Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 1)
16. Творчество Теккерея

16. Творчество Теккерея

Теккерей (Thackeray) Уильям Мейкпис (18 июля 1811, Калькутта – 24 декабря 1863, Лондон), английский писатель. В романе «Ярмарка тщеславия» (1848) социально-типические пороки современного общества рассматриваются как зло, свойственное всему человеческому роду. Ноты социального пессимизма крепнут в романе «Пенденнис» (1850). Ослабление обличительного пафоса заметно в семейной хронике «Ньюкомы» (1855). Исторические романы «История Генри Эсмонда» (1852), «Виргинцы» (1857). Сборник сатирических эссе «Книга снобов» (1847), книга очерков «Английские юмористы XVIII века» (1853); цикл пародий «Романы прославленных сочинителей» (1847). Иллюстратор собственных сочинений.

Карандаш пародиста.

Рано оставшись без отца, занимавшего скромную должность в Вест-Индской компании, Теккерей быстро растратил маленькое наследство, и его всю жизнь преследовал комплекс неудачника. Этому способствовала и семейная драма: женившись совсем молодым, Теккерей вскоре остался с двумя дочерьми на руках – их мать постигло неизлечимое душевное расстройство. Пожизненная любовь к жене близкого друга не нашла взаимности, оставив след в стихах, наименее известной части наследия Теккерея.

«Записок Пиквикского клуба», но, взглянув на пробные рисунки, Диккенс увидел, что получается пародия на его текст. Отношения между двумя писателями и в дальнейшем оставались натянутыми, едва не приведя к дуэли из–за пустячного повода. Примирение состоялось незадолго до кончины Теккерея, на которую Диккенс откликнулся прочувствованным некрологом.

Как писатель, Теккерей начинал сатирическими очерками и пародиями, одна из которых высмеивала диккенсовский роман «Приключения Оливера Твиста». Нравы преступной среды, не оказавшие воздействия на Оливера, изображены Теккереем без оттенков сентиментальной романтики. Его исходный и неизменный творческий принцип определен им самим: «Видеть все как есть».

Сатирик и «романист воспоминаний».

«Записки Барри Линдона» (1844), которыми Теккерей дебютировал как романист, обнаружили его интерес к 18 веку, оказавшийся пожизненным. Написанная в форме мемуаров авантюриста, снискавшего славу английского Казановы, эта книга принадлежит искусству сатиры, как и другие произведения, где использован принцип героя-марионетки в руках автора-кукольника. Однако с ходом лет этот принцип усложнялся, уступая место идее внутренней логики характера, не подчинявшегося авторской воле («Персонажи сами ведут меня, а я лишь следую их указке»). Эта идея главенствует и в романах о современности («Ньюкомы», 1855), и в дилогии на материале событий 18 века («История Генри Эсмонда»,1852, продолженная «Виргинцами»,1857–1859, где действие перенесено в Америку, охваченную Войной за независимость).

В этих книгах Теккерей стремится к максимально точной реконструкции психологии и жизненного распорядка людей, не принадлежащих ни к политической, ни к интеллектуальной элите. Однако именно они показаны как истинные исторические герои, поскольку их усилиями свершаются все важные общественные события, а сами они постоянно чувствуют груз истории на своих плечах. Дилогия закрепила за ее автором славу «романиста воспоминаний».

«Ярмарка тщеславия».

«Ярмарка тщеславия» (1848; в прежних русских переводах заглавие передано более точно – «Базар житейской суеты») также обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн. Воссоздавая судьбы двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям, Теккерей добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттеняют друг друга. Роман, представляющий собой достоверную картину английского общества изображаемого времени, затрагивает сложную этическую проблематику. Она связана с духовным самоопределением личности в условиях, когда доминирует все «суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства».

Пристрастный суд.

Теккерей пользовался признанием как выдающийся прозаик, но не снискал любви современников и потомков. Поэтесса Элизабет Браунинг выразила преобладающее мнение, написав в 1849 о «Ярмарке тщеславия», что это «очень умно, производит сильное впечатление, но жестоко по отношению к природе человека». Почти ту же мысль высказал в 1856 Л. Н Толстой: «Гоголь и Теккерей верны, злы, художественны, но не любезны». Эту «жестокость», которую справедливее было бы назвать выверенностью и точностью суждений, по-настоящему оценил лишь 20 век.

Жизнь Теккерея была заполнена непрерывной журнальной работой, поездками по Англии и США с чтением лекций и отрывков из собственных произведений – изнурительным трудом, рано сведшим его в могилу.