Приглашаем посетить сайт

Чугунов Д.А.: Немецкая литература начала XIX века. Романтизм
Первое занятие. Романтизм как направление в западноевропейской литературе XIX века. Общая характеристика. Истоки романтизма.

Первое занятие

Тема:
Романтизм как направление в западноевропейской литературе XIX
века. Общая характеристика. Истоки романтизма.

Авторы и произведения:

Обзорные примеры из немецкой, английской, французской литератур.

Основные проблемы и вопросы , требующие раскрытия на лекции:

1. Настроение общества в переходную эпоху рубежа XVIII-XIX веков. Разочарование в идеях просветительской философии. Развитие индивидуализма. Новое понимание искусства.

2. Художественные предтечи романтизма в Англии, Германии и Франции. Мечтательно- идиллическое течение сентиментализма ( Гёлти ), «идиллизм» ( Соломон Геснер ). Поэтизация прошлого в Германии ( Виланд , Бюргер ), народная поэзия ( Иоганн Гебель). Увлечение фантастикой и демонизмом ( Шпис , „Духовидец“ Шиллера). Чувство «мировой скорби» в литературе конца XVII – начала XIX веков.

4. Национальные различия среди романтиков.

Информация общекультурного плана:

1. Революция и наполеоновские войны.

2. Переворот в экономической и социальной жизни европейского общества в конце XVII – начале XIX веков.

Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы:

1. Культ старины и народной поэзии в литературе (Роберт Бёрнс в Англии, Маршанжи во Франции и другие).

2. Шекспир в Германии, Франции, Италии. Переделка и искажение его пьес. Шекспировский культ и причины его возникновения.

Уже в 18 веке в европейских странах выявились тенденции, обещавшие грядущий «романтический переворот» , который и состоялся в Германии, Франции, Англии на рубеже веков. Самую суть романтизма, проводившего идею недостижимой цели , вечно манящей поэта , составляли зыбкость , текучесть человеческих переживаний. Подобно философским системам Фихте и Шеллинга , романтизм рассматривал материю как производное духа, считая, что творчество есть символический язык вечного , а раскрытие совокупной гармонии бытия возможно лишь в полном постижении природы (научном и чувственном). Повлияли на формирование романтизма и сильные пантеистические , мистические тенденции.

«потерянным духовным раем» стало Средневековье. Множество исследований тех лет было посвящено истории, литературе, языкам и мифологии Средних веков. Для многих средневековый мир стал подлинным открытием , как , например , для Ваккенродера и Тика. Этот эстетический опыт , подготавливавший специфически романтическую концепцию искусства, отразился в их общей книге «Сердечные излияния монаха , любителя искусств» (1797).

Самым видным теоретиком романтизма был Фридрих Шлегель. Его эстетические и историко - философские работы о культуре Европы и Индии оказали огромное воздействие на всю литературную критику , в том числе и далеко за пределами Германии. Именно он стал идеологом журнала «Атеней» («Atheneum»). Его брат Август Вильгельм тоже был чрезвычайно одаренным критиком. Его взгляды, например, оказали влияние на формирование мировоззренческой концепции английского поэта Кольриджа и вообще способствовали распространению идей немецкого романтизма в Европе. Среди ранних романтиков самым одаренным был Новалис , чей незаконченный роман «Генрих фон Офтердинген» завершается символической волшебной сказкой об освобождении материи через дух и утверждением мистического единства всего сущего. Это произведение составило принципиальный романтический контраст гётевским «Годам учения Вильгельма Мейстера». Другим известнейшим автором того времени стал Людвиг Тик. Его «Жизнь и смерть св. Геновевы» (1799) и «Кот в сапогах» (1797) весьма украсили в целом скудную романтическую драматургию. Теоретическая основа, заложенная ранними романтиками , обеспечила необычайную литературную продуктивность следующего поколения. Именно в это время были написаны знаменитые лирические стихотворения , положенные на музыку Шубертом, Шуманом, Вольфом, и чарующие литературные сказки. Слабо развивалась только драматургия , хотя пьеса « 24 февраля» (1815) Вернера вызвала моду на т. н. «трагедии рока» , в которых темные силы подсознания правили судьбой индивида.

Собрание европейской народной поэзии, выполненное ранее Гердером, нашло романтический эквивалент в чисто немецкой антологии «Волшебный рог мальчика» (1806–1808), изданной Ахимом фон Арнимом и его другом Клеменсом Брентано. Крупнейшими собирателями среди романтиков были также братья Гримм. В своем прославленном собрании «Детские и семейные сказки» (1812–1814) они выполнили сложнейшую задачу : обработали тексты , сохранив своеобразие сказки , рассказанной информантом. Они издали также ряд средневековых манускриптов.

– например в «Удивительной истории Петера Шлемиля» (1814) Адальберта фон Шамиссо. Выдающимся представителем романтической прозы является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Мировую славу ему снискали его сказки и роман «Житейские воззрения кота Мурра» (1820).