Приглашаем посетить сайт

Билеты (вариант 1)
18. Творчество Флобера

18. Творчество Флобера

Флобер (Flaubert) Гюстав (12 декабря 1821, Руан – 8 мая 1880, Круассе близ Руана), французский писатель. Реалистическая картина нравов общества нарисована в романе «Госпожа Бовари» (1857) – страдания женской души, засасываемой рутиной провинциальной жизни, и романе «Воспитание чувств» (1869) – история неудач и разочарований молодого человека. Историческая проза (романы «Саламбо» 1862; «Иродиада», 1877), ярко реконструирующая разные исторические эпохи, опиралась на современные политические ассоциации и представление о неизменном биологическом начале человеческой природы. Неоконченный сатирический роман «Бувар и Пекюше» (издан 1881), пародийный «Лексикон прописных истин» (издан 1910). Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.

Биография.

Флобер был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое – на Восток в 1849–1851). Получил известность в 1857, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления – реализма, прямым учителем Г. де Мопассана, позднее был объявлен предтечей натурализма (Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них – к поэтам Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. – представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.

В 1830–1840-е гг. Флобер постепенно эволюционировал от «неистового» романтизма в духе В. Гюго (повести и новеллы с преувеличенно бурными страстями, байронической отверженностью главного героя, обильными лирическими излияниями автора) к новаторской художественной системе – объективному, отстраненному повествованию, стремящемуся к научной или же мистической истине, из которого полностью исключены прямые авторские оценки (автор в своем произведении, по словам Флобера, «должен быть подобен богу во вселенной – вездесущ и невидим»). Художественный эффект основан здесь не столько на внутренней ценности изображаемого, сколько на безупречном формальном искусстве писателя; отсюда мечта о «книге ни о чем», с абсолютно незначительным сюжетом, которая «держалась бы сама собой, внутренней силой стиля». На практике это приводило Флобера к опытам воссоздания заведомо ничтожных, пустых фактов «буржуазного» сознания («Лексикон прописных истин», задуманный еще в юности и опубликованный лишь посмертно), по отношению к которым писатель занимает тонкую позицию «высшей иронии», неуловимо-буквального пародирования.

«Госпожа Бовари» (1857).

Идейный смысл романа – расчет с романтическими иллюзиями. Жена заурядного провинциального лекаря (фельдшера) Эмма Бовари, задыхаясь в мещанской среде нормандского городка, пытается наперекор своему положению вести себя как аристократка или героиня романа и, запутавшись в супружеских изменах и долгах, кончает самоубийством. Писатель мастерски показывает как пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды (идеологом которой выступает болтун-»прогрессист» аптекарь Омэ), так и неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования и высокие идеалы Эммы, по-своему бунтующей против этой среды.

«Саламбо» (1862).

– мистерия «Искушение святого Антония» (три редакции, 1849–1874), повести «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (обе 1877), – обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет – история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.

«Воспитание чувств» (1869).

себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений – творческих, любовных, политических. Действие происходит в 40-х гг. 19 в., в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848 и история краха Второй республики, соотнесенного с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро.

«Бувар и Пекюше».

Незавершенное произведение (опубликовано в 1881) необычного жанра – сатирическая энциклопедия культуры 19 в., представленная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания – агрономию, геологию, историю, литературу и т. д. Итог их опыта обнажает внутреннюю противоречивость интеллектуальной культуры, проявляющую себя также и в политическом фарсе, которым оборачивается во французской провинции революция 1848.