Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 6)
27. Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля.

27. Эстетические принципы группы « Парнас». Поэзия Ш. Леконта де Лиля.

Организационное оформление группа « Парнас» получила благодаря изданию Катюля Мендеса « Ревю фантазист» (1861). Тогда в Париже заговорили о появлении поэтов- язычников, пантеистов, творящих искусство ради искусства. Это был удобный способ отвернуться от действительности, которая многим художникам, в том числе и Флоберу, представлялась безвременьем (. «Пусть себе утверждается Империя, - писал Флобер, - закроем свою дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю площадку, как можно ближе к небу. Правда, там иногда бывает холодновато. Но не всё ли равно? Там ты видишь сверкающие звёзды и не слышишь индюков») . В группу входили такие поэты, как Катюль Мендес, Банвиль, Копе, Эредия, Продюм, Готье. В 1866 году поэты издают сборник стихов под названием « Современный Парнас», имя которого и закрепляется за новой школой. Парнасцы предлагают лиризму поэзии романтиков противопоставить нейтральность, почти обезличенность. По их теории, стихи должны стать метафизическими, обличёнными в чеканные пластические формы. Парнас часто характеризуют как школу, утвердившую принцип « искусство для искусства», хотя, как известно, этот принцип возник гораздо раньше, даже если считать временем отсчёта возникновения Парнаса появление « Эмали и камеи» Готье и « Античные стихотворения» де Лиля, - будущих мэтров этого направления. Сами парнасцы говорили не о школе, а о содружестве поэтов, объединённых неприязнью к буржуазному утилитаризму и политиканству, стремлением отделить от него искусство. Отсюда, с одной стороны, отрицание парнасцами современных сюжетов, с другой – увлечение древностью, экзотикой, а так же требование к художнику быть бесстрастным и утверждение, что « он должен проявить себя лишь в совершенстве созданных им форм». Это наглядно проявляется в тяготении к форме, когда поэтическое произведение пишется, прежде всего, чтобы привлечь звучностью, яркостью зрительных образов или чувственных ассоциаций.

Леконт де Лиль родился в семье фельдшера наполеоновской армии, ставшего впоследствии плантатором на острове Бурбон, благодаря удачной женитьбе. Ещё ребёнком де Лиль увлёкся поэзией, писал стихи, много читал, предпочитая среди прочих, исторические романы Вальтера Скота. По приезде во Францию на время обучения в Реннском университете, Шарль пробует опубликовать свой первый сборник « Сердце и Душа». Однако, из –за неудачи этого и последующих литературных предприятий, де Лиль разочаровывается и ненадолго возвращается домой, откуда его вскоре снова возвращают во Францию друзья – социалисты. С 1845 года, живя в Париже, де Лиль сотрудничает с фурьеристскими изданиями и продолжает писать непубликуемые стихи. Поражение революции 1848 года становится ещё одним разочарованием его судьбы, - разочарованием в народе, после чего он полностью посвящает себя « чистому искусству».

« Античные поэмы» с предисловием, в котором поэт говорит о кончине «лирической поэзии романтиков» и рождении новой литературы. Первое издание сборника состояло из 31 произведения, основная их часть посвящена Древней Греции, перед которой преклоняется Лиль. Наиболее известные из поэм – « Елена», « Хирон», « Ниоба». Кроме греческих, сборник включал так же и индийские мотивы, ведь Восток всегда интересовал поэта. Он был убеждён, что в экзотике рождается вдохновение.

« Варварские поэмы», посвящённые на этот раз культурам прямо противоположным цивилизации греков и римлян. В этом сборнике мифы примитивных народов интересуют автора не менее, чем классические образцы Эллады. Он обращается к библейским сюжетам, к мифам Древнего Египта, Персии и Полинезии. Особое место занимают легенды народов Севера.

« Последние поэмы».

Несмотря на то, что парнасцы стали объектом нападок и критики со стороны многих художников, они значительно обогатили французскую поэзию, однако « искусство ради искусства» е имело долгой жизни.