Приглашаем посетить сайт

Михальчи Д.: Пеллико Сильвио. Литературная энциклопедия

Пеллико Сильвио.

Литературная энциклопедия

—1854] — итальянский писатель, сын поэта Онорато П. В 1810 появляется первое произведение Пеллико — трагедия из греческой жизни «Laodicea», затем «Франческа да Римини» (1812—1818, русский перевод А. Элькана, СПБ, 1861), написанная по всем требованиям романтизма, имевшая у публики большой успех, особенно благодаря патриотическим речам, вложенным автором в уста Паоло.

Раздел Италии после Венского конгресса [1814—1815], а также восстановление в ней абсолютизма содействовали росту национально-революционного движения, в котором наиболее видную роль сыграла тайная организация карбонариев, опиравшаяся преимущественно на враждебные самодержавию и иноземному владычеству круги либеральной буржуазии, стремившейся к объединению страны и уничтожению господства дворянства. П. присоединился к движению, став главным редактором журнала «Conciliatore» (Примиритель). Арестованный по обвинению в принадлежности к карбонариям, П. был приговорен к заключению в крепости Шпильберг. Здесь П. провел 8 лет в крайне тяжелых условиях. Годы тюремного заключения совершенно изменили П.: из борца-революционера он превратился в смиренного католика. Эта перемена заметна уже в его книге «Le mie prigioni» (опубликована в 1833, переведена на многие языки, русский перевод «Мои темницы», 2 чч., СПБ, 1836, последнее издание, М., 1901, и др.), в которой он повествует о годах, проведенных в заточении. Появившаяся в начале 30-х гг., когда начался новый подъем национально-освободительного движения, книга произвела громадное впечатление на широкие круги либеральной буржуазии. Она была воспринята как обвинительный акт против произвола угнетателей, и этому впечатлению не могли помешать многочисленные философско-религиозные рассуждения Пеллико, свидетельствовавшие о его отходе от своего революционного прошлого. В дальнейшем П. дал ряд художественных произведений, проникнутых мистицизмом; среди них можно отметить драму «Tommaso Moro» [1833]. Сам П. выше всего ставил свой трактат «Dei doveridegli uomini. Discorso ad un giovane» (1834, русский перевод — «Об обязанностях человека», СПБ, 1836, последнее изд., СПБ, 1903), рассуждения на тему о жизни, любви, где П. выказывает себя сторонником буржуазного строя и социального неравенства. Эволюция П. от карбонаризма к смирению и католицизму вовсе не была явлением исключительным. После краха карбонарского движения многие его участники — преимущественно представители умеренных слоев буржуазии — стали на путь ренегатства и, быстро разочаровавшись в «авантюрах», пошли на компромисс с австрийским строем.

Библиография

—1870), «Голос минувшего», 1915, № 7—8; Его же, Итальянская литература XIX века, ч. 1, Москва, 1916; Rinieri I., Della vita e delle opere di S. Pellico, 3 vv., Torino, 1898—1901; Bellorini E., S. Pellico, Messina, 1916; Guastarelli A., La vita, Le mie prigioni... di S. Pellico, Firenze, 1917; Ritter H., Silvio Pellico, ein Dichter und Märtyrer der Freiheit, Bonn, 1926.