Приглашаем посетить сайт

Криволапова Ю. К.: Философско-антропологическое измерение немецкого романтизма.

На правах рукописи

http: //cheloveknauka.com/filosofsko-antropologicheskoe-izmerenie-nemetskogo-romantizma

Криволапова Юлия Константиновна

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Специальность 09 00 13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Тула 2007

Диссертация выполнена на кафедре философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им Л Н Толстого

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Торубарова Татьяна Викторовна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, доцент Золкнн Андрей Львович

кандидат философских наук, доцент Кучеренко Александр Владимирович

Ведущая организация:

Курская государственная сельскохозяйственная академия им проф И И Иванова

Защита диссертации состоится « 25 » мая 2007 г в _ часов на заседании

Регионального Диссертационного совета ДМ 212 270 02 в Тульском государственном педагогическом университете им Л Н Толстого по адресу 300026, г Тула, просп Ленина, 125

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тульского государственного педагогического университета им ЛН Толстого

Автореферат разослан «_» апреля 2007 г

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат философских наук Н. Н. Михайлюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время стало понятно, что нельзя создать одного окончательно верного дискурса о человеке В первую очередь это связано с доминирующим представлением современной философской антропологии о человеке как неспециализированном, незавершенном существе, открытом миру, что создает возможность для его свободы и творчества1 Во многом настоящая позиция была предвосхищена в немецком романтизме, поставившем многие философские проблемы, которые актуальны и сегодня Теоретический и художественный опыт немецкого романтизма важен для понимания генезиса этих проблем и для их решения Немецкий романтизм позволяет по-новому взглянуть на становление европейской философской мысли, на развитие представлений о человеке, на формирование современного понятия индивидуальности Он ставит глубоко личные, можно сказать, экзистенциальные проблемы судьбы, свободы, творчества, любви, обращая человека к его сущностным истокам Осмысление философии немецкого романтизма позволяет в необходимой степени осознать антропологический поворот, произошедший в XIX - XX вв, связанный с переходом от классической к неклассической парадигме в философии

Слово «романтизм» можно понимать в узком и широком смысле В первом случае под романтизмом понимается тенденция, мировоззрение, особый тип мышления, которые зародились в конце XVIII в и охватывают период вплоть до XX века. Возникнув как реакция на господство рационалистической парадигмы в философии, романтизм сыграл важнейшую роль в пересмотре традиционных установок и в формировании глубоко гуманистической концепции человека, оказавшей серьезное обновляющее влияние на всю культуру Во втором случае под романтизмом понимаются определенные течения (ранний, поздний романтизм, посгромантизм), которые расположились внутри одной романтической тенденции

Немецкий романтизм, который составил в истории философии целую эпоху, к сожалению, недостаточно представлен в обобщающих и специальных философских трудах Исследователи, которые стремились показать формирование философско-антропологической мысли и ее достижения на протяжении истории человечества, так же не уделили немецкому романтизму должного внимания Феномен человека и основания его бытия, которые раскрывают суть философско-антропологического измерения немецкого романтизма, до сих пор остаются не осмысленными должным образом в отечественной философии Настоящая работа посвящена восполнению этого недостатка Раскрыть антропологическую проблематику немецкого романтизма с большей глубиной и продуктивностью становится возможным посредством обращения к философскому наследию раннего немецкого романтизма, в рамках которого была предпринята разработка основных идей, предопределивших ключевые черты романтизма в целом и инициировавших его развитие в дальнейшем, к раннему творчеству Ф Ницше и поэтике Ф Гёльдерлина

Развитие философской мысли невозможно без обращения к своим собственным истокам с целью вернуть нечто утраченное и забытое Обращение к наследию немецкого романтизма позволяет выявить антропологические идеи и интуиции, не только сохраняющие свою значимость для сегодняшнего дня, но и приобретающие особую актуальность в свете задач современной философской антропологии Наследие немецкого романтизма выступает вечно живым источником, дающим силы подняться над обыденным, бездуховным, предельно рационализированным и прагматичным миром, противостоять тотальному потребительству, меркантилизму и конформизму Являясь глубоко гуманистическим мировоззрением, несущим идеи возвышенной, одухотворенной жизни, немецкий романтизм служит постоянным напоминанием о высоком духовном призвании человека в этом мире, столь необходимом в нынешнее время Все это делает исследование философско-ашропологического измерения немецкого романтизма особенно актуальным и настоятельным ныне

Степень изученности проблемы. Фипософско-антропологическое измерение немецкого романтизма как философская проблема не была предметом специальных исследований Надо отметить, что романтизм недостаточно представлен в обобщающих философских трудах Специальных философских работ по нему крайне мало, и, хотя проблема человека является одной из главных в немецком романтизме, в них она раскрыта достаточно скудно В работах, цель которых отразить формирование философско-антропологической мысли в истории, романтизму не уделяется должного внимания (М Бубер, Э Кассирер, М Шелер и др) Использованную в нашем исследовании литературу можно разделить на несколько рубрик

Работы по литературоведению и эстетике Крупнейшим исследователями немецкого романтизма в рамках литературоведения являются В М Жирмунский, Н Я Берковский, А В Михайлов На антропологическую проблему специального акцента в них не делается Проблема человека периодически затрагивается в тексте при рассмотрении творчества того или иного представителя романтизма, но не является предметом специального анализа В М Жирмунский, по сути дела, впервые вводит немецкий романтизм в круг исследования русских ученых В работе «Немецкий романтизм и современная мистика» (1914) он рассматривает романтизм как культурный феномен и в его основе отмечает развитие мистического чувства, которое выражается в постепенном переходе от поэтизации природы и лирики любовного чувства к религиозному сознанию Его ученик, Н Я Берковский, продолжает исследования в области немецкого романтизма и выпускает ряд работ Итогом его деятельности является фундаментальный труд «Романтизм в германии» (1973), который до сих пор остается самой широкой и содержательной работой по немецкому романтизму Расцветом романтизма считают йенскую школу (ранний романтизм) А В Михайлов создает своеобразную и глубокую концепцию немецкого романтизма, но наиболее развитой его формой считает гейдельбергский (поздний) романтизм Поэтому для нас в работах А В Михайлова содержательной оказалась только незначительная общетеоретическая часть Среди разработчиков теории немецкого романтизма в области литературоведения следует так же отметить П С Когана, С В Тураева, А В Карельского, А С Дмитриева, К Г Ханмурзаева, В И Грешных, О Б Вайнштейн Среди последних исследований следует отметить монографии Е Н Корниловой (2001), Ф П Федорова (2004) и А Б Ботниковой (2005) Ф П Федоров в своем теоретико-историческом анализе художественного мира немецкого романтизма проблеме человека отводит особое место рассматривает идею, структуру и систему персонажей и даже дает свою концепцию человека Специальные исследования проблем теории и истории романтизма на материалах русской и зарубежных литератур в широких временных рамках ведутся в Научно-исследовательской и учебной лаборатории комплексного изучения проблем романтизма Тверского государственного университета (НИЛ КИПР ТВГУ), созданной в 1994 г Результаты работы отражены в Ученых записках НИЛ КИПР, вышедших под редакцией проф И В Карташовой («Романтизм грани и судьбы» в 2 ч), в публикациях докладов научных конференций, в монографиях и статьях сотрудников лаборатории. Эстетика немецкого романтизма разрабатывается в трудах А Ф Лосева, В В Ванслова, А В Михайлова, Д Е Яковлева, О А Кривцуна. Так же хочется отметить произведения Г Шульца, Т Карлейля, В И Иванова, Г Брандеса и др

К философским исследованиям частного характера и общего характера, уделяющим особое внимание романтизму, относятся работы Р М Габиговой, Р Гайма, Ю Л Аркана, А Жуссена, Н Н Мисюрова, А. Лавджоя, И Берлина, Б Рассела, Р Рорти, М С Кагана, В Виндельбанда, ГЗиммеля, П С Гуревича. Особенно хочется отметить сочинение Р М Габиговой, которое до сих пор является одним из самых глубоких исследований философии немецкого романтизма Однако это работа была написана в начале 80-х, поэтому в ней преобладает диалекгико-материалистический подход, что ограничивает разработку проблем немецкого романтизма. Ю Л Аркан и Н Н Мисюров разрабатывают социально-исторический аспект философии романтизма. Мистические истоки немецкого романтизма можно обнаружить в исследованиях А Виата и В Н Перцева 2

Иностранные (непереведенные) работы Р Хук, О Вальцель, П Клюкхон, Г Гофмейстер, М Тальман, Е Бехлер, Л Фурст, Ж Барзен, М Пекхем, Р Уэллек, М Абраме, Д Айзенберг, В Дильтей и др Надо заметить, что большинство иностранных исследователей рассматривают романтизм, в частности немецкий, в его связи с дискурсом модерна или в горизонте социально-исторической проблематики

Исследования творчества Ф Гёльдерлина представлены в трудах М Хайдеггера, К Ясперса, Г -Г Гадамера, Э Кассирера, В Дильтея, Я Э Голосовкера, А В Луначарского, А И Дейча, А В Маркова, Г Гейне, И И Гарина, С Цвейга.

К исследованиям, уделяющие особое внимание раннему творчеству Ф Ницше, относятся работы Ф Г Юнгера, К Юнга, А Фулье, К Ясперса, М Хайдеггера, Ж Делёза, И И Гарина, Б В Маркова, В Иванова.

Объектом исследования выступают философские идеи мыслителей раннего романтизма (Новалиса, Ф Шлегеля, Ф Шеллинга), а так же Ф Гёльдерлина и Ф Ницше

Предметом исследования является философско-аотропологический аспект философии немецкого романтизма.

Целью диссертационного исследования в традиции немецкого романтизма. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи исследования

мысли немецких романтиков

2) Определить сложившиеся подходы к немецкому романтизму и его философско-исторический статус Раскрыть основные философско-антропологические идеи немецкого романтизма, связанные с предшествующей философской традицией и в то же время выявить их своеобразие и оригинальность

3) Проанализировать волю как метафизическое основание человеческого бытия в немецкой романтической традиции на примере философии Ф Шеллинга.

4) Провести философско-антропологический анализ трагедийного измерения человеческого существования в раннем творчестве Ф Ницше

5) Реконструировать идею универсального человека на основании философской мысли Новалиса.

7) Эксплицировать свободу как сущность человеческого бытия в философской мысли Ф Шлегеля

8) Раскрыть сущность и специфику романтической иронии как основного конституирующего понятия в антропологической теории немецкого романтизма

Методология исследования. Метод историко-философской реконструкции использовался при изучении источников и критической литературы Рассмотрение историко-философских оснований антропологической мысли в различных философских традициях предполагает использование метода историко-философского анализа При сравнении различных философских концепций (например, сократовской и романтической иронии, концепции деятельностного субъекта у И Г Фихте и у романтиков и т д) используется компаративистский анализ Метод сравнительного анализа применялся при исследовании преемственности философских идей немецких романтиков и, наоборот, при установлении их новизны Герменевтический метод использовался при работе с художественными произведениями Новалиса и Ф Гёльдерлина, которые насыщены символами и образами Диалектический метод позволял понять становление и внутреннюю взаимосвязь рассматриваемых философских категорий

составили сочинения представителей раннего немецкого романтизма, философские труды Ф Шеллинга и Ф Шлегеля, художественные произведения, философские работы и фрагменты Новалиса и Ф Гёльдерлина, ранние работы Ф Ницше Были так же привлечены работы классиков мировой философии Платона, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, С. Кьеркегора, Г. Зиммеля, М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Ф. Лосева и др

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут бьгть использованы в преподавании основных и специальных курсов по философским дисциплинам, по культурологи, политологии, социологии и др Результаты исследования позволяют заполнить пробелы, существующие в историко-философской и антропологической мысли между Просвещением, немецкой классической философией и иррациональной философией XIX века, которые постоянно обнаруживаются в специальной литературе и в учебных курсах Наше исследование делает более глубоким понимание становления и сущности современных представлений о человеке

Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на международной научно-практической конференции! «Пятые Илиадиевские чтения Бытие и культура История и современность» (г Курск, 12-13 мая 2004 г), на всероссийской научной конференции «Проблема свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе» (г Курск, 16-17 мая 2006 г) Основные положения диссертационного исследования отражены в пяти публикациях Материалы диссертации использовались автором при чтении курсов по философской антропологии на факультете философии, социологии и политологии Курского государственного университета Диссертация обсуждена на кафедре философии и культурологи Тульского государственного педагогического университета им Л Н Толстого

исследования заключается в следующем Впервые осуществлен философско-ашропологический анализ немецкого романтизма как ключевого этапа в становлении западноевропейской неклассической концепции человека В работе эксплицированы философские предпосылки формирования немецкого романтизма. В контексте романтической мысли дан целостный анализ философии Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Новалиса, раннего творчества Ф. Ницше и поэтики Ф. Гельдерлина, что позволило с большей глубиной и продуктивностью раскрыть философско-антропологическое измерение немецкого романтизма В немецком романтизме возникает новый образ человека как открытого, незавершенного проекта, перед которым открыты бесконечные возможности самосовершенствования и самосозидания Положения, выносимые на защиту:

1. Показано, что на смену всеобщего, естественного человека Просвещения в романтизме приходит конкретная индивидуальная личность, экзистенциальный человек, осознающий себя не только естественным и социальным, но в первую очередь историческим и культурным существом Выявлены следующие основные конституирующие идеи философско-антропологического измерения немецкого романтизма идея целостного и универсального человека, введение иррационального в структуру субъективности, индивидуализм, оппозиция конечного и бесконечного, принцип неисчерпаемой полноты и многообразия, который лежит в основе миропонимания и творчества, субъективное истолкование нравственности, основанной на соединении счастья и долга.

2. Определено, что в основе немецкого романтизма лежит фундаментальная метафизическая позиция, впервые артикулированная Ф Шеллингом, согласно которой бытие понимается как воля В данном теоретическом горизонте формируется трагическое миропонимание, отражающее представление о безосновносги человеческого бытия, на первый план выводятся проблемы иррационального и субъективного Выяснено, что трагедия индивидуального существования человека заключается в непреодолимом разрыве между индивидуацией, стремлением к утверждению индивидуальности и стремлением к изначальному Единству (к Богу) Расколотость человеческого бытия, тем не менее, определяет экзистенциальное пространство для свободы и самоосуществления Преодоление трагической раздвоенности человеческого существования в немецком романтизме реализуется в области эстетического Основной метафизической деятельностью человека провозглашается искусство, которое «оформляет» хаос, стоящий за всякой сущностью, и создает маску, определяющую облик жизни В этом контексте художник выступает истинным творцом мира.

3. Установлено, что категория игры обретает в романтическом мировоззрении метафизическое значение, в творчестве и жизни она проявляет себя как ирония Исследование показало, что романтическая ирония, получившая теоретическую разработку у Ф. Шпегеля, выступает универсальным принципом, важнейшей характеристикой отношения человека к самому себе и к окружающему миру Ирония является методом фрагментарного, несистематического мышления, принципом универсальной философии, теоретическим основанием трансцендентальной поэзии, источником плюрализма и релятивизма в познании и имморализма в этике В философско-антропологическом измерении ирония предстает символом принципиальной незавершенности и неисчерпаемости индивида, в области человеческого духа она реализуется как абсолютная свобода Однако миропонимание, основанное на принципе иронии, создает неустранимый разрыв между возможным и действительным, что делает существование человека заведомо трагичным

Раскрытие этического аспекта свободы в творчестве Новалиса и Ф Шлегеля позволило установить, что сущность позитивной свободы заключается в любви и общности, в преодолении человеком своей единичности и приобщении к изначальному Единству На практике позитивная свобода достигается через исполнение нравственного долга, который заключается в восприятии божественной воли как своей и в подчинении себя мировой цели Так как у каждого человека индивидуальный путь к бесконечному и свое назначение в осуществлении мирового порядка, исполнение нравственного долга позволяет воплотить бесконечные возможности индивидуального существования В позитивной свободе человека заключается его истинное счастье, поэтому оправдание человеческой воле у немецких романтиков обнаруживается через соединение счастья и долга.

и иррациональное Универсальная сущность человека определяется единством человеческого, космического и божественного начал, что предопределяет возможность познания внешнего мира через познание внутреннего, и наоборот Определено, что универсальная сущность человека осуществляется путем самосовершенствования, самопознания, духовного созерцания, когда познается связь всего сущего в Едином, т е через мистический опыт. Последний открывает возможность подчинения материи духу, тела - душе Проведенный анализ позволят выявить в философских интушшях Новалиса идею совместной коэволюции человечества -природы - космоса, предвосхитившую теорию русских космистов

6. Философско-антропологическое измерение поэтики Ф. Гёльдерлина раскрывается исключительно из сущности поэтического слова, в котором установлен смысл творчества как фундаментальной деятельности человека. Поэтическое слово у Ф Гёльдерлина реализуется в смысле поэсиса - творческого свершения, изменяющего мир, и утверждающего сам творящий субъект Поэтическое слово учреждает бытие, полагает основание человеческого самоопределения, проникает в будущее и указывает путь из забвения бытия, устанавливая поэтическое основание для метаморфозы человечества.

Структура диссертации включает введение, две главы, каждая из которых состоит из четырех параграфов, заключение, библиографию и три приложения

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, ее теоретико-методологические основания, определяются теоретическая и практическая значимость, научная новизна диссертационного исследования

Первая глава диссертации - «Метафизические основания человеческого бытия в философии немецкого романтизма» - посвящена экспликации метафизических оснований человеческого бытия, лежащих в основе философско-антропологического измерения немецкого романтизма, которая осуществляется через анализ воли и трагедийного измерения человеческого существования В главе выявляются духовные истоки и идейные предпосылки антропологической мысли немецкого романтизма, рассмотренные в их историко-философском и социально-культурном контексте Раскрываются основные философско-антропологические идеи, сложившиеся в рамках романтической традиции

«Духовные истоки и идейные предпосылки немецкой романтической философии» на основании анализа философско-антропологических идей Просвещения и немецкого идеализма выявляются духовные истоки и идейные предпосылки немецкого романтизма. Философия приобретает антропологический характер в сочинениях И. Канта. Выявлены следующие положения критической философии, повлиявшие на становление романтической мысли

1) идея активности сознания, согласно которой человеческое сознание не только отражает мир, но и творит его,

2) категорический императив, который романтики наполнили живым, мистическим содержанием,

3) противопоставление «естественному человеку» Просвещения человека культуры, в которой он полагает свои цели и сам выступает в ней как цель,

4) понятие продуктивного воображения, которое у романтиков свободно творит бесконечное множество образов,

6) представление о гении, способном создавать то, для чего не может быть дано никакого правила, обновляющем искусство, устанавливающем новые критерии художественности.

Эстетические идеи И. Канта продолжил развивать в своих сочинениях Ф Шиллер На формирование романтического мировоззрения особое влияние оказали следующие теоретические положения Ф Шиллера

1) идея эстетического воспитания человека с целью формирования целостной личности, в которой усматривался способ разрешения противоречий современной культуры,

2) развитое Ф Шиллером каятовское понятие «свободной игры» познавательных способностей,

4) уподобление человека Богу-творцу, чью художественную деятельность должен имитировать художник, 5) установление цели искусства в наиболее полном выражении всех возможных модусов бытия и опыта, 6) понимание сущности современного искусства как искусства рефлексии, незавершенного и разорванного, что стало одним из источников концепции трансцендентальной поэзии Ф. Шлегеля

Огромное влияние на мировоззрение и творчество романтиков оказали произведения и пример личности И. В. Гёте Наиболее глубокое влияние на романтиков исходило из концепции индивидуальности художника, воплощенной в романе И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» В нем впервые был изображен мир, основанный на индивидуальных особенностях и исходя из них развивающийся Для индивидуализма И. В. Гете сущность и ценность человека заключается в его особенности, в неповторимости его характера и свойств Каждый человек отличен от других в своем бытии, он не просто индивид, а особенная и неповторимая личность Именно этот тип индивидуализма восприняли романтики Однако сам И. В. Гёте относился отрицательно к сути романтизма, заключенной, по его мнению, в поиске непосредственного отношения к бесконечному Последнее ведет к двум следствиям, которые совершенно чужды миропониманию И. В. Гете к «глубокой внутренней бесформенности» и к тому, что непосредственное отношение к абсолюту всегда остается лишь на стадии стремления Он считал, что пустое кружение души в самой себе приводит ее к бесформенному абсолюту, в котором можно застрять, но не обрести что-либо

их устремлениям В диссертации рассматриваются идеи И. Г. Фихте, повлиявшие иа романтиков и то, как они были ими преобразованы Мир по И. Г. Фихте является результатом деятельности продуктивного воображения абсолютного Я Он называет «продуктивной силой воображения» самосознание Деятельность самосознания свободна, будучи ничем не обусловленной самодеятельностью Исходя из этого, свобода человека понимается И. Г. Фихте как способность к разумному самоопределению и самозаконодательсгву Учение И. Г. Фихте о продуктивном воображении романтики использовали как для обоснования художественного творчества, так и для практической жизни, оно повлияло па создание концепции иронии Общую модель фихтевского абсолютного Я романтики перенесли на эмпирическое Я личности Человек посредством продуктивного воображения создает не только себя, но и весь мир Так же как и И. Г. Фихте, романтики связывают свободу с выполнением нравственного долга. Как и все мировоззрение, этика романтиков основывается на стремлении души к бесконечному, поэтому романтический долг наполнен мистическим чувством Однако если для И. Г. Фихте нравственный миропорядок, установленный через самополагание бесконечного Я - это Бог, то для романтиков наоборот Бог — это нравственный миропорядок

Во втором параграфе «Традиции и новации в немецком романтизме» раскрывается суть понятия романтизма. Единого мнения относительно сущности романтизма нет, потому что одной из его главных черт является противоречивость, которая заключается в первую очередь в присутствии разнородных, порой противоположных тенденций Анализ различных подходов к романтизму, сложившихся в русской и зарубежной культуре, позволяет расценивать романтизм как противоречивое, разнородное общекультурное движение, мировоззрение и особый тип мышления, который зародился в XVIII в и просуществовал вплоть до XX в Он противостоит рационалистической ключевой тенденции, которая властвовала над умами с Нового времени и продолжает властвовать под названием «сциентизма» Философские основания романтизма были заложены в конце XVIII - начале XIX вв йенскими (ранними) романтиками (братья Шлегели, Новалис, Ф. Шеллинг, В. Ваккенродер, Л. Тик, Ф. Шлейермахер и др) В рамках йенского романтизма разработаны философские основания, которые определили ключевые черты романтизма в целом и инициировали его развитие в дальнейшем Их идеи представляют собой синтез актуальных тенденций, господствовавших на границе веков При этом романтическая философия отличается от всех своих идейных предшественников и имеет свое собственное звучание Немецкий романтизм можно считать духовной революцией, с которой началось развитие мощной иррационалистической линии в философии и искусстве В диссертации раскрываются философско-ангропологические идеи немецких романтиков, как наследующие предшествующую философскую традицию, так и новационные Отмечено, что романтики отказывают всякой философской системе в возможности претендовать на абсолютную истину, поэтому они формируют новый способ философствования, характеризующийся непосредственностью и свободой, стремясь соединить философию с поэзией В отличие от предшествующей культуры Просвещения, чья картина мира была высгроепа по принципам иерархии и гармонии, романтизм мыслит мир и универсум как хаос Метафизическим основанием человеческого бытия признается безосновная воля Для ранних романтиков хаос заключает в себе бесконечное множество возможностей, неисчерпаемое разнообразие вещей и явлений, то есть он изначально обладает творческой силой. Категория хаоса непосредственно связана с оппозицией бесконечное - конечное, которая пронизывает все уровни романтического сознания Возможности, которые присутствуют в реальном мире, являются источником для свободы человека и дают ему ее реализовать В романтизме воля и свобода осуществляются в союзе с природой, а не вопреки ей. Подлинная свобода - это творчество Человек, действующий и созидающий, оказывается творцом самого себя и действительности, окружающей его

и счастье понимаются как бесконечная полнота и многообразие бытия, поэтому только в их сочетании жизнь считается полноценной Ранние романтики первыми осознали непоправимость утраты единой концепции мироздания и почувствовали необходимость выработки единого универсального мировоззрения Об этом свидетельствуют теоретическая разработка ими трансцендентальной поэзии и попытка создать новую мифологию Мифологическое сознание было необходимо для гуманизации окружающего мира. В основе лежало представление об универсальной вселенной, где «все во всем» и живую душу мира можно познать через любой ее компонент Важнейшей идеей романтизма является идея целостного и универсального человека. В романтизме утверждается универсальный человек, равновеликий космосу, заключающий в себе все мировое и человеческое, природное и духовное Культура романтизма возвела человека на более высокий пьедестал, чем эпоха Возрождения и завершила его освобождение

В параграфе анализируется вклад романтизма в последующее развитие духовных идей, его воздействие на культуру и на историческую действительность Романтики преодолели представление о человеке как естественном и социальном существе, и перешли к его рассмотрению в контексте культуры Они совершили духовную революцию, ознаменовавшуюся появлением экзистенциального человека, полной перестройкой всей системы отношений между «личностью» и «индивидуальностью» Из этой революции родилась эпоха «современности» (modern), эпоха «культуры» в ее новейшем, универсалистском понимании — как динамического многообразия смыслов, организованных на началах субъективности. В романтизме выделены некоторые новационные идеи, повлиявшие на дальнейшее развитие культуры Включение в антропологический дискурс иррациональных величин и попытка наладить равновесие между ними и рациональным Введение в культуру представления о современном и новом как о ценности Общее оживление исторического понимания, с которым у романтиков связано использование культурно-исторического опыта других эпох, введение в свой дискурс инородного культурного текста, поворот к исторической религии и идее государства.

В третьем параграфе «Воля как основание человеческого бытия» в качестве фундаментального метафизического основания человеческого бытия в немецком романтизме раскрывается воля Анализ этого положения осуществляется на примере сочинения Ф Шеллинга «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах» В нем впервые появляется представление о безосновной воле, лежащей в основании мира.

В «Исследованиях о сущности человеческой свободы» Ф Шеллинг стремится раскрыть понятие свободы в контексте научной системы, которая у него является «системой свободы» Ф Шеллинг считает свободу основанием для всего сущего и утверждает ее сущностью человеческого бытия Исследование сущности человеческой свободы Ф Шеллинг связывает с ее живым пониманием, которое присуще каждому, но невыразимо и с выявлением отношений между свободой и научным мировоззрением Необходимым требованием оказывается система, в которой свобода является центральным пунктом Для Ф. Шеллинга единственно возможной формой его системы является пантеизм «Реальное» и «живое» понятие свободы выходит у Ф. Шеллинга за рамки понимания свободы как свободы выбора. Обращаясь непосредственно к сущности человеческой природы и основываясь на внутренней независимости человека от Бога и по отношению к Богу, он приходит к понятию свободы как способности к добру и злу, которая принадлежит фактической природе человека. Таким образом, зло присуще природе человека. Так как свобода есть способность к злу, то основание ее должно быть независимым от Бога. Ф. Шеллинг проводит различие между существованием и основой существования, что ведет к совершенно определенному различению Бога и природы В соответствии с законом достаточного основания Бог должен определяться чем-то иным, а именно основой в самом себе, которая есть неотделимая от него, но все-таки отличная от него сущность Основа вещей содержится в основе существования, которую Ф. Шеллинг называет стремлением «порождать самого себя, которое испытывает вечно единое», волей, «в которой нет разума (Verstand), и поэтому не самостоятельная и не совершенная воля, поскольку разум есть по существу воля в воле»3 Воля является праосновой бытия, она лежит в основе всего сущего Это темное, хаотичное начало, предшествующее всякому порядку и гармонии в мире, это «никогда не исчезающий остаток» в вещах, непостижимый разумом Каждое возникшее в природе существо содержит в себе двойное начало, которое по существу есть единство различного - начала основы и начала разума Только в человеке возможно единство этих разных начал, когда единичная, частная воля становится единой с изначальной, универсальной волей, то есть разумом Воля основы возбуждает в человеке своеволие, чтобы в противоположность ему могла проявить себя воля любви Своеволие стремится встать на место универсальной воли, поэтому человек проявляет себя волеизъявляющим, стремится стать основой для всего и устанавливать свой собственный закон Отсюда реальная возможность зла.

ее подрывающее Согласно Ф. Шеллингу, имеется рациональная и иррациональная основы, которые укоренены в безосновном Обнаруживая это, Ф. Шеллинг выходит за пределы метафизического описания и формирует идею, которая будет затем развиваться в неклассическом мышлении, в первую очередь в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше Волю можно понимать в коллективном и в индивидуальном смысле Первый смысл ей придает марксизм, второй разворачивается в рамках романтического мировоззрения В основе последнего лежит игра сил, не имеющих никаких иных целей, кроме самих себя, или ставящих себе любые цели по желанию, что противопоставляет его классическому интеллектуализму, воплощенного в идеях порядка, закона, гармонии, интеллигибельности и всеобщего разума. Философия Ф. Шеллинга на всех своих этапах сыграла важнейшую роль в становлении немецкого романтизма и создала для него глубокое онтологическое основание Основы метафизики воли, заложенные в философии Ф. Шеллинга, исходящее из нее представление о двойственной сущности человека, выраженной в стремлении к индиввдуации и в стремлении к изначальному Единству, предопределяют трагичность человеческого существования, выступающей одной из ключевых «координат» философско-антропологического измерения немецкого романтизма.

В четвертом параграфе «Трагедийное начало человеческого существования» исследуется философско-антропологическая сущность и смысл трагедийного на примере раннего творчества Ф Ницше Из романтического понимания бытия как воли следует ощущение безосновносги, неукорененности человеческого существования Судьба и игра являются важнейшими категориями в романтической философии В этом теоретическом горизонте формируется ее трагическое миропонимание Непосредственная разработка вопроса о сущности трагического дана в раннем произведении Ф Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» В нем поднимается проблема актуальности мифа. Человек, лишенный мифа, становится одинок, он больше не сопричастен миру, лишен всякой опоры, высшего смысла жизни. Рациональное понимание мира не ведет человека к спасению от страданий и смерти. Человек не может преодолеть свою конечность, он беспомощен перед судьбой Примирения с ней он может достигнуть на основе мифа. Ранних романтиков и Ф. Ницше объединяла вера в то, что возрождение мифа в современности возможно только через искусство Искусство должно было стать силой, объединяющей индивид и общество

В «Рождении трагедии» Ф. Ницше задается вопросом о том, как сделать современную европейскую культуру жизнеспособной Через истолкование классических текстов он идет к пониманию современной ему эпохи В основе «Рождения трагедии» лежат два положения толкование дионисийского феномена у греков и сократизма. В греческой трагедии аполлоническое и дионисийское начала, игра которых задает жизненный импульс культуре, уравновешены Тайна греческой культуры и трагедии заключалась в сочетании неистовства и меры. Ф. Ницше выделяет трагический (дионисийский), аспект античной культуры, противопоставляя классическому образу греческого мира страдание н необузданность, царившим в нем Ужасающий хаос, стоящий за всякой сущностью предстает за маской искусства. Прекрасное в искусстве - это иллюзия, взращенная аполлоническим началом, которая скрывает за собой «жуткую глубину», страшную истину Искусство «оформляет» хаос, поэтому созданная им маска определяет облик жизни Греческое искусство создавало прекрасную иллюзию, позволяющую грекам выжить и полнокровно жить в ужасающем мире За всеми процессами бытия Ф. Ницше признает художественный смысл Метафизической деятельностью человека полагается искусство, в котором нет различения добра и зла. Ф Ницше приходит к выводу, что трагическое принадлежит «эстетическому», и является не моральным феноменом, а феноменом игры Смысл искусства заключается в том, что оно является самодостаточным смыслом бьггия Бытие и мир рассматриваются оправданными лишь в качестве эстетического феномена.

Трагедия существования человека заключается в индивидуации, которую он не может преодолеть при жизни Миф о Дионисе, разорванном на куски титанами, и его последующем восстановлении символизирует стремление к преодолению индивидуации, обретении единого «тела» с миром Трагичность индивидуального существования у греков преодолевается в дионисийском экстазе, который находит свое высшее выражение в музыке Музыка порождает трагический миф, который открывает перед человеком ужас индивидуального существования, неизбежность страданий и смерти Хор, по мнению Ф Ницше, есть то решающее, музыкальное начало, которое было причиной трагедии и трагизма вообще, именно он делал трагедию дионисическим искусством Партии хора разрушали человеческую индивидуальность и объединяли его с изначальным бытием Трагедия помогала грекам мириться с жестокой и несправедливой жизнью, более того, она возбуждала жажду жизни

Доминирование аполлонического начала приводит к опасному оптимизму человек верит в возможность освобождения от страданий и смерти или просто закрывает на это глаза. Один из самых сильных «эликсиров» оптимизма - это современная наука. Сталкиваясь с истиной жизни, человек оказывается беспомощен перед ее лицом Древних греков к этой встрече готовило трагическое искусство Этого лишен современный либеральный мир, культивирующий индивидуальность Гибель трагедии Ф Ницше связывает с появлением теоретического человека - Сократа. Рационализм Сократа был направлен против коренных греческих инстинктов, жизненности и полноты греческой трагедии ради создания рассудочно-примитивного мира, лишенного страданий, борьбы, боли, а значит самой жизни. Однако наука, движимая ничем не ограниченным стремлением к знанию, рано или поздно доходит до своих пределов, чтобы испытать крушение скрытого в существе логики оптимизма и вновь обратиться к «целебному средству искусства» В результате перед нами открывается новая форма познания - трагическое познание Трагическая покорность судьбе и жажда искусства приводит к возникновению нового гения, который Ф Ницше называет «отдавшийся музыке Сократ»

«духе трагедии» вечное, вневременное психологическое содержание внутренней жизни человека и тем самым обнажил драму современной души Человек должен принять жизнь как она есть во всей ее полноте и избыточности Взглянув в лицо ужасающему, человек должен возлюбить жизнь Сама жизнь имморальна, поэтому нельзя определенно сказать, что в ней добро и зло, что хорошо и что плохо в человеке Нельзя отрицать темную иррациональную сторону человеческого существа, так же как и преувеличивать ее Должно всегда сохраняться то хрупкое равновесие, которое называют мерой.

Во второй главе «Образ и статус человека е немецкой романтической мысли» философско-ангропологическое измерение немецкого романтизма раскрывается через обращение к идее универсального человека, романтической иронии, свободе и поэтическому слову, учреждающему человеческое бытие

В первом параграфе «Идея универсального человека в философской мысли Новалиса» через анализ философского и поэтического творчества Новалиса раскрывается сущность идеи универсального человека как романтического идеала. Понимание Новалисом философии как «тяги повсюду быть дома», отражает его стремление к изначальному Единству, к бесконечному В его сочинениях оно повсеместно проявляется в тоске по тождеству материального и духовного миров, субъекта и объекта. Среди влияний, которые испытал при формировании своей оригинальной философской концепции Новалис, отмечены французская революция, наукоучение И. Г. Фихте, философия природы Ф Шеллинга, творчество И. В. Гете, неоплатонизм, различные мистические учения В романтической традиции сформировалось отношение к человеку как уникальному индивидууму, способному творить не только мир физический, но и метафизический. Однако неверно утверждать, что для романтизма характерна редукция мира к человеческой субъективности. В этой связи отмечена близость позиции Новалиса с лейбницевским учением о «предустановленной гармонии» За Я у него стоит Мы, за Мы - весь мир людей. Фихтевскому основному принципу субъективного Я Новалис противопоставляет триаду Бог - природа - Я, в которой Бог выступает реальностью, превосходящей Я и природу

В «магическом идеализме» Новалиса выявлены следующие связи и отношения в системе человек - мир - Бог. Бог присутствует во всем, он воплощен в мире и в человеке Познать природу можно через постижение внутреннего мира человека, в свою очередь человек может познать самого себя через природу Идея познания «большого мира» через познание «малого мира» проходит через все творчество Новалиса. Связь всего в Боге и саму божественность человека можно познать через любовь Любовь - проводник между двумя мирами миром земным и небесным Она является высшей ступенью самопознания и самоосуществления Любовь обнаруживает взаимосвязь между органическим, чувственным и трансцендентным Наблюдая бесконечное в конечном, познав связь всего сущего в едином, человек овладеет всем миром Все сущее таит в себе хаос «Хаос Бытия» Новалис рассматривал как недифференцированную жизненную силу На земле всегда присутствуют зло и тьма, и люди могут победить их лишь с помощью поэзии Так как субъект мыслится в духовном аспекте, то «оживление» мира предполагает его «одухотворение» Человек должен упорядочить хаос силой своего духа. На это способен лишь творческий гений Мир надо романтизировать - мистифицировать отношение между человеком и универсумом, обнаружить внутреннюю связь, единство между ними Новалис считает, что духовный мир и внешний чувственный мир являются равноправными реальностями, в одинаковой степени воздействующими друг на друга Отсюда возможность подчинения материи духу Новалис склоняется к тотальному единству между телесным и духовным Духовное и физическое, душа и универсум, человек и мир для него суть «интегральные половины» единого целого

откроется ему в пространственной безграничности и временной бесконечности Сущность человека Новалис усматривает в «моральном органе» (т е в чувствительности) который он противопоставляет разуму Совершенствование «морального органа» должно привести к эпохе морально-развитого человека, к Золотому веку Смысл земной жизни человека заключается в стремлении к абсолютной, небесной жизни Отсюда отношение к смерти как к акту освобождения Рассмотрение жизни небесной и земной Новалис переводит в моральную плоскость Символом тождества духовного и чувственного, духа и природы становится Бог - высшее моральное начало Каждый человек должен найти свою дорогу к Богу, сообразно своей индивидуальной сущности найти свое значение в мировом порядке С этим так же связано представление Новалиса о священном долге человека стать миссией природы

Пафос «магического идеализма» Новалиса заключается в полной и безоговорочной власти человека в мире Как художник создает произведения искусства, человек есть творческая сила не только в сфере морали, но и в сфере природы В качестве активного деятельного субъекта Новалис, как и многие ранние романтики, видит конкретную личность художника и поэта Поэт может познать природу и Абсолют в средоточии своего собственного существа, путем духовного созерцания Внимающий пророчествам природы, он должен принять на себя миссию пророка и поведать о них людям Так как поэзия выступает эквивалентом всего объединяющего и связующего, она должна создать совершенное общество, во главе которого должен стоять поэт В связи с этим Новалис развивает идею поэтического государства, которое характеризуется духовностью и духовным общением

Во втором параграфе «Философско-антропологическое измерение поэтики Ф. Гёльдерлина» бытие и сущность человека анализируются исходя из сущности поэтического слова. Ф Гёльдерлин вышел из риторических связей и обрел совершенно новую свободу в слове, которое надо понимать в смысле греческого LsgoV; Чтобы приблизиться к пониманию поэтического слова Ф. Гёльдерлина, выявляется его внутренняя онтологическая позиция Она складывалась в полемике с современнейшими философскими взглядами того времени При анализе теоретических размышлений и лирики Ф. Гёльдерлина, выделены основные черты его мировоззрения Бытие мыслится «неправильным», нелогичным, поэтому его нельзя полностью вписать в систему С этим так же связано представление об ограниченности рассудочного мышления Ф. Гёльдерлин стоит на позициях объективного идеализма под абсолютным бытием он понимает единство субъекта и объекта. Постижение абсолютного бытия он считает возможным лишь эстетически, в интеллектуальном созерцании, в котором разъединения субъекта и объекта познания не происходит Из всех сфер деятельности человеческого духа постичь единство мира, преодолеть противоречия между субъектом и объектом, человеком и миром возможно посредством художественной деятельности.

Рассмотрение проблемы человека неполно без включения его в отношения с природой Ф Гёльдерлин понимает природу широко, как нечто цельное и единое, безусловное и бесконечное, живое и одухотворенное, святое Он ищет в природе не столько становление, сколько бытие, с чем у него связан выбор вневременного измерения Ф. Гёльдерлин понимает, что коллизия между природой и людьми остается в любых исторических условиях первичной и наиболее всеобъемлющей, что отражено в его произведениях Каждый человек связан с природой во всей ее цельности и единстве Однако изначальная связь человека с природой утеряна, природа стала лишь материалом исследования, источником благ В горизонте этой проблемы анализируется стихотворение «Как в праздник » Целью развития человечества Ф Гёльдерлин видит воссоздание единства с природой, главную роль в котором должны играть поэты-пророки.

и толкование мира и жизни Ф. Гёльдерлин находит в фантазии мифа В поэзии он создает для себя мифический мир и в ней исполняет свое предназначение быть первоучителем Германии М Хайдеггер считает, что мифотворчество Ф. Гёльдерлина учреждает историю Отмечена роль Ф. Гёльдерлина в актуализации дионисийской составляющей в культуре античности, которую продолжил Ф. Ницше Через античность они выражают глубокие тенденции современности, которые часто принимают форму пророчества.

С отношением Ф. Гёльдерлина к природе и античности идейно связаны гражданственные мотивы в его творчестве проблемы идеального общественного строя, идеальной человеческой личности и назначения поэта. Он верил в возможность переустроить общество на основе свободы, братства, гармонии и красоты Любовь должна стать основой гуманного общества, в котором человек бы вновь обрел свою божественную сущность Важнейшим для Ф. Гёльдерлина является вопрос об идеальной человеческой личности, ее образовании и нравственном воспитании Прекрасный человек, в понимании поэта, должен быть поэтическим и религиозным Причем единственно истинной религией он считает любовь к красоте Ф. Гёльдерлин видит в человеческой жизни два аспекта свободу и единство Поэтому человеческую жизнь он понимает как «аномальный путь», разрывающийся между этими полюсами Задача объединения этих полюсов в собственной жизни есть задача обеспечения свободы признать наивысшее единство бытия Свобода является необходимым условием развития нравственности в человеке Ф. Гёльдерлин считает, что свобода неразрывно связана с необходимостью, заложенной в самой природе Законы, порожденные природой, не чинят произвол над человеком, так как они лежат в нем самом, поэтому новом они должны заменить юридические законы, навязанные властью извне Человеческое величие заключается в принятии необходимости и в любви к ней Истинная мудрость в добровольном подчинении судьбе Однако у Ф. Гёльдерлина архаическое понимание судьбы как того, что «суждено» и чего нельзя избежать, трансформируется в судьбу как предмет рефлексии и выбора Судьба мыслится как предназначение к творчеству

Истоки и смысл творчества Ф. Гёльдерлина, сущность поэзии и назначение поэта раскрываются при анализе пяти его высказываний о поэзии, которые выделил М Хайдеггер В связи с ними так же анализируются понятия «поэтического» и «непоэтического», назначение «поэтического жителя» В поэтике Ф Гёльдерлина раскрыта историческая сущность человека, учреждение его бытия в языке Так как вопрос об историчности - это вопрос о времени, то на основании некоторых высказываний Ф. Гёльдерлина анализируется опыт обретения чистого времени в праздности

Ф Гёльдерлин, более чем остальные поэты, посвящает себя поэсису как «производящему будущее говорению», поэсису как творческому свершению, изменяющему мир Поэтическая речь - это творящая речь, полагающая основание человеческого самоопределения В поэтическом слове Ф. Гёльдерлина раскрывается смысл творчества как фундаментальной деятельности человека

В третьем параграфе «Свобода как сущность человеческого бытия в философской мысли Ф. Шлегеля» анализируются философские сочинения Ф Шлегечя первого десятилетия XIX века, в которых его антропологическая концепция обретает онтологическое основание Опираясь на идеи Б. Спинозы, И. Канта и И. Г. Фихте, он стремиться преодолеть односторонность субъективного и объективного принципа и противопоставить им «целостность», заключающую в себе их тождество Ф Шлегель дает краткую дефиницию философии «познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней или, поскольку еще нет реальной завершенной философии, стремление к такому познанию»5 теорию природы (познание причин природы) и теорию человека (познание отношения человека к природе и его связи с ней) Идеализм Ф Шлегель считает единственным видом философии, находящимся на верном пути в попытке рассматривать духовное как высшее начало Но более правильно выводить первоначало философии не из познавательной способности, уточняет он далее, а из любви Это положение предваряет теорию Ф Шлегеля и одновременно является ее квинтэссенцией Единственно достоверным, обосновывающем все остальное, Ф Шлегель считает самосознание Решая антиномию самосознания, он выводит основное положение романтического мировоззрения бесконечное в конечном Ф Шлегель пытается снять различие субъективного и объективного, вводя понятие бесконечного я, которое есть единство индивидуального я и абсолютного я Внешние вещи, не являющиеся совершенно отличными от нас, рассматриваются как противо-я, как некое родственное нам ты С этим необходимо соединяется вера в пра-я, которое является высшим и всеохватывающим, а я - его производным Это объясняет, почему предмет кажется существующим вне и внутри нас Так как я бесконечно, то становление в мире — это становление я Идею становления Ф Шлегель считает подлинным основанием идеализма В человеческом сознании Ф Шлегель различает разум (страдательное мышление) и ум (свободное мышление) Разум связан с созерцанием, он подчинен законам вещей, тогда как ум деятелен и свободен Важнейшей способностью свободного мышления является воображение, которое представляет собой способность сужения и расширения я Воображение является основным источником способности поэтического творчества и ума. Творчество есть способность творить бесконечное многообразие и полноту мира, а ум их сводит в единство

Воображение и производные от него способности Ф Шлегель считает основанием гения Таким образом, бесконечная полнота и бесконечное единство принадлежат двум различным способностям (творчеству и уму, соответственно) Сущностью своей философии Ф Шлегель считает бесконечную полноту, которая является самым существенным в свободе я и в становящейся природы Ф Шлегель рассматривает продуктивные способности сознания человека чувство, воспоминание, предчувствие Их связывает и сочетает воедино ум Он придает им форму и приводит к совершенству Ум находится в связи как с бесконечным единством, так и с бесконечной полнотой, поэтому способен устранить недостаточность и разорванность человеческого сознания Ум - это понятие я мира Мировое я можно охарактеризовать понятиями свободы и становления, которые снимают абсолютную противоположность конечного и бесконечного Проблему сочетания свободы и закона, противоположности и единства в мировом я Ф Шлегель решает так Основанием всех законов является абсолютная божественная воля, которая и есть свобода, поэтому законы и противоположности преходящи на пути к цели, тогда как начало и конец всегда свобода и единство Ф Шлегель подчеркивает, что свобода является сущностью человека. Всем земным созданиям присущи два влечения к самосохранению и к обособлению У человека появляется третье, более высокое влечение - томление по утраченной свободе Ф Шлегель связывает цель человека с его способностью перейти в мир божественной свободы Человек в своем развитии должен преодолевать свою самость и индивидуальность, чтобы раствориться в любви и возвратиться в единство Единственная возможность позитивной свободы для человека заключается в любви и общности Идеи относительно свободы человека Ф Шлегель продолжает развивать в лекциях по философии жизни Ее предмет - внутренняя духовная жизнь человека во всей ее полноте, которая носит духовный и индивидуальный характер При этом дух человека постоянно трансцендирует себя, стремясь к высшей жизни Философия жизни мыслиться Ф Шлегелем как путь восстановления целостного сознания, в котором воля, ум и фантазия находятся в единстве В соответствии со способностями сознания имеются источники заблуждения Ф Шлегель считает, что средство от заблуждений следует искать в интимном соединении души с Богом, который есть источник единства истины и жизни В «Сигнатуре века» Ф Шлегель объясняет, что до сознания божества человек может возвыситься через три формы высшего чувства воспоминание вечной любви об утраченном рае, вдохновение и томление по бесконечному Нравственным долгом для человека является возвращение к Богу, к изначальному единству из которого он вышел Более всего этому способствует отказ от индивидуального в пользу целого через принятие божественной воли Только исполняя свой нравственный долг, человек обретает счастье и свободу

В четвертом параграфе «Романтическая ирония как принцип творчества и жизни» раскрывается сущность и специфика романтической иронии, очерчивающей горизонт отношений человека к миру и к самому себе В диссертации анализируется концепция иронии Ф Шлегеля В качестве основных источников романтической иронии рассматриваются философия И Г Фихте и ирония Сократа. В ходе сравнительного анализа романтической и сократовской иронии выявлено следующее сходство между ними они оперируют противоречиями между видимостью и сущностью в человеческом сознании и носят субъективный характер, представляя собой форму субъективной диалектики В остальном они существенно различаются Сократ, играя противоречиями в своих диалогах, никогда не превращал иронию в беспредметную игру Отличительной же чертой романтической иронии является поверхностность, игривость Возвышенная светскость и общительность сократовской иронии в романтической иронии превращаются в форму свободной деятельности субъективного духа, целью которого является он сам и его свобода Несистематическую, свободную диалогическую форму философствования Сократа романтики доводят до фрагментарности Противоречивость иронии Ф Шлегель наполняет метафизическим содержанием, в результате чего противоречие между видимостью и сущностью у него превращается в абстрактное противоречие между обусловленным и безусловным, конечным и бесконечным Исторические корни романтической иронии находятся так же в философии И Г Фихте Исходя из нее, романтики рассматривали иронию не только как принцип художественного творчества, но и как принцип жизни художника. И хотя часто иронию следует рассматривать применительно к эстетической области, следует учитывать, что Ф Шлегель поднял эстетику до высот метафизики Вся жизнь романтика рассматривалась как бесконечное творчество Однако утверждать безусловную субъективность иронии неправомерно Во-первых, в романтической иронии совмещается свобода и необходимость Во-вторых, Ф Шлегель в своей философской позиции склоняется к абсолютному идеализму В-третьих, в области человеческого духа ирония раскрывает свой диалектический характер в бесконечном самосозидании и самоуничтожении субъекта, что подразумевает самоограничение им самого себя

У романтической иронии есть свои сильные и слабые стороны Несерьезность иронии, возможность перерастания ее в крайнюю степень самовозвышения личности, самолюбование, придание объективной действительности качества лишь видимости делают ее крайне уязвимой для критики Помимо Г В Ф Гегеля, наиболее справедливую и развернутую критику романтической иронии дает С Кьеркегор Ирония отрицала наличную действительность, освобождая тем самым место для действительности, созданной ей самой, в чем проявлялась «чрезмерная, экзальтированная субъективность» Ф Шлегель наделил иронию безграничной властью, поэтому если она позволяла чему-то существовать или полагала что-либо, то уже заранее сознавала, что в любой момент может это разрушить или отменить Находясь за пределами действительности, ирония должна предложить нечто взамен ее, однако этим нечто оказывается только возможность А для реализации идеи необходимо бьггь укорененным в действительности, ведь сама эта реализация есть историческая действительность Стремление романтиков возвысить человека через иронию является иллюзорным, так как всегда иллюзорна «свобода от действительности», лежащая в основе эстетического принципа существования Разрыв между вымыслом и реальностью оказывается неустраним, в особенности, если фантазию не пытаются реализовать в действительности Таким образом, предложенная романтиками жизненная позиция делает существование человека заведомо трагичным

Принципы романтической иронии послужили основанием для создания концепции трансцендентальной поэзии, которая являлась воплощением романтической иронии в творчестве Трансцендентальная поэзия - это поэзия, возвышающаяся до художественной рефлексии, до самосозерцания В теории трансцендентальной поэзии Ф Шлегель требует от поэта, чтобы одновременно с изображением он рефлектировал по поводу условий изображения В параграфе отмечено, что широко употребляемое в современной науке понятие метатекста своими истоками восходит к идее «трансцендентальной поэзии»

который они распространяют на все области духовной деятельности человека. Не ограничиваясь значением творческого приема, ирония свидетельствует о незамкнутости, открытости всякой сущности Человек, наделенный ироническим мироощущением в высшей степени свободен, так как выступает универсальным творцом своей личности и окружающего его мира. Таким образом, романтическая ирония дает человеку бесконечные возможности самосозидания, которые, однако, могут обернуться бесконечным самоотрицанием

В заключении подводится итог проведенному исследованию, намечаются контуры дальнейшей работы

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАКМОиН РФ:

«Философские науки» -2006 -№4 -С 158-164 (0,5 п л)

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

2 Проблема человека в творчестве Новалиса // Философия Наука. Культура. Вып 6 Сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ М Изд-во МГУ, 2004 С 54 - 62 (0,54 п л)

3 Трагедийное начало романтической мысли Ф Ницше // Философия Наука. Культура. Вьгп 2 Сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ М Изд-во МГУ, 2005 С 83 - 100 (1,2 п л)

4 Свобода как сущность человеческого бытия в философии Ф Шеллинга // Человек в современном мире Очерки философской антропологии Вып 1 Сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ Калуга. Изд-во «Эйдос», 2006 С 59-75 (0,96пл.)

(0,3 пл)

Примечания.

2. Viatte A Les sources occultes du Romantisme Illuminisme - theosophie (1770-1820) En 2 t - Pans Libr Honore Champion, 1965-1969 - (Bibl de la Revue de littérature comparée) T 1 Le Preromantisme - 1969 -331 p T 2 La génération de l'Empire - 1965 - 332 p, Перцев В H Немецкое масонство в XVIII в // Масонство в его прошлом и настоящем В 2-х т — M «Задруги», Издание К Ф Некрасова, ИКПА, 1991 — T 1 -256 с

3. Там же С 108-109