Приглашаем посетить сайт

Берковский Н.: Лекции по зарубежной литературе.
Лекция 3. Тик

ЛЕКЦИЯ 3.

Тик

2 марта 1972

Так вот о юморе. Я говорил о разрушении ил­люзии у Тика. «Кот в сапогах» построен на своеобразной эстетике: здесь все время систематически разрушается иллю­зия. Я говорил о сцене с двойным занавесом, где на подмост­ки выводятся зрители. Начинается розыгрыш сказки. И он без конца прерывается репликами. Здесь стремление все вре­мя напоминать, что происходит некое действо (ведь обычно спектакль исключает зрителя, а здесь зрители активны). Ак­теры напоминают, что они актеры.

­рик. Принцесса, принцессочка, принцессхен заявляет, что она забыла свою роль. Оживают зрители, оживают актеры в качестве актеров — и видно, что это все актерство: принцессу играют. Автор оживает, вылезает на сцену, заявляет, что все идет не так. Потом вылезает на сцену театральный маши­нист, начинается перебранка.

­зий. «Принц Цербино» — продолжение истории героев «Кота в сапогах». И кот, и Готлиб наслаждаются своими завоевания­ми. Спальня. Король жалуется королеве, что наследный принц болен. Королева вдруг говорит: «Слушай, а ты не заметил, что в третьем стихе ты пропустил ударение?» Это комедия-путе­шествие. Принц пускается в путь «за хорошим вкусом» и по дороге всех спрашивает, где его найти. Он набредает на шалаш отшельника, мы слышим длинную речь, всякие такие рацеи. А в пятом акте оказывается, что принц забыл, что говорил от­шельник, и машинист прокручивает всю пьесу назад, до второ­го акта.

После Тика к разрушению иллюзий прибегал Брентано. В одном его романе у героя есть любимая собачка, которая потом тонет в пруду. В конце романа имеется упоминание о собачке, которая утонула на странице такой-то.

Романтики не случайно прибегали к такому юмору, он за­ложен в их миропонимании. Это одно из проявлений роман­тической иронии — разрушение иллюзий, игра с иллюзиями. Так вот — отчего, для чего это нужно? Я бы объяснил так: романтики не признавали взгляда на мир как на собрание вещей. Вещи — временные паузы. Неприятие вещей они при­вносили в эстетику. Искусство тоже становится вещью (не случайно говорят о драме, о поэзии: «вещь»), когда от произ­ведения искусства требуют законченности, догматизма: как написано, так и написано — это создано раз и навсегда. Стало вещью. Отделилось от своего автора: автора нет — есть только произведение. Вещь имеет свою самостоятельность и по отно­шению к читателю, и по отношению к поэту. Такое понимание искусства как вещи связано с примитивным реализмом.

— вы создали еще одного мопса.

Для романтиков произведение искусства не вещь, не мопс. От автора оно не может отделиться. Сказано так, мо­жет быть сказано иначе. Романтики подчеркивали, что вся­кое произведение искусства может иметь тысячи вариаций. Все это снимает всякий догматизм.

— наоборот. «Федра» Расина — это непре­ложно. По мнению романтиков, художественное произведе­ние тем сильнее, чем больше оно дополнено вариациями.

В сущности, современное искусство не знает, что идет по этим следам (из «Гамлета» сделали балет). И на этот путь в известном смысле толкнули романтики.

— это борьба за более свободную эстетику, чем эстетика реализма или классицизма. Это борьба с догма­тизмом. Ирония: вы делаете вид, что то, что вы подносите, вы приемлете. Якобы Тик приемлет вещь. А на самом деле эстетика вещи чуть жива после его комедий.

Тик был не самым значительным из ранних романтиков. Но он был единственный продуцент — производящий автор. Я буду поэтому приводить примеры из Тика, но не хочу, чтобы вы думали, что он лучше всех. Все остальные скорее филологи и т. д., чем художники. Они блистательно рассуж­дают об искусстве — ну и не особенно охотно создают его. Эта особенность лежит в самом романтическом строе: стрем­ление к теоретизированию вместо продуцирования. (Сергей Эйзенштейн говорил, что теория кино стала для него ку­да интересней, занимательней, чем продуцирование.) Только Тик не страдал этой болезнью. Его упрекали, что он прошел мимо философского движения своего времени. Это не совсем так. Тик написал то произведение, которое можно считать апофеозом раннего романтизма. Это «Император Октавиан» — скорей феерия, чем драма. Написана она по мотивам народной книги.

­вали так называемые народные книги. Это книги, собственно народом создававшиеся, которые писались для народа авто­рами, не обладавшими большим культурным уровнем. Важ­ной частью были гравюры, которые прилагались к ним. Кни­ги продавались на ярмарках. На них ставилась замечательная дата: «Напечатано в этом году», — чтобы повысить их товар­ную стоимость. Книги читались вслух, а гравюры, понимаете, были очень важны — особенно для неграмотных. По картин­кам старались понять, что там происходит.

В XVI—XVII веках появляется множество замечатель­ных народных книг. Одну из них вы знаете: «Доктор Фаус­тус». Тик ввел в оборот народную книгу. Его драмы «Жизнь и смерть святой Генофефы» и «Император Октавиан» напи­саны по народным книгам.

Тик, с одной стороны, ориентируется на сказку, с дру­гой — на народную книгу. Ранние романтики были фольклоролюбцы, фольклоропочитатели — и особенно Тик.

Так вот, «Император Октавиан». Что это такое? Я го­ворю: феерия. Это такой волшебный спектакль. Зрелище. Для романтиков был чрезвычайно важен момент зрелищности.

«Федра» у Расина? — чистейшая абстракция. Романтики, напро­тив того, старались сделать и время и место ощутимыми, воспринимаемыми, оживляли их.

Тик воспроизводит (не поймите это в общем смысле) всю неграмотность народной книги. Просветители отрицали все, что считали проявлением неграмотности, невежества. Роман­тикам всего дороже эта непросвещенность.

Драма полна анахронизмов. Октавиан, крестовые похо­ды — все совмещено у Тика. Тик упивается этими анахро­низмами, подчеркивает их. Он любуется тем, что Октави­ан — современник крестовых походов.

С условиями места, с историей Тик не очень церемонил­ся: действие происходит сначала в Риме, потом в Святой земле. Римляне у него сражаются с турками. Тик восхищался этими народными анахронизмами, этим наивным понимани­ем большого времени. Ну а малое время — что ж с ним церемониться? «Издано в этом году» — и все. Свою феерию Тик стремится наполнить ощущением большого времени. Не важно — Рим это или Палестина, а важно, что это все перед лицом всеобъемлющего пространства. Тик стремится к уни­версализму, он хочет охватить весь мир. И римляне, и турки, и кто хотите — все нации участвуют.

— значит, два отца. Фелицитас признают ви­новной. Разложили костер, собрался народ — смотреть, как будет гореть императрица. Но разыгралась гроза. Костер погас. Она странствует с близнецами; у них разные судьбы. Одного полюбил лев и бегает за ним, как собачонка. Это такое обязательное лицо в драме. Еще там есть конь-огонь (недаром Тик сочинил «Кота в сапогах»; со зверями он не расстается). «Император Октавиан», я бы сказал, многонасе­ленная феерия.

— с разными размерами: то шекспи­ровские ямбы, то трохеи.

«Октавиан» - некая демонстрация сбывшейся романти­ки. Сбылась универсальность, сбылась мировая жизнь, собра­лось воедино возможное. Это высший апофеоз романтики.

«Октавиан» — романтическая очарованность. Но рядом — романтическая разочарованность. У Тика — в драме «Жизнь и смерть святой Генофефы» и в его новеллах «Белокурый Экберт» и «Руненберг». Я думаю, что это лучшие произве­дения Тика; здесь проглядывает даже какая-то гениальность, необычайные для него проблески. Но здесь же и первые при­знаки катастрофы романтизма.

­ном... но должны были прийти сроки свершения. Обещали — а где же оно? У Новалиса, «Генрих фон Офтердинген»: пер­вая часть — «Ожидание», вторая — «Свершение». И вот ожи­дание было торжественным, свершение — темным и ущерб­ным. Все это произошло на протяжение пяти—семи лет. На пороге 1800 года — какой-то слом. Первый период — голу­бой. Голубая роза снится будущему поэту Генриху фон Офтердингену. Новалис стремился, чтобы весь его роман был проникнут этим цветом. Я бы сказал, что переход заключал­ся в том, что голубой романтизм превратился в черный.

Если вы посмотрите на европейскую историю, вы пойме­те, в чем дело. Конец XVIII — начало XIX столетия — это кризис революционного века. Это переход Франции под власть Наполеона и его диктатуры. Впоследствии Наполеон стал любимым романтическим героем. Помните, у Шумана «Два гренадера»? Так вот, Наполеон, который стал потом полубогом, для ранних романтиков был освещен другим све­том: это зловещая фигура, человек, подавивший революцию, и враг всяческого проявления романтизма. Человек, уничто­живший всякую культуру. У него было презрительное слово: «идеология». Презираемые Наполеоном существа, романти­ки — самые настоящие идеологи. Позднее, в XIX веке, нача­лась «осанна» Наполеону. Романтики же его восприняли не на фоне революции, а на фоне Реставрации.

­мантиков (как это ни странно сейчас). Романтики начина­ли чувствовать, что революция не дала новых возможностей. Вместо одного классового господства возникло другое клас­совое господство, новые формы несвободы, новые формы гнета. Они рассчитывали, что революция разрешит все про­блемы. Оказалось — нет.

И возникло особое течение, особые жанры в романтизме. Широкое развитие получил так называемый черный роман, «страшный» роман, готический роман. Анна Радклиф — со­здательница черного романа, романа ужасов. Она имела ог­ромный успех и значение. В Англии был также другой заме­чательный автор — Льюис. Он написал роман «Монах». Затем в Англии появился самый талантливый автор — Метьюрин. Это автор романа «Мельмот Скиталец», который гораздо известнее, чем сам автор.

— показательно, что он получает такое развитие на рубеже двух веков. И тут дело не в жанре (к этому сводят проблему некоторые историки литературы) — возникает новая тема. Ее лучше не обозначишь, чем слова­ми Блока: страшный мир. Для романтиков мир был притя­гательным (так притягательна голубая даль). И вот вместо дали — страшный мир, который к вам, к человеку, к личнос­ти, настроен воинственно. Деспотический, страшный мир. В литературу входит тема ­ли, что зло преодолимо. Ранние романтики тоже. Какое же зло в «Императоре Октавиане»? Там есть поползновение к злу. И у Новалиса зло не имеет силы. Он даже надеялся на победу человека над смертью. Позднее тема зла приобретает огромную силу. Готический роман — тема разрастающегося, все под себя подводившего зла.

Злые силы господствуют над миром. В литературу вселяет­ся дьявольщина. Дьявольщина становится обязательным участ­ником драматических и романных фабул. Демон (скажем, лермонтовский Демон) рождается в дебрях страшного мира.

Новеллы Тика «Белокурый Экберт» и «Руненберг» — это брожение страшных сил. «Белокурый Экберт» ведется в то­нах сказки, сказочным складом. И когда вы читаете ее, вам вспоминаются широко известные сказочные мотивы: жилище дровосека (у Тика это пастух), дети дровосека, бедность. Доч­ка, Берта, уходит. Хорошо рассказано, как она идет через лес. Она долго-долго идет и приходит в неведомую страну. Шу­мит ручей, навстречу выходит старушка с клюкой. Дальше — страницы, где Берта живет у старухи, прядет, ухаживает за собакой и птицей в клетке. Примечательная деталь: птица все поет одну и ту же песню о наслаждении лесным одиночест­вом. Оказывается, она несется яйцами, в которых находит­ся или жемчужина, или самоцвет. И так Берта долго живет в лесу и слушает ее песню.

Берта выросла. И вдруг ее обуяло желание уйти. Когда старуха отправляется в дальнее странствие, Берта сажает со­баку на привязь, забирает сосуд, наполненный самоцветами, и уходит в большую жизнь.