Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 2)
2. Романтизм в германской литературе

Романтизм в германской литературе

Романтизм зарождается в Германии – в силу ее особых культурно-исторических и социальных условий. (Убожество жизни в немецких городах, невозможность внешней свободы,идеалистическая философия, отношение ко Французской буржуазной революции, Веймарский классицизм, работы Шиллера по эстетике).

Основные этапы развития романтизма

1. 1796-1801

2. 1806 – 1813 –Гейдельбергский романтический кружок

3. 1813-1822 - Берлинский романтический кружок.

– горный инженер, философ, поэт и прозаик. Братья Август-Вильгельм и Фридрих Шлегели – ученые, профессора университетов, писатели. Новалис и Шлегели разрабатывают эстетику и поэтику романтической поэзии, определяя ее как «универсальную». Эстетические принципы раскрывались не только во фрагментах, но и в самих художественных текстах. Особое значение имеет понятие «романтическая ирония» как отражение позиции романтического поэта по отношении к реальности – ставить себе самому границы, нарушать их и двигаться дальше. Особо наглядное воплощение получает романтическая ирония в творчестве Э. Т. А. Гофмана и Г. Гейне, где она ложится в осгову их художественного мира и структуры их циклических произведений («Книга песен» Г. Гейне)

Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» как первое эпическое произведение германского романтизма. В этом романе описывается становление творческой личности – молодого поэта Генриха фон Офтердингена. Действие происходит в Средневековье ( впервые имя Офтердингена появляется в поэме ХШ века «Война в Вартбурге». Но Средневековье предстает в романе как прекрасный гармоничный мир, лишенный каких-либо темных сторон и исторических реалий. Структура романа организуется по принципу биокомпозиции – весь сюжет как бы вырастает из единой сердцевины, один и тот же мотив повторяется на разных уровнях. Особое значение имеет символ Голубого цветка – романтического универсума и его поэтического познания. Образ его возлюбленной Матильды – дочери великого поэта Клингсора, которая должна умереть совсем молодой, связан с романтической мифологемой «смерть прекрасной женщины», которая будет появляться во многих произведениях немецкого романтизма. Сказки в структуре романа имеют особое значение – в них заложен философский смысл романа (Сказка о Арионе, Сказка об Атлантиде и финальная сказка Клингсора о путях и значении поэзии в мире).

«Ученики в Саисе» как художественное и философское произведение. Сказка о Гиацинте и Розенблютхен.

Людвиг Тик.

«Белокурый Экберт» - сочетание реального и фантастического, которое, однако, не представляет «Двоемирия», какое появится у Гофмана.



Гейдельбергский романтический кружок

Члены кружка: А. фон Арним и Клеменс Брентано. «Волшебный рог мальчика» - сборник немецких народных песен и легенд в трех томах. Влияние сборника на развитие не только немецкой, но и всей европейской поэзии – начинается ее поворот к разговорной, задушевной форме выражения. Деятельность кружка приходится на время завоевания наполеоновскими войсками части Германии. Германские интеллигенты – Арним, Брентано, братья Гримм и другие, чтобы поднять национальный дух и вдохновить немцев на освободительную борьбу, обпащаются к национальному фольклору, собирают песни, легенды, сказки, обрабатывают их и издают.

– крупнейший прозаик среди немецких романтиков, чье творчество имеет мировое значение. Из всех немецких писателей он был наиболее хорошо знаком российскому читателю в Х!Х веке и повлиял на творчество многих из русских писателей (Пушкин, Достоевский, Булгаков – этот список далеко не полный) Романтический универсализм опосредованно отражается в многоплановом творчестве Гофмана. Он был музыкантом, композитором, музыкальным критиком, театральным художником, крупным чиновником-юристом и писателем-романтиком. Музыка как искусство первостепенной важности для ромапнтиков – ведь оно не нуждается в словах (а они, по концепции романтиков,разрушают целостный мир). И главным героем многих произведений Э. Т. А. Гофмана становится композитор Иоганнес Крейслер. Основные циклы произведений Гофмана:

1. музыкальные новеллы («Кавалер Глюк » 1809, «Дон Жуан»1812, Крейслериана (1809).

2. «Фантазии в манере Калло» (2 тома,1815)(Сказка «Золотой горшок»)

3. «Серапионовы братья»(1819-21) (Сказка «Крошка Цахес»)

«Эликсиры сатаны»(1816) и «Житейские воззрения кота Мура»(1821)

Две самые крупные в художественном отношении сказочные новеллы – «Золотой горшок» и «Крошка Цахес», в которых наиболее явственно отразилось гофмановское «двоемирие» - реальный и фантастический миры граничат друг с другом, и эта граница легко проницаема для волшебных существ, которые в реальном мире только играют роли почтенных бюргеров (архивариус Линдгорст, доктор Проспер Альпанус). Молодые студенты-энтузиасты, которым они приходят на помощь, выступают против злых сил волшебного мира, которые, как правило, связаны с миром филистеров. По мере развития творчества Гофмана, в его произведениях все большее место начинает занимать реальность, а романтическая ирония уже граничит с социальной сатирой. Принцип двоемирия также основывается на романтической иронии.

Г. Гейне (1797-1856)

Генрих Гейне – наиболее крупный поэт Германии после смерти Гете. Будучи романтиком по своему творческому методу, Гейне критикует во многих теоретических трудах и статьях слабые стороны романтизма. Наиболее крупные его произведения:

«Книга песен» «Путевые картины»

»

«Германия. Зимняя сказка» и «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь»

«Романцеро»

«Новые стихотворения»

«Книга песен» .