Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 6)
6. Трактат Стендаля «О любви» и роман « Красное и чёрное»

6. Трактат Стендаля « О любви» и роман « Красное и чёрное»

Стендаль (настоящее имя - Анри-Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 г. В 1800-1802 гг. служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта; в 1805-1812 гг. - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном, в 1821 г. вернулся во Францию, а в 1831 г. поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья.

Книга « О любви» посвящена анализу возникновения и развития чувства. Здесь же Стендаль предлагает классификацию разновидностей этой страсти. Он видит страсть-любовь, страсть-честолюбие, страсть-влечение, страсть физическую. Две первые особенно значительны. Первая – истинная, вторая рождена лицемерным 19 веком. На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы, строится психологизм Стендаля. В его герое, как и в нём самом словно соединились два лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Наблюдая, он делает важнейшие открытие, которое сам бы не сумел реализовать полностью: « У души есть только состояния, у неё нет устойчивых свойств». Мы говорим о диалектике души толстовского персонажа, но С., заставляя своих героев проходить тягостный путь познания, изменять свои суждения под воздействием обстоятельств, уже в своё время приближается к толстовскому типу. Внутренние монологи Жюльена Сореля свидетельствуют о его напряжённой душевной жизни. Для С. – ученика просветителей – в большей степени в душевной жизни человека интересует движение мысли. Страсти героев пронизаны мыслями. Правда, иногда Стендаль всё же воспроизводит действия героев под воздействием аффекта, так, например, попытку Жюльена убить госпожу Реналь. Однако здесь Стендаль избегает исследования состояний. Передаёт он иногда и подсознательные действия персонажей, неожиданно пришедшие к ним решения, которые он тоже не исследует, но лишь указывает ни их существование. Психологизм Стендаля – это новый этап в развитии литературного исследования личности. Материалистическая основа его приводит к тому, что писатель, знакомый с опытом Констана, автора «Адольфа», не только изображает раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа, но и стремится как сам их описать, так и дать возможность читателю самостоятельно оценить ситуацию или черту характера. Поэтому Стендаль рисует поступки, изображает различные реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, как различны люди, как неожиданны их реакции. О том, каковы его средства выражения, в письме Бальзаку он замечал: «Я стараюсь писать 1 – правдиво, 2 – ясно о том, что происходит в сердце человека».

“ Красное и черное” вырос на творчески обработанной документальной основе: С. Поразила судьба двух молодых людей, приговорённых к смертной казни: один из них, Берте, молодой честолюбец, но личность крайне ничтожная, стрелял в мать девушки, гувернёром которых он был. Второй, Лаффарг, рабочий-краснодеревщик, увлекающийся философией и литературой, был скоромен и горд. Влюбившаяся в него и отвергнутая девица обвинила его в попытке насилия.. В обоих случаях С. Видел характерное явление времени: общество убивает молодых людей, вышедших из третьего сословия, если они не подчиняются рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. Прототипы этими чертами обладали, однако, напомним, что С. “придавал” своим героем “ немного более ума”. ( « Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрёл определённые привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума»)

« Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрёл определённые привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему немного более ума». В основе его искусства лежит опыт. С. Убеждён, что нет « ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». Человек определяется тем, что он понимает под « счастьем», т. е. целью своей жизни и средствами её достижения. Свой метод отображения действительности он сравнивает с зеркалом, в нём отображается всё многообразие мира со всеми его хорошими и дурными сторонами. Для С. Жюльен - отражение состояния современного Стендалю общества. В этом сыне плотника главное – стремление и умение познавать себя и окружающий мир – его « товажный разум», а так же страстность натуры. В начале своего пути он, воспитанный наполеоновским солдатом, « бредит военной карьерой», свято верит истинам « Мемориала Святой Елены», реляциям великой армии Наполеона и « Исповеди» Руссо. Но, человек 20х годов 19 столетия, он уже выучивает наизусть книгу Жозефа де Местра « О папе» и весь Новый Завет, чтобы доставить удовольствие аббату Шелану, от которого зависит его будущее, в руководители себе он выбирает Тартюфа. Однако он свято хранит портрет Наполеона, видя в нём героя третьего сословия, мечтая повторить его подвиги. Автор изображает двойственность персонажа, сочетание чистоты, таланта с расчётом. Казалось бы, С. Идёт по стопам Констана, но развитие героя, движение его мысли, его духовное созревание и утрату иллюзий автор связывает с воздействием внешнего мира, а не с саморазвитием личности. Не призвание движет им, а голый циничный расчёт. Но духовная пустота парижских салонов очень быстро открывается Жюльену, автор ведёт героя от одного разочаровании к другому. Искреннее, естественное чувство госпожи Реналь и смерть на эшафоте 30тилетний Жюльен предпочитает богатству, чину гусарского поручика, имени аристократа и любви самой умной и красивой девушки высшего света. Причина в том, что Сорель не может отвлечься от идеала естественности, чистоты, правды. В конце жизни Жюльен мог воскликнуть: « Я любил правду, а где она?». Автор однажды сказал о своём герое, что у него душа художника и ему нет места в мире продажности и торжествующих ничтожеств. Молодой герой, как бы возвращаясь к самому себе, обогащённый жизненным опытом, приходит к убеждению, что современное ему общество построено на лжи и насилии, что « нет никакого естественного права», но есть « закон, воспрещающий делать то или иное под страхом кары».

« долг» привычно в устах Жюльена, но и кроткая госпожа де Реналь, пришедшая в тюрьму к любимому, нарушив общепринятое представление о морали и долге, говорит ему : « Мой долг прежде всего – быть с тобой».

призму воспитанного в ней презрения к окружающим, фактически ведёт Сореля на казнь.