Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 6)
26. Новелла « Простая Душа» в контексте творчества Флобера.

26. Новелла « Простая Душа» в контексте творчества Флобера.

Флобер вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т. е. не навязав своих оценок читателю. Вся жизнь и творчество Флобера были противопоставлены миру буржуа, которые живут, по его меткому определению, « зажав сердце между собственной лавчонкой и пищеварением». Взгляды писателя сформировались в 40вых годах. В основе их лежит учение Спинозы: его этика, его пантеизм оказываются близки писателю, а также мысль о причинной зависимости всех явлений друг от друга. Фаталистический характер этой зависимости усвоил и Флобер. Фатализм – это своеобразный механический детерминизм. Идеи Спинозы в интерпретации фатализма Флобера приобретают черты мыслей Вико об отсутствии социального развития общества. Вследствие чего презрение к буржуазному обществу и правительству вообще у Флобера превращается в недоверие ко всякому общественному движению, именно поэтому он не принял революции 1848г. Безобразному миру буржуа, «где богатство заменяет всё, даже уважение», писатель, казалось бы, противопоставлял «башню из слоновой кости» - поэтический символ романтика де Виньи. «Пусть себе утверждается Империя, - писал Флобер, - закроем свою дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю площадку, как можно ближе к небу. Правда, там иногда бывает холодновато. Но не всё ли равно? Там ты видишь сверкающие звёзды и не слышишь индюков». Решительно меняется у Флобера понимание счастья. « Счастье – обман, поиски которого причиняют все житейские бедствия. Но зато есть безмятежный покой, который похож на счастье, даже лучше него».

В 1876 г. Флобер создал необычное для себя произведение – повесть « Простая душа». Сам он писал о нём: « История простой души» - это не более как рассказ о незаметной жизни бедной крестьянской девушки, богомольной и мистически настроенной, преданной без всякой экзальтации и нежной, как свежий хлеб. Она последовательно любит мужчину, детей своей хозяйки, племянника, старика, за которым ухаживает, попугая. Когда попугай погибает, она заказывает его чучело и, умирая, смешивает его со святым духом. В этом нет никакой иронии, как Вы полагаете – всё это очень печально и очень серьёзно». Это сказано через неделю после похорон Жорж Санд, которая была близким другом Флобера, на похоронах которой он плакал. Отрицание иронического подтекста могло быть вызвано этим настроением, однако, ирония есть и в самом авторском пересказе, есть и в повести, особенно там, где в сознании умирающей героини попугай соединяется с ангелом. Но здесь ирония автора лишена насмешки, как было во всех его романах о современных мещанах и буржуа. Он действительно изображает очень печальную историю, историю исключительно доброго человека с неразвитым умом, евда умеющего писать. Здесь выражена не новая для Флобера мысль, что для истинного чувства не нужно развитого ума и образованности. Примеры тому – как отрицательный – мадам Бовари, так и положительный в лице Саламбо. Однако воспринимать Фелисите как обретённый автором идеал едва ли можно: его идеал обязательно включал в себя образованность, высокую культуру, умение ценить и понимать искусство, одного простодушия для этого мало. Фелисите не понимает. Не видит эгоизма и чёрствости своих хозяев, во всём полагаясь на авторитет господ. Творя добро совершенно бескорыстно, подчиняясь своему простому, бескорыстному сердцу, труженица – крестьянка противостоит бездуховному миру мещан и буржуа, и в этом качестве она вписывается в систему образов, созданных Флобером, не признававшим дидактики, идеальных или просто положительных героев. Оставаясь скептиком в вопросах социально-политических, писатель всё же в конце своего пути обретает веру в Человека, его изначально добрую природу, которую, правда, извращают и калечат условия окружающего мира.