Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 5)
7. Романтизм в немецкой литературе

Романтизм в немецкой литературе

В немецком романтизме принято выделять три этапа: йенский, гейдельбергский, берлинский (по городам, где сформировались лит кружки).

Йенский романтизм.

«Гимны к ночи», где основная тема – победа над смертью. Главное произведение «Генрих фон Офтердинген». Отказывается от иллюзии молодости, от художественного творчества ради обретения себя в реальности и практической деятельности Роман-воспитание, герой Новалис укрепляется стать поэтом. Воля и фантазия героя преобразуют мир в мечту, «роман воспитания» превращается в роман творение». Гл. герой – полулегендарный меннезингер13 века – неясно история или это или сказка.

На грани сна и реальности читатель оказывается с первых строк романа. Генриху сниться прекрасный голубой цветок, но громкий разговор возвращает его в реальный мир. Реальность – Средневековье, которое Новалис наполняет светом и чел добротой. Генрих хочет найти цветок и отправляется с матерью и купцами в Аусбург (небольшое путешествие). Встреча с пленницей Зулеймой открывает Генрихуромантический Восток, с рудокопом – прирроду, подземные кладовые сокровищи останков доисторических животных, с отшельником – мир истории. В Аугсбурге поэт Клингсор вводит его в мир поэзии. Которая есть «основное свойство духа человеческого», благодаря дочери Клингсора он узнает любовь. Генрих чувствует то же, что и при видении цветка, они становятся женихом и невестой. В конце части утверждение победы поэзии над рассудительностью. 1 часть «Ожидание»ю

«Свершение» Матильда утонула, Генрих в отчаянии. Но голос и призрак Матильды заставляет его вернуться к поэзии. Генрих начинает петь и горе в его душе заменяется светлой грустью. Девушка, похожая на Матильду, отводит его к старому врачу Сильвестру, с которым Генрих рассуждает о совести как могущественной силе, о слабости, как источнике зла, о единстве всех чувств в мире. Роман незавершен. Людвиг Тик записал канву сюжета романа – Генрих станет поэтом, откроет многоликость мира, который становиться метафоричным и волшебным., он найдет голубой цветок, сорвет его, и обыденность исчезнет, растворенная поэзией.

– символ романтического идеала.

Время нашествия Наполеона на Германию, связан с пробуждением национального самосознания. Л. А. фон Арним, К. Бретано, </ajy Арним, братья Гримм, Клейст (стоит особняком, но по времени относят).

В чем различие подхода Йенского и Гейдельбергского кружка в трактовке романтического героя? Мы помним, в центре литературного космоса йенских романтиков находился романтический гений. Это человек, который обладает иными качествами, по сравнению с просто честными бюргерами. Он иначе воспринимает мир, потому что у него есть иные чувства. Он не отличается от просто хороших людей большей степенью чувствования, как это было, скажем, в английском романтизме, а он обладает иными качествами чувства, у него есть иные способности постигать этот мир. Так что известная гордыня и надменность была присуща этому направлению, главой которого, центральной фигурой Йенского кружка был Новалис. Что же касается гейдельбергского романтизма, то гейдельбержцы выдвигают другой тезис, другое понимание центрального героя. Согласно формуле Алексанра фон Гумбольдта, назначение героя романтической литературы второго период - это раствориться в Духе Народном, и герои гейдельбергского романтизма никак не могут быть рассмотрены нами как романтические гении. Ну, скажем, наиболее типичные герои - персонажи сказок братьев Гриммов. Ведь согласитесь, какой-нибудь Ганс-дурачок вовсе не производит на нас впечатления романтического гения. Но в героях литературы гейдельбергского романтизма проявляются лучшие черты национального немецкого характера. Так что, если йенцы предполагают разделение мира на мир героев-музыкантов и мир героев-честных бюргеров, декларируют, во всяком случае, такое двоемирие, то гейдельбергский период смешивает романтического героя и жизнь народную.

– сборник народных песен и баллад «Волшебный рог мальчика», обработанные в стиле романтизма произведения фольклора, собранные по Германии. Лорелея - http://loralay.narod.ru/simple.html Тут есть немного текста и рассказ о том, как и че было с легендой.

«Красная шапочка», например. Впервые собирали фольклор с научной точки зрения – вели точные записи, максимально сохраняли своеобразие фольклорной сказочности и язык устного повествования.

Или поздний немецкий романтизм. С сер сер 1818 по конец 1820. Гофман, ранняя поэзия Гейне.

… Запутанный сюжет. «Золотой горшок», «Житейские воззрения кота Мурра».

"Книга песен", печатавшаяся на протяжении нескольких лет как отдельные циклы и стихотворные сборники. Впоследствии эти произведения были объединены автором в единый свод (1827). Сам Гейне в юности определил эстетические ориентиры "Страданий юности" первого цикла "Книги песен". Ранние произведения находятся под влиянием готического "страшного" жанра, наиболее ярко представленного в романтической литературе "Ночными рассказами" Э. Т. А. Гофмана, кроме того, поэзия Гейне испытывает сильное воздействие фольклорной традиции. В дальнейшем влияние готической образности будет утрачено, и напротив все большее значение приобретет народный дух. Гейне составлял свою книгу, используя лучшие из своих стихотворений. Особенное внимание поэт уделял структуре сборника расположение стихотворений в нем не случайно, каждый цикл идейно и тематически связан с другими. Каждое стихотворение, конечно, имеет свой смысл, но смысл этот меняется, если увидеть читаемое произведение в контексте книги в целом. История любви, которая, как кажется поначалу, лежит в основе сборника, перерастает в историю нравов бюргерского общества, в их сатирическую критику.

"Книге песен" "Страдания юности" ощущается сильное влияние романтической традиции. И на уровне образов (таинственные, мистические персонажи, сны, адские силы, ожившие мертвецы) и на уровне приемов (аффектированные контрасты, романтическое двоемирие) противостояние поэтического и буржуазного мировосприятия) словно бы помещает творчество Гейне в контекст предыдущей литературной эпохи. Но надо заметить, что в "Книге песен" сохраняется внешняя атрибутика романтизма, без веры в состоятельность романтической идеи. Немецкие романтики не воображали несуществующее. Мистическая философия немецкого романтизма предполагала не создание нового, иллюзорного мира в творчестве, а вдумчивое, прочувствованное отношение к существующему миру. В основе романтического миросозерцания лежит мистическая идея наблюдения бесконечного в конечном. Романтики видят мир скованным конечными очертаниями предметов, но достаточно лишь пристально вглядеться в любой предмет камень, лист дерева, узор на крыльях бабочки, чтобы увидеть движение вечной и бесконечной материи, почувствовать дыхание божества. В немецкой романтической эстетике (в отличие, скажем, от английского романтизма) слабо развита категория воображения. Романтик настаивает, что виденные им чудеса не являются иллюзией, заново сконструированным миром, а представляют собой заново увиденный мир. Стихотворение, которое наглядно показывает сходства и отличия позиции Гейне по сравнению с романтиками, "Разговор на Падерборнском лугу". В этом стихотворении противопоставлены два героя: один мечтатель, фантазер, другой филистер. Герои романтизма от Вакенродера до Гофмана так или иначе могут быть рассмотрены в тех категориях, которые обозначил Гофман в "Житейских воззрениях кота Мурра" "музыкант" и "просто хороший человек". "Просто хороший человек" вовсе не является отрицательным героем напротив того, во многих случаях он вызывает не меньшую, а то и большую симпатию автора и читателя, чем герой "музыкант". У Гейне "просто хороший человек" трансформируется в образ мещанина, филистера ограниченного, грубого, глупого, прожорливого. Прием, при помощи которого Гейне достигает остро сатирического эффекта, физиологический перегиб. Стихотворение "Разговор на Падерборнском лугу" построено на гротескном контрасте образов: музыка, пасторальный пейзаж, образ любимой девушки и свиное хрюканье, гогот гусей, навязчивые и грубые звуки села. Люди, живущие исключительно материальными проблемами, становятся предметом ядовитой насмешки Гейне на протяжении всего его жизненного пути. Герой "музыкант" у Гейне, однако, не пассивный созерцатель мира это активный деятель, обладающий способностью к фантазии и острому восприятию действительности. В финале "Разговора..." лирический герой подтверждает, что многое в его картине мира вызвано мечтательностью и фантазией, присущими ему, но насмешки филистера не могут разрушить того мира, который создан в его душе. Герой Гейне видит несовершенство мира, но стремится не уйти от него, а жить, преодолевая это несовершенство, в борьбе с ним. Материальный мир оказывается тоже важен для Гейне без любви к нему невозможна истинная, человечная духовность.

"Лирическое интермеццо" примиряет лирического героя с жизнью. Тоска по утраченной возлюбленной сменяется светлой печалью. Взгляд Гейне на мир это взгляд в высшей степени жизнелюбивого человека. Если жизнь несовершенна, это не значит, что ее не стоит прожить. Стихотворения третьего, наиболее объемного цикла "Возвращение на родину" представляют нам лирического героя словно бы уже возмужавшим, он пережил страдания жизни, но память о них не умерла. Однако то, что ранило впечатлительного юношу, вызывает в зрелом человеке насмешку. Над любовной темой начинает преобладать критический анализ достижений буржуазной морали. Гейне не отказывает себе в наслаждении отыскивать затаившиеся крохи немецкого филистерства в незыблемых авторитетах (например Шеллинг, Гегель).

"Северное море" написан свободным стихом. Гейне при помощи верлибра стремился передать своеобразный, сбитый ритм волн прибоя. Необычность избранной стихотворной формы (новой для немецкой литературы) вызвала восхищение читающей публики с той поры, с благословения Гейне, верлибр вошел в немецкую поэзию. Аналитическое начало "Книги песен" усиливается в последнем цикле. Герой стремится слиться с природой вдали от напрасных страданий и умствований. Однако, природа у него понимается не в пантеистическом смысле, как у романтиков, она объективна, материальна и одухотворена настолько, насколько одухотворяет ее фантазия поэта. В "Северном море" герою Гейне открывается радость жить полными чувствами здорового и счастливого человека. Сам Гейне называл себя "последним романтическим принцем" своей "неромантической эпохи". Действительно, поэзия Гейне связана генетическими узами с романтической традицией. Но, в отличие от романтиков, Гейне сохраняет веру в здоровый, "дневной" взгляд на мир, веру в счастливое предназначение человека.