Приглашаем посетить сайт

Чугунов Д.А.: Немецкая литература начала XIX века. Романтизм
Восьмое занятие. Немецкий романтизм в 1810-1820-е годы.

Восьмое занятие

Тема: Немецкий романтизм в 1810-1820-е годы.

Авторы и произведения:

Й. фон Эйхендорф (лирика ), Л. Уланд (лирика ), Э. Мёрике (лирика ), В. Гауф

Основные проблемы и вопросы , требующие раскрытия на лекции:

1. Тюбингенский кружок романтиков и пути развития немецкой романтической мысли после окончания наполеоновских войн.

2. Творчество вюртембергских поэтов „швабской школы“. Художественные особенности лирики Л. Уланда и его последователей. Восприятие поэзии „швабских поэтов“ в истории.

3. Творческий путь В. Гауфа , «прекрасной весны , у которой не было осени» (Л. Уланд ).

4. Поэтическое , сказочное и новеллистическое наследие В. Гауфа. Особое место его новелл в истории литературы.

Информация общекультурного плана :

1. Феномен «бидермайера» в Германии.

2. Политическая действительность Германии после Венского конгресса.

Моменты межнационального литературного взаимодействия или
типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы:

1. Интерес в Германии к историческим романам В. Скотта и Ф. Купера. Внимание к живому изображению действительности , «картинам жизни» (В. Гауф).

2. Немецкие культурные и научные экспедиции в Грецию и Малую Азию в начале XIX века.

Краткая теоретическая информация по теме:

Стиль с труднопроизносимым названием «бидермайер» ( в дословном переводе с немецкого – «бравый господин Майер») являет собой образец уютного бытия в представлении мещанина.

Бидермайер зародился в Германии и Австрии в начале XIX века. Потом, ближе к середине века , он перекинулся и в Россию и здесь несколько трансформировался. Бидермайер на российский манер – это дом Коробочки из гоголевских «Мертвых душ» : «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями ; картины с какими -то птицами ; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок ; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… Он ( Чичиков) чувствовал, что глаза его липнули , как будто их кто - нибудь вымазал медом». Примечательно, что этот стиль прежде всего появился в быту , а не был навязан модными художественными изысками. Поэтому бидермайером его окрестили только через полвека после появления. История эта довольно примечательна: свое название стиль получил с легкой руки литературной братии.

– «Уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера», а в 1850-м другой немецкий поэт Айхродт из существительного „ Biеdеrmann“ и имени „ Mеiеr “ составил псевдоним, которым стал подписывать свои литературные опусы.

«скромного бидермайера, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом местечке, 2 умудрялся отыскать и в участи скромного сельского учителя невинные радости земного счастья» . Этот образ и идея так понравились мастерам пера, что Бидермайер стало именем нарицательным : под этим псевдонимом начали появляться книги разных авторов, а в 1869 г. вышел сборник стихов «Комические песни Бидермайера» („Biedermeier Liederlust“ ), переизданный уже в начале ХХ века под названием «Книга Бидермайера» („Das Buch Biedermeier“ ).

Стиль „бидермайер“ – это тот интерьер, в котором полагается жить скромному , аккуратному , щепетильному бидермайеру. Мебель – светлая, деревянная, обивка – ситец в мелких цветочках , обои – светлые. Все должно быть камерно, прилизано, сентиментально. Отполированные до блеска пузатые буфеты , скатерки , салфеточки , рюши на занавесках. Кресла – мягкие , с изогнутыми спинками , цветы – на специальных подставках. Чем больше различных безделушек – тем лучше. Но они обязательно должны сиять и стоять в строго определенном для них месте – как на алтаре.

Особую роль в стиле бидермайер играет художественное оформление комнаты. Лучше всего , если картины написаны рукой самого хозяина, в крайнем случае – его друзей или родных. Главный сюжет – семейные сентиментальные портреты : жена за вязанием , сын за книжкой, мужчина за кружкой пива. Или сельские пейзажи , желательно – соседнего двора. И чтобы была выписана каждая травинка ! Главное, чтобы все было точь - в- точь как в жизни.

Источник : Зебрина В. Тихое обаяние сентиментального буржуа / В. Зебрина. – (http://www.rgz.ru/arhiv/06. 06. 2001/zag2.htm).