Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 5)
4. Неоромантизм на рубеже XIX - XX веков

Неоромантизм на рубеже XIX - XX веков

Неоромантизм возник па основе неприятия буржуазной действительности. Писатели-неоромантики (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад) в своем творчестве противостояли, с одной стороны, прозаическому бытописательскому натурализму, упадничеству и изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, отвергали реалистическую правдивость изображения жизни.

В основе их творчества лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются от своих предшествен­ников-романтиков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление обычным людям исключительных героев, а поиски идеала в самой действительности, «открытие» героя в обыкновенном человеке.

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное.

Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной. Искусство, по мнению неоромантиков, не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для неоромантизма характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни.

Роберт Луис Стивенсон (1850-1894)- романист, поэт, новеллист, драматург, критик. В его творчестве неоромантические принципы получили наиболее полное и последовательное воплощение. Лучшая часть его художественного наследия - романы «Остров Сокровищ», «Владетель Баллантрэ», повести «Дом на дюнах», «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», новеллы и поэзия. Герои Стивенсона - это, как правило, юноши, только вступающие в жизнь и воспринимающие окружающий мир с удивлением и радостью.

Наивность и душевная чистота героев Стивенсона не только позволяют им увидеть красоту жизни, но и всегда вознаграждаются автором: герои обретают своих возлюбленных («Катриона», «Черная стрела»), находят сокровища («Остров сокровищ»). Произведения Стивенсона утверждают оптимистическое стремление к торжеству высоких нравственных идеалов. Стиль писателя лаконичен и красочен. В поэзии опирается на нац. фольклор, традиции. Утверждает неоромантическую эстетику, активно борется с пессимистическими тенденциями в лит-ре, защищает худ. наследие классич. лит-ры. (1857-1924).

Д. Конрад полной жизнью, чувствовать ответственность за других людей, понимать низменность и ограниченность современного им буржуазного общества.

силой худ. воздействия. Лучшие произведения Конрада - романы «Негр с «Нарцисса», «Лорд Джим», «На взгляд Запада», «Победа», повесть «Сердце тьмы».

Артур Конан Доил (1859-1930). Новеллист, романист, поэт, публицист, драматург. Известность Конан Доила связана, в первую очередь, с его детективными произведениями о Шерлоке Холмсе: «Приключения Шерлока Холмса», «Собака Баскервилей». «Возвращение Шерлока Холмса», «Случаи из судебной практики Шерлока Холмса». Достоин­ство этих книг - в стремлении утвердить идею справедливости. Герой Конан Доила пытается исправить пороки общества, с которыми не способны бороться официальные власти.

В то же время Холмс свято верит в незыблемость Британской империи и всегда готов прийти на помощь правительству. Умение писателя создать атмосферу тайны, показать силу человеческого разума, его душевное благородство ярко воплощены в произведениях о Шерлоке Холмсе. Конан Дойлу принадлежит и ряд исторических романов: «Родни Стоун», «Белый отряд». Большой популярностью пользуются научно-фантастические произведения: «Затерянный мир», «Отравленный пояс», «Маракотова бездна».