Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
4. Романтизм во Франции

Романтизм во Франции

Общая характеристика. Понятие литературной революции. Периодизация.

Ранний период французского романтизма. Творчество Жермены де Сталь (1766-1817)

«О Германии» 1810. (Глава «О поэзии классической и поэзии романтической»)

«Коринна или Италия» (1807)

Творчество Шатобриана (1768-1848). «Гений христианства» и «Начезы». «Рене» - исповедь молодого человека и образ романтического героя

Тема молодого человека в произведениях Бенджамена Констана (1767-1830), в его романе «Адольф» , Шарля Нодье (Роман «Жан Сбогар»)

Литература эпохи Реставрации. Общая характеристика

Альфонс де Ламартин (1790-1869). Поэзия («Озеро»)

Пьер-Жан Беранже (1780-1837). Поэзия. Песни.

Творчество Виктора Гюго (1802-1885)

Жизненный и творческий путь Виктора Гюго.

Идейно-творческая эволюция Писателя. Эстетический принципы романтизма как основа творческого метода Гюго.

«Ганн-исландец». 1823. Поэзия. «Бюг Жаргаль», 1826.

Поэмы. Оды. Баллады.

Предисловие к драме «Кромвель» (1827) как манифест французского романтизма.

«Восточные мотивы» (1829)

Повесть «Последний день приговоренного к смерти» (1829)

«Эрнани» (1830). Предисловие к драме.

«Собор Парижской Богоматери» (1830). Исторический роман в творчестве Виктора Гюго и его отличие от романа Вальтера Скотта. Образ собора. Исторические лица и образ народа. Образная система романа. Алхимический миф как основа «преображения»

«Клод Ге» (1834)

Революция 1848-49гг. Годы изгнания.

Памфлеты «Наполеон Малый» и «История одного преступления»

«Возмездие» (1853)

«Легенда веков» (тома выходили в 1859, 1877, 1883)

Роман «Отверженные» (1861) Анализ

Роман «Человек, который смеется» (1867)

Сборник стихов «Грозный год» (1872)

«Девяносто третий год» (1874) Анализ


Переход от поэзии к прозе в творчестве Гюго связан в первую очередь с расширением его нравственного и творческого горизонта – от личного восприятия природы и человеческой души он переходит в романе «Собор Парижской богоматери» к широкому эпическому отражению жизни.

Виктор Гюго, обращаясь к историческому материалу для своего романа, следует примеру Вальтера Скотта и традиции романтиков различных стран Европы. Но он в то же время полемизирует со Скоттом, показывая в первую очередь не исторических деятелей, а обобщенный образ народа, который является носителем нравственности и великого Добра. Борьба Добра и Зла лежит в основе художественной системы многих его произведений, и прежде всего – его двух великих романов: «Собор Парижской богоматери» и «Отверженные».

«Собор Парижской богоматери»

Открытие истории и зависимости от нее каждого человека в литературе романтизма было связано в первую очередь с открытием Средневековья. – но уже не только как эпохи феодального варварства, а как своеобразного культурно-исторического периода, когда создавались высокие художественные и духовные ценности.

как своего рода итог развития европейского романтизма. Написанный в атмосфере накануне и во время революции 1830 года, на переходе от Реставрации к Июльской монархии, в разгар борьбы за демократизацию общества и за права народных низов. Все эти черты современности отразились в романе Гюго в сочетании с чертами Средневековья.

Гюго задумал свой роман как эпическую картину средневекового Парижа, причем во всех подробностях должны быть показаны нравы, верования, законы, искусства, т. е. вся цивилизация ХУ века в целом. Готовясь к работе над романом, Гюго собрал большое количество исторических трудов, хроник, хартий, описей и самых разных документов. Особый интерес представляют наблюдения писателя , его изучение собора, исследование всех деталей готики.

В отличие от Вальтера Скотта Гюго не показывает действительно произошедших исторических событий – он начинает с вымышленной даты – 6 января 1482 года, связанной с приездом послов из Гента по поводу бракосочетания дофина с Маргаритой Фландрской. Толчком к возникновению замысла романа служит слово «ананкэ»-рок, начертанное кем-то на стене Собора. И весь роман строится как антитеза рока и Провидения, Добра и Зла, на контрасте Красоты и Уродства. Важную роль играет гротеск и смеховая стихия. Средневековье выступает в период своей «осени» (См. работу И. Хейзинги «Осень Средневековья») Еще сильны жестокость и суеверие, но уже изобретен Гуттенбергом книгопечатный станок.

На первом плане Гюго показывает вымышленных героев, а не исторических деятелей, но при этом он очень правдиво воспроизводит исторический колорит. Собор и площадь около него – центр повествования. В романе нет мотива путешествия, как это было бы у Вальтера Скотта, но есть движение истории. Романтический конфликт личности и государства выражается у Гюго в тех ошибках и просчетах в развитии человечества и общества, которые и приводят к трагедии. «Просчет» возможен в действии самой природы (чудовище Квазимодо), в человеческой судьбе (Гудула слишком поздно узнает в Эсмеральде, ненавистной цыганке, свою похищенную дочь и не может спасти ее от казни), в познании истины (Клод Фролло – ученый, умный и мужественный человек оказывается пленником своей страсти и превращается в романтического злодея в духе героев Байрона), король Людовик !! думает, что народ штурмует дом судьи, который ему неугоден, но потом узнает правду и посылает против него войска. Король Двора Чудес и его подданные – парижская голытьба- хотят спасти Эсмеральду, взяв штурмом Собор, а Квазимодо тоже хочет ее спасти и защищает от них Собор.)

Каждый из героев – носитель рока и каждый приходит в конце к гибели. Рок –в романе это губительная страсть, подчинившая себе героя. Социальные и исторические мотивы включены в космос исторического и природного мира. Готический собор, подобный окаменевшему растительному организму, является воплощением философии народа – мира неграмотных людей. Клод Фролло показывает королю книгу и указывает на Собор. «Вот это убьет то!» Когда появилось книгопечатание, каменная философия соборов утрачивает свое значение. В образах героев романа проявляются мифологические и сказочные черты (алхимический миф о превращении металлов, наполеоновский миф, сказка о Красной шапочке – в истории Феба и Эсмеральды и т. д.)

– образ, пришедший из 18 века – это воплощение доброй природы человека. Эсмеральда прекрасна, добра, целомудренна и талантлива, она любимица бедноты. Ее любовь к Фебу, недостойному ее пустому красавцу – еще один «просчет» мироздания и истории, который будет стоить Эсмеральде жизни.

Сцена у позорного столба, когда Эсмеральда дает напиться изнемогающему от жажды Квазимодо, полна глубокого смысла – вода это символ мудрости, опыта, жизни, превращения. Квазимодо проливает первую в своей жизни слезу и становится другим существом, происходит перерождение – как центральный мифологический мотив. Толпа, смеявшаяся над ним в сцене коронования короля Шутов, будет кричать ему «Слава!», когда он спасет Эсмеральду.

«Отверженные»

В этом крупнейшем романе Виктора Гюго продолжается развитие философской темы Добра и Зла. В структуре романа сочетаются черты различных жанров:исторического романа, романа-притчи и мифа, философского романа, романа о правосудии. В «Отверженных» охвачен период истории Франции с начала века до событий 1830 и 40-х годов, центральная тема – борьба за права низших слоев общества – «отверженных». Судьба отверженных дается в трех ипостясях – мужчины(это Жан Вальжан, осужденный из-за кражи хлеба на 20 лет каторги), женщины (это Фантина – чтобы прокормить своего ребенка она вынуждена стать падшей женщиной и продать свои волосы и зубы) и детей (это Гаврош и Козетта – дети, лишенные детства и материнской ласки, но их судьбы складываются по-разному).

Отдельную сюжетную линию представляет история Мариуса, в которой появляются сходные черты с жизнью самого Гюго, и его друзей –«Общества Друзей азбуки», Анжольраса и других, которые героически погибнут во время восстания 1830 года. Отец Мариуса – полковник наполеоновской армии, разлученный с сыном и умирающий вдали от него,- списан с отца Виктора Гюго. Роман пронизан историческими реминисценциями и ассоциациями, каждая часть начинается с «исторического запева».

«человек и государство» выражается в образах бывшего каторжника Жана Вальжана и полицейского Жавера. И Жан Вальжан, и Жавер претерпевают преображение – переходят от Зла к Добру, идет цепная реакция Добра. Но Жан Вальжан действительно преображается, а Жавер не выдерживает этого мучительного внутреннего перерождения и кончает жизнь самоубийством. Но оба они – и Жан Вальжан, и Жавер,- обрисованы крупно и впечатляюще. Их характеры развиваются как бы «скачками» - с резкими и непредсказуемыми поворотами, которые ведут к преображению. Жавер , не привыкший рассуждать, приходит к страшной мысли, что каторжник Жан Вальжан «оказался сильнее всего общественного порядка» и он вынужден признать «нравственное благородство» отверженного, хотя это для него нестерпимо. Добро – по концепции Гюго- выше закона, установленного обществом собственников, и Жавер в какой-то момент вынужден признать, что «закон может обмануться» - начинается отступление сил зла перед добром, которое несет в себе Жан Вальжан.

Епископ Мириэль выступает как носитель Идеи Добра. Когда озлобленный и всеми преследуемый Жан Вальжан, обкрадывает Мириэля, единственного человека, оказавшего ему гостеприимство, то Мириэль прощает его и спасает от жандармов. А чтобы они поверили в невиновность Жана Вальжана, Мириэль дарит ему свои серебряные подсвечники. (В романе очень много символики – образы четырех стихий, мрака, холода, леса, дороги и т. д. Символ свечи с давних времен означает Милосердие, с которым Господь относится к человеку, раскаивающемуся в своих грехах).

Особое значение имеют образы четы Тенардье – владельцев трактира, а затем членов разбойничьей шайки. Тенардье – воплощенное Зло, алчный и жестокий человек. Но именно его донос Мариусу в финале романа дает возможность молодому адвокату раскрыть тайну Жана Вальжана и попытаться загладить свою вину. Эпонина, дочь Тенардье, в детстве мучившая маленькую Козетту, став взрослой девушкой, полюбила Мариуса и спасла его в сражении на баррикаде Сен-Мерри, заслонив его своим телом от пули национального гвардейца.

Сам Гюго определил свою книгу как «драму, в которой главное действующее лицо Бесконечность, а человек «лицо второстепенное». Но роман завершается апофеозом Жана Вальжана.


Творчество Жорж Санд (1804-1846)

Ранний период творчества. Романы «Индиана» (1832), «Валентина» (1832), «Лелия» (1833). Тема женщины в романах Жлож Санд.

«Мопра» (1837)

Роман «Странствующий подмастерье» (1840)

Роман «Орас» (1841)

«Мельник из Анжибо» (1844) Роман «Грех господина Антуана» (1845)