Приглашаем посетить сайт

Морозова Н.: "Он не игрушка - он живой!"

Надежда Морозова

"Он не игрушка - он живой!"

http://nadezhdmorozova.livejournal.com/313886.html

То, что Буратино из книги Алексея Толстого был рождён воображением итальянского писателя Карло Лоренцини (Коллоди) под именем Пиноккио, знают, вероятно, все. Но вот о том, что и у итальянского деревянного человечка тоже был живой прототип, долгое время не подозревал никто.

Но давайте, по порядку. Старого шарманщика шутник Толстой назвал настоящим именем автора сказки про деревянного непослушного мальчишку - Карло. Реальный "папа Карло", конечно, шарманщиком не был. Родился Карло Лоренцини 24 ноября 1826 года. Его родители, работавшие прислугой в доме богатых флорентийцев, отдали старшего сына (он был первенцем из десяти детей) учиться в семинарию. Но стезя священника Карло не привлекала, и после окончания семинарии он поступил работать в книжный магазин, а затем обратился к журналистике.

Карло издавал сатирический журнал, писал рассказы, очерки, комические сценки. В 1850 году он опубликовал свой первый роман. Литератор активно занимался политикой, участвовал в Рисорджименто, а во время войн за независимость Италии в 1848 и 1860 годах он служил добровольцем в армии Тосканы. С 1870 года, в объединенной Италии, он был издателем журнала, работал театральным цензором. Известность Карло Коллоди (взявший себе псевдоним Коллоди по названию родной деревни своей матери) получил в 1856 году, с выходом романа "Пар". С 1875 года писатель обратился к детской литературе, выпустив свои переводы сказок Ш. Перро. И вот однажды…

Итак, однажды редактор "Газеты для детей" предложил скандальному сатирику отвлечься от грустных мыслей и написать что-нибудь приключенческое и занимательное для детишек. В 1880 году Карло Коллоди начал работу над "Историей бураттино" (по-итальянски "burattino" – "кукла, марионетка"). Сел папа Карло летним вечерком, начал сочинять и так увлекся, что не заметил, как и ночь пролетела. Наутро (!) сказка уже была послана в редакцию. Днем рождения нового литературного героя можно считать 7 июля 1881 года, когда в печати появилась первая история о ж-ж-жутко непослушной марионетке, которую на свою голову вытесал "папа" Джепетто из волшебного полена, подаренного ему приятелем – столяром-алкашом Антонио. Марионетку звали Пиноккио.

Успех сказки про Пиноккио был ошеломительным. Не успел Карло Коллоди в 16 главе руками кота и лисы повесить своего героя на дереве (за шею!) и отложить перо, как возмущенные дети стали требовать продолжения и более "светлого" конца для своего любимца. Коллоди ещё пару раз пытался закончить сказку, но, уступая требованиям, вновь и вновь придумывал продолжение, пока спустя два года не решил схитрить, и превратил деревянного негодяя в хор-р-рошего мальчика, а про хор-р-роших мальчиков, как известно, ничего интересного уже не придумаешь. В 1883 году все главы были выпущены под одной обложкой, на которой значилось: "Приключения Пиноккио. История марионетки".

ворует, бродяжничает… При этом в душе он в целом парень неплохой, способен к покаянию, великодушию, любит папу и фею с лазурными волосами (где-то в глубине той же души). Правда,.. ничего с собой поделать не может и постоянно влипает во всяческие неприятные переделки. Но и Карло Коллоди своего героя не балует, и за все прегрешения сурово "наказывает". Порой даже излишне сурово… И вешают Пиноккио, и на цепь сажают, и ноги сжигают, и в тюрьме он четыре месяца "отмотал"…

Говоря о жестокости Коллоди по отношению к своему герою и излишней назидательности тона сказки, не стоит забывать, что писалась она во времена, когда подобный жестоко-сентиментальный тон в литературе для детей был особенно распространён. А тут ещё и сам автор оказался не чужд сфере воспитания-образования, он даже участвовал в составлении всяческих школьных руководств.

Тем не менее в этом сказочном "Катехизисе для непослушных детей" немало примеров яркой оригинальной фантазии Коллоди. Это и сама завязка с волшебным поленом, и город Дураколовка с Волшебным полем, где Пиноккио закапывает свои пять золотых, и Страна Развлечений, где бездельничающие дети превращаются в ослов, и гигантская акула, в животе которой деревянный человечек находит своего отца, и, конечно же, знаменитый нос Пиноккио, удлиняющийся во время вранья.

Эта книга принесла автору мировую славу и была переведена на 260 языков. Алексей Толстой превратил Пиноккио в нашего Буратино, сказка "Золотой ключик" была напечатана отдельным изданием в Детиздате в 1936 году. Правда, по сюжету и по теме приключения Буратино русский вариант очень отличается от первоисточника. Умер Карло Коллоди 26 октября 1890 года во Флоренции и был похоронен в церкви Сан-Миниальто-аль-Монте.

В Тоскане (итальянской области, где родился Коллоди) даже проводится ежегодный конкурс на "лучшего лжеца Италии". Так, одним из призёров стал сеньор, который поведал о том, как его курица, получив тепловой удар, снесла яичницу-глазунью.

и оформлении участвовало множество известных итальянских скульпторов и архитекторов. Здесь можно встретить и знаменитый памятник Пиноккио, показывающий эволюцию деревянной марионетки в человека, и таверну "Красный рак", где наш герой харчевался с котом и лисой, и гигантского полицейского, преграждающего дорогу, и даже Денежное Дерево – не воплотившаяся мечта глупой марионетки.

А на самом памятнике имеется красноречивая надпись: "БЕССМЕРТНОМУ ПИНОККИО – БЛАГОДАРНЫЕ ЧИТАТЕЛИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ".

Теперь наша история примет несколько иной оборот: детективно-археологический. На рубеже ХХ и ХХI веков группа американских археологов из Бостона, проводивших раскопки в районе кладбища, где покоится прах чудесного сказочника, заинтересовалась тем, что через три ряда похороненных рядом с писателем сограждан лежит надгробная плита некоего Пинокко Санчеса. Кто-то пошутил, а не причастен ли Санчес к творчеству Коллоди, в частности, к его Пиноккио?

Когда шутки по поводу забавного совпадения иссякли, археологи призадумались: а что это было? Тем более, что некто Санчес оказался почти современником Лоренцини-Коллоди. Интереса ради сверили даты жизни и смерти, и выяснилось, что оба жили в одно время.

Забавное предположение превратилось в версию, которую решили проверить. Никаких документов обнаружить не удалось, и по непонятной им самим причине, даже не представляя, что они хотели обнаружить, американцы добились разрешения на эксгумацию захороненного в 1834 году Пинокко Санчеса.

Il

того, имел деревянную же вставку носа, а кишечник несчастного инвалида заменял искусственный вживлённый пищевой тракт коровы. Своего у него было только что голова, сердце, лёгкие да почки с печенью. Однако недоверчивые археологи продолжали сомневаться: им всё казалось, что над ними пытаются сыграть злую шутку – обнаруженное тело на самом деле является искусной поделкой современного любителя подобных розыгрышей. Но доказательства следовали одно за другим. На одном из полуразложившихся протезов обнаружили клеймо – на нём стоял вензель с инициалами мастера Карло Бестульджи. Затем группе удалось найти чудом сохранившиеся церковные записи. И они рассказали о многом.

В 1790 году в самой обычной и небогатой семье Санчесов на свет появился младший ребёнок. Младенца нарекли Пинокко – "кедровый орешек" в переводе с итальянского. Но он навсегда остался маленьким, так как страдал нанизмом: это - патологическое состояние, характеризующееся аномальной низкорослостью; у мужчин – ниже 130 сантиметров. Несмотря на это, в 18 лет парня "забрили в солдаты". Пинокко отправился вместе с отцом на войну – Италия в то время боролась за свою независимость. В солдаты парнишку-недомерка не взяли, зато должность полкового барабанщика пришлась ему впору. Военная карьера Пиноккио длилась 15 лет, после чего он вернулся на родину абсолютным калекой. В бою он потерял руки и ноги, а тело было жестоко изувечено. И только когда он превратился в полного калеку, Санчеса освободили от воинской повинности – пусть-де помирает дома.

Так бы оно и случилось, но судьба столкнула его с гениальным медиком Карло Бестульджи, ставшим для него сказочным папой Карло. О Бестульджи говорили, что он продал душу дьяволу, но малыша Санчеса это не испугало. Врач изготовил для диковинного пациента деревянные протезы рук и ног, а также специальную деревянную вставку на место ампутированного носа, подарив Пиноккио вторую жизнь. Вот так, будучи по существу "поленом" без рук и ног, человечек ожил и отправился покорять театральные подмостки.

После проведённых операций Пинокко смог прожить ещё десять с лишним лет. Причём, надо признать, в материальном смысле жил куда лучше многих односельчан: за выступления в балаганах и на ярмарках он получал неплохие "гонорары". Карлик с деревянными конечностями напоминал больше живую куклу-марионетку и пользовался бешеным успехом на ярмарочных представлениях. Вот вам и цирк Карабаса-Барабаса! Его деревянная часть тела, нос, а также различные трюки, которым он быстро научился, сделали его "звездой" ярмарочной "эстрады". И что, пожалуй, самое любопытное, его смерть не была связана с операцией или последствиями трансплантаций – он попросту совершил ошибку во время исполнения очередного трюка и разбился: Санчес размозжил себе голову, и тут был бессилен даже маг и кудесник Бестульджи.

А в один прекрасный день, уже значительно позже, Карло Коллоди, оставшись без наличных в карманах, воскресил в своей памяти рассказ бабушки о "деревянном карлике"» и написал сказку о Пиноккио, начав повествование словами: "Жил-был не король, а кусок дерева, обыкновенное полено".

http://www.phenomenonsofhistory.com/site/?p=6892

http://www.liveinternet.ru/users/3474030/tags/%F1%EA%E0%E7%EA%E8/