеже столетий , носило переходный характер. Пейзажная лирика Н. Ленау (1802– 1850) отражала отчаянные поиски мира и покоя. Ф. Рюккерт (1788– 1866), подобно Гёте, обратился к Востоку и виртуозно воссоздал на немецком языке его поэзию. Э. Мёрике (1804– 1875) развивал в своей поэзии богатое литературное наследие минувшего.

«Молодая Германия» провозгласила идеалы гражданственности и свободы. Особое место среди них занимает Л. Бёрне (1786–1837), но из великих писателей в это движение , хотя и временно, входил только один – Г. Гейне (1797–1856). В его ранней лирике романтическая любовь нашла, пожалуй, самое великолепное выражение. С годами горький контраст между грезой и реальностью привнес в творчество поэта убийственную иронию и эмоциональный разлад.

–1872) «Горе лжецу» смыкается с народной традицией, его же трагедия «Раздор в доме Габсбургов» соединяет национальную историю с философскими сомнениями в необходимости действия. Герои К. Граббе (1801– 1836) гибнут в столкновении с необузданными, жестокими силами истории, которые драматург представляет как непостижимые «массы и величины». Р. Вагнер (1813–1883), как никто другой , представил миру персонажи и легенды германского Средневековья. На фоне Французской революции развертывается действие драмы Г. Бюхнера (1813– 1837) «Смерть Дантона» (1835). Бюхнер вышел за пределы чистой истории, подчеркивая безнадежное положение своих героев , для которых жизнь более не имела смысла. Экзистенциальное отчаяние характерно и для других его героев. Бескомпромиссность в обрисовке персонажей, их язык и взгляды делают Бюхнера предтечей современного театра.

Растущим осознанием роли среды характеризуется развитие прозы в середине и конце XIX века. Так, О. Людвиг (1813– 1865) вошел в историю 5 литературы романом «Между небом и землей» (1856), превосходным этюдом буржуазных характеров. К. Л. Иммерман (1796– 1840) в романе «Эпигоны» (1836) – название символичное для послегётевского периода – попытался изобразить крах старого общественного порядка под натиском меркантильности. Жизни крестьян посвящены и романы швейцарца И. Готхельфа ( псевд.; наст. имя – А. Битциус, 1797– 1854). Замечательные достижения в области новеллы принадлежат Б. Ауэрбаху (1812– 1882) и Т. Шторму (1817-1888). Однако в силу ограниченного объема новелла не могла воплотить судьбоносные общественно-политические перемены в жизни нации. Тогда же появились первые удачные романы на диалектах , в частности произведения Ф. Ройтера (1810– 1974).

Поэтический реализм, который ряд критиков усматривает во всей художественной прозе этого периода, легко уясняется на примере швейцарского романиста Г. Келлера (1819–1890). Опираясь на философию Фейербаха , Келлер, чье становление как писателя хорошо прослеживается в его романе «Зеленый Генрих» (1854, 2-я ред. 1879–1880), обнаруживал чудо красоты даже под самой невзрачной наружностью. Совершенство формы характерно и для рассказов очень популярного П. Гейзе (1830– 1914). Т. Фонтане (1819– 1898) разделял интерес своих предшественников к истории ( баллады и роман «Шах фон Вутенов» , 1883) и родной провинции («Странствия по марке Бранденбург», 1862–1882). Но лучше всего Фонтане удался анализ столичного общества в романе «Эффи Брист» (1895).

В Германии начала 30-х годов происходят заметные для страны общественные сдвиги. Самым значительным проявлением оппозиционного движения 30-х годов в Германии была деятельность тайного «Общества прав человека» , одним из руководителей которого был Георг Бюхнер , и связанное с деятельностью этого общества восстание гессенских крестьян.