Приглашаем посетить сайт

Иванова Е. Р.: Литература бидермейера в контексте культуры XIX века

Е. Р. Иванова

(Орск)

ЛИТЕРАТУРА БИДЕРМЕЙЕРА
В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

Мировая литература в контексте культуры:
cб. cт. по материалам Междунар. науч. конф. (12 апр. 2008 г.) и Всеросс. студ. науч. конф. (19 апр. 2008 г.) /под ред. Н. С. Бочкаревой; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008.

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r66294/Sbornik_2008.pdf

Термин «бидермейер», связанный с именем вымышленного литературного персонажа Готтлиба Бидермейера, проделал долгий путь, прежде чем стал многозначным научным термином. Немецкими учеными он был признан сравнительно недавно.

В отечественной науке сегодня термином «бидермейер» чаще всего обозначается стиль искусства, расцвет которого приходится на середину XIX в. (Д. С. Лихачев, В. Г. Власов, Д. В. Сарабьянов, Ю. Б. Демиденко, В. Г. Бранский, Е. Д. Федотова и др.).

Характерно, что литература почти не включается учеными в круг явлений, определяемых данным понятием, в то время как немецкие исследователи связывают «бидермейер» прежде всего с литературой, в которой раньше, чем в других видах искусства, были сформулированы идеологические приоритеты этого явления, получившие затем свое осязаемое воплощение в интерьере и живописи (П. Клукхон, В. Битак, Ф. Й. Шнайдер, Г. Вейд, Ф. Сенгле и др.). Это становится более очевидным при выявлении истоков бидермейера в немецкой культуре XVIII в.

Изучение вопроса показало, что при всей своей идеологической общности и взаимосвязи бидермейер как стиль искусства и литературный бидермейер – явления, различные по масштабу. «Литературоведческое и искусствоведческое понятия «бидермейер», – очень верно отмечает А. В. Михайлов, – раз возникши на свет, не могли и не могут не взаимодействовать, взаимоотражаться, тем не менее их отличает разная степень обобщенности [...] Живопись эпохи (бидермейера. – Е. И.) в целом куда «усредненнее» многоликой и разбросанной по стилям, темам, мировоззренческим тенденциям литературы»1. В силу этого представить четкую картину литературного бидермейера гораздо труднее, чем продемонстрировать приметы единого стиля «бидермейер» в живописи или прикладных видах искусства, тогда как идеология бидермейера позволяет объединить писателей, связанных с различными литературными традициями.

В отечественном литературоведении интерес к бидермейеру возник сравнительно недавно, причем литература обычно оказывается вне рамок упоминаний об этом явлении. Думается, что камерность, минимализм и аполитичность литературы бидермейера не позволяли всерьез рассматривать ее наравне с выдающимися масштабными явлениями мировой литературы. Лишь в 2003 г. в новой «Литературной энциклопедии терминов и понятий» появилась словарная статья «Бидермейер», в которой он определяется аморфной дефиницией «понятие», а относительно литературных произведений говорится о «литературе эпохи бидермейера»2.

Сегодня можно говорить о новой волне интереса к бидермейеру в различных сферах его проявления. Более того, все чаще в работах зарубежных исследователей высказывается мысль о распространении традиций бидермейера, возникшего на немецкой культурной почве, на литературу других стран. Однако для того, чтобы согласиться или оспорить подобные идеи, необходимо на основе анализа художественных произведений литературы бидермейера определить доминирующие черты явления.

Немецкий бидермейер, всегда оставаясь довольно закрытым от влияния из вне, не оказывал воздействия на литературу других стран. Схожие черты: культ дома, семьи, внимание к радостям бытия и т. п. – объясняются тем, что все это представляет единые общечеловеческие ценности, однако пути их достижения, их идейная наполненность значительно отличаются.

Черты бидермейера, характерные для немецкой литературы 20–50-х гг. XIX в., начали проявляться уже в XVIII в. Бюргерская драма, традиции тривиальной литературы, сентиментализм во многом оказали воздействие на тематику, идейную направленность и художественные особенности этого литературного течения. Таким образом, еще в XVIII в. литература бидермейера была связана с культурны контекстом эпохи.

Эту мысль высказывают многие современные исследователи. К. Симон отмечает, что «корни (einzelne Wurzel) бидермейера латентно существовали уже в конце XVIII в.»3 Ф. Сенгле видит в бидермейере «восстановление предклассической и предромантической наивности творчества»4. По мнению А. В. Михайлова, в нем «воскрешаются, обновляются, оживают […] эстетические идеалы рококо и сентиментализма»5 «В Германии, – пишет исследовательница, – подобные настроения... проявились как реакция не на романтизм, а на штюрмерство. В ХIХ в. возникла, если можно так сказать, вторая волна бидермайера (транскрипция автора – Е. И.)»6. Л. Н. Полубояринова, говоря о немецкой литературе 1815–1848 гг., пишет, что одна из ее ключевых черт – «обращение к культурным ценностям XVIII в.

Многие важные качества художественной словесности Просвещения, интенсивно опровергавшиеся романтиками на рубеже XVIII–XIX вв., теперь вновь становятся актуальными, „реставрируются“»7. Основоположник литературоведческой концепции бидермейера П. Клукхон, считая бидермейер преемником романтизма, вместе с тем подчеркивает, что он «наследует традиции всего немецкого литературного движения»8. О связи бидермейера со штюрмерством говорят З. Троицкий и В. А. Луков. Т. Юрченко видит в бидермейере «возвращение к эмпиризму и рационализму Просвещения»9. Знакомство с произведениями писателей этого литературного течения, с живописью мастеров бидермейера, поиски исходных стилевых моделей в бидермейерском интерьере показывают, что тенденции бидермейера прослеживаются уже в искусстве XVIII в. Этому немало способствовала аналогичность общественно- исторических условий в Германии ХVIII и ХIX столетий.

Ф. Сенгле отмечает, что расцвет бидермейера в середине ХIХ в. объясняется схожестью политических и общественных черт двух названных периодов, однако исследователь ограничивается только констатацией этого факта, не рассматривая многочисленные «нити», которыми бидермейер XIX в. связан с XVIII в.10 Анализ общественно- политической ситуации XVIII и XIX вв. в истории Германии действительно доказывает их схожесть. Не случайно историческая эпоха, в которую бидермейер достигает своего расцвета, называется Реставрация.

Это была политика, направленная на восстановление дореволюционного состояния общества: предполагалось возвращение дворянско- монархических сословных привилегий, повышение роли духовенства, подавление либеральных движений, что было характерно для Германии середины XVIII в. Таким образом, XVIII в. воспринимался и оценивался немцами как время гармоничного состояния, нарушенного Французской революцией11.

–1763), когда прусский король Фридрих II разрушил иллюзии бюргерства о гражданском равноправии, вполне схожа с той, что определяла положение третьего сословия в Германии после окончания наполеоновских войн и решений Венского конгресса (1815). Мало что изменилось и в административном устройстве страны, которая оставалась по- прежнему раздробленной и не имела единого политического и культурного центра. В XVIII в. это способствовало формированию бюргерской идеологии, которая легла в основу культуры и литературы третьего сословия, а в XIX в. бюргерская культура, пережив потрясения Французской революции, наполеоновские войны и противостояние романтизму, вновь оказалась в благоприятных для нее условиях и дала новый импульс для развития бидермейера. Все это создало условия для преемственности бидермейером культурных традиций XVIII в., которая проявляется в различных областях искусства и прежде всего – в литературе.

Вместе с тем разговор о бидермейере невозможен без обращения к живописи, интерьеру и прикладным видам искусства, ставшим его зримым во-площением. Поэтому параллели между литературой и искусством бидермейера позволяют увидеть общие черты, проявляющиеся в разных видах искусства (живопись, интерьер, музыка, мода). Живопись бидермейера изначально была неразрывно связана с традициями современного прикладного искусства: интерьер из бюргерских домов переместился на полотна. Так зримо представлен переход в развитии культуры бидермейера от стиля мебели к изобразительному искусству. Обретя наибольший размах и определенность, бидермейер как художественный стиль живописи распространяется на группу прикладных искусств, участвующих в организации предметно-пространственной среды обитания человека. К таким видам искусства, помимо мебели, относятся одежда, посуда. Музыка бидермейера из концертных залов дворянства перекочевала в дома бюргеров, ее камерность соответствовала исполнению в небольшом пространстве частного дома.

Известно, что литературный процесс Германии ХIХ в. традиционно представляется как формирование и развитие двух относительно самостоятельных художественных систем – романтизма и реализма. Сложившееся в отечественном литературоведении представление о немецкой литературе XIX в. основано на изучении ее «вершинных» достижений. Бесспорные достижения в сфере художественного творчества таких писателей, как И. В. Гете, Ф. Шиллер, Новалис, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне и многих других, подняли литературу Германии на новый уровень в освоении действительности, вызвали резонанс в литературной жизни Европы. Однако данный подход к изучению литературного процесса оставляет без внимания множество второстепенных явлений, составляющих «периферийные» области в развитии литературы, одним из которых является литература бидермейера, ставшая в 20–50-е гг. XIX в. значительным явлением в культурной жизни Германии.

—————

1 Михайлов А. В. Проблемы анализа перехода к реализму в литературе XIX века / А. В. Михайлов // Языки культуры. М.: «Языки русской культуры», 1997. С. 85.

«Интелвак», 2001. Стб. 87.

3 Simon K. Biedermeier in der bildenden Kunst / К. Simon // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. Bd. 13. Halle, 1935. S. 85.

4 Sengle F. Biedermeierzeit. Deutsche Literatur im Spanungsfeld zwischen Restauration und Revolution 1816- 1848: in 3 Bd. / F. Sengle. Stuttgart, 1972-1980. Bd. 1. S. 89.

5 Михайлов А. В. Обратный перевод: Русская и западно-европейская культура. Проблемы взаимосвязей / А. В. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 340.

6 Макарова Г. В. Актерское искусство Германии: роли, сюжеты, стиль. Век ХVIII – век ХХ / Г. В. Макарова. М., 2000. С. 74.

–1848 годы) / Л. Н. Полубояринова // История западноевропейской литературы. XIX век: Германия, Австрия, Швейцария. СПб.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 72.

8 Kluckhohn P. Biedermeier als literarische Epochenbezeichnung / Р. Kluckhohn // Begriffshestimmung des literarischen Biedermeier, Darmstadt, 1974. S. 66.

10 Sengle F. Biedermeierzeit. Deutsche Literatur im Spanungsfeld zwischen Restauration und Revolution 1816-1848: in 3 Bd. / F. Sengle. Stuttgart, 1972–1980 Bd. 1, 1872. S. 118.

11 См.: Шмидт Й. Краткий очерк всеобщей истории от Венского конгресса (1815) до основания Германской империи (1817) / Й. Шмидт // Немецкая литература между романтизмом и реализмом (1830- 1870): тексты и интерпретации / сост. проф. Й. Шмидт, проф. А. Г. Березина. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2003. С. 763.