Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 5)
5. Своеобразие немецкого романтизма

Своеобразие немецкого романтизма

Новалис (1772-1801) - псевдоним талантливого поэта, примыкавшего к иенскому кружку романтиков, Фридриха фон Гарденберга. Он происходил из обедневшей аристократической семьи и вынужден был зарабатывать на жизнь чиновничьей службы.

Новалис был эрудированным историком, философом, эстетиком, натуралистом, естествоиспытателем. Учился в Лейпцигском и Виттенбергском университетах. Окончив в 1797 университет, он стремится к познанию мира, обращается к теологии, кот. изучает у основателя этой науки проф. А. Г. Вернера.

В своих произведениях, Новалис правдиво изображал трагические противоречия современной ему действительности. Однако его противоречия кричащи. В сочинениях Новалиса нередко можно встретить мистику, культ смерти. Особенно это бросается в глаза в «Гимнах ночи», написанных после испытанного поэтом потрясения (смерти невесты - Софьи Кюн). Важное место в истории немецкого романтизма занимает неоконченный роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

В нем становятся важные вопросы: искусство как высшая форма познания мира, значение образа поэта, миф о целостности средневекового мира, об «универсуме» и универсальном человеке. Героем этого произведения является легендарный средневековый поэт, живший в начале XIII столетия. По преданию, он был победителем Вартбургского состязания миннезингеров. В романе много романтической символики, нередко принимающей болезненные формы. Генриху, герою романа, приснился Голубой цветок. Весь его жизненный путь - это поиски Голубого цветка - поэтического символа романтического идеала.

При этом цветок должен был принять «милые черты Матильды», т. е., по мысли автора, Любовь и Искусство суть бессмертные субстанции. В ткань романа введено большое количество сказок, фантастических историй, не имеющих прямого отношения к сюжету. Неприятие Новалисом буржуазного мира, трагически правдивое отношение в его творчестве противоречий эпохи при всей тщетности его попыток подняться над этими противоречиями, чувство реальности, присутствующее в его теоретических работах, и особенно в поэзии, как бы эта реальность ни была ему враждебна и горька, - все это обуславливает содержательность и художественную значительность его творчества.

Эрнст Теодор Амадей Гофман первостепенное место. Центральную проблему своего времени - отчуждение личности в буржуазном обществе - Гофман раскрывает через столкновение художника-энтузиаста с окр миром. Гофман - яркий самобытный и самый крупный талант среди немецких писателей-романтиков. Его приводили в глубокое отчаяние деспотизм и произвол властей, пошлость, трусость и беспринципность класса бюргеров.

«Крошка Цахес» автор в сказочно-гротескной форме показывает всесилие денег. Большой вклад в развитие немецкого романтизма внес Гофман своим сатирическим романом «Житейские воззрения кота Мурра с присовокупление макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера».

Немецкое общество в романе представлено «просвещенными» котами и кошками, возглавляемыми жирным филистером Мурром (демократическое бюргерство), и правящим сословием собак благородных пород (дворянство). Мурр завершает длинную галерею гофмановских филистеров (Мош Терпин из «Крошки Цахеса», учитель Тинте из «Чужого дитя», Тусман из «Выбора невесты»).

Это воинствующий мещанин, представитель пошлого и самодовольного филистерства, глубоко враждебного прогрессу, искусству, демократизму, бесконечно жестокого по отношению к трудовым классам. Представитель немецкого разночинно-демократического сословия, Гофман не видел в реальной жизни силы, способной обновить немецкую общественную жизнь, свергнуть гнет феодальных политических учреждений, отменить реакционное законодательство.