Приглашаем посетить сайт

Ионкис Г.: Проза немецкой периферии на рубеже ХIХ-ХХ веков

Грете Ионкис (Кёльн)


ПРОЗА НЕМЕЦКОЙ ПЕРИФЕРИИ
на рубеже ХIХ-ХХ веков


http://www.nord-inform.de/modules.php?name=News&file=article&sid=948

Искусcтво fin de siecle на рубеже XIX и XX веков, символизм в частности, – искусство элитарное. Чем же «питался» в эту пору рядовой читатель? Какие книги увлекали его?

В конце ХIХ в. в Германии не было писателей большого масштаба, равных талантам Э. Золя или Т. Гарди. Примерно от середины века и до его конца длилась эпоха так называемого поэтического реализма, предполагавшего синтез реального и идеального. Однако это не был взгляд сквозь розовые очки. Немецкий реализм вобрал в себя пессимистический дух своего времени, чувство невозвратимой утраты былого, которое из отдаления казалось куда как привлекательным, он вобрал романтическое неприятие новых, циничных форм жизни и новых её хозяев. Немецкий реализм вырастил на своей почве так называемую литературу периферии.

Создатели Heimatliteratur сосредоточились на жизни родной стороны, своей малой родины. Это литературное явление было неоднородным: рядом с «истинными реалистами» действовали псевдоромантики. Единой эстетической программы литература провинций не имела. Её кредо складывалось из активного неприятия экономической и социальной политики кайзера, противостояния эстетике натуральной школы и агрессивной позиции по отношению к модерну.

«прусскому пути»

Объединение немецких земель в 1871 году не могло мгновенно покончить с последствиями многовековой раздробленности – пестротой законодательств, обычаев, диалектов. Ранее самостоятельные Тюрингия, Саксония, Бавария и другие земли, сохранив определённую автономию, стали восприниматься как периферия. Повсеместное насильственное внедрение «прусского духа» вызвало «этнографическую» реакцию со стороны провинциалов.

Германия не просто встала на путь капиталистической индустриализации, но по темпам промышленно-экономического развития опережала Англию и Францию в 3-4 раза. Началось наступление «грюндеров» (Gründer – учредитель), основателей различных крупных индустриальных предприятий, компаний и банков. Множились новые промышленные районы и торговые центры. Тон задавал Берлин.

«Долой Берлин!» – восклицали поборники литературы родной стороны, изображавшие в своих произведениях хутор, деревню, небольшое селение. Основная тенденция «литературы родной стороны» заключалась в том, чтобы защитить крестьянина и мастерового от моральной угрозы, которую нёс в себе капиталистический город, где, как они считали, преданы забвению национальные нравственные ценности: добропорядочность, трудолюбие, семейственность, законопослушание, страх божий.

Всех писателей этого направления отличал яростный антиурбанизм (город обличался как вместилище материализма и порока). Одни были сильны как дотошные бытописатели, другие романтизировали крестьянство и сельский уклад. По сути, это была культурная, политическая и социальная оппозиция «прусскому пути» вновь созданного государства. Крупные сельские хозяева (в том числе и прусское юнкерство) и тесно связанные с землёй маленькие города со сложившимся вековым укладом, т. е. 80 % населения новой империи, сопротивлялись индустриально-банковской политике.

защита патриархального уклада у многих писателей, выражавших настроения оппозиции, странным образом уживалась или сочеталась с явно шовинистическими идеями.

Ставка на силу

Характеризуя Второй рейх, мощь и силу которого ковал «железный канцлер» Бисмарк, Томас Манн в большом эссе «Германия и немцы» утверждал: «Империя Бисмарка не имела ничего общего с демократией, а значит, и с нацией в демократическом смысле этого слова. Она была бронированным кулаком, она стремилась к европейской гегемонии; несмотря на всю свою современность и трезвую деловитость, империя 1871 года апеллировала к воспоминаниям о средневековой славе, об эпохе саксонских и швабских властителей». Т. Манн верно подметил средневековые «идеалы» германских правителей.

Молодой кайзер Вильгельм II, отправив в отставку противника военных авантюр Бисмарка, последовательно поддерживавшего «европейское равновесие», в 90-е годы уже энергично бряцал оружием. «Мы, немцы, – соль земли», – внушал он своим подданным мысль об исключительности и особой миссии Германии.

Всплеск псевдоромантических настроений в немецком обществе на рубеже веков проявлялся не только в идеализации патриархальной старины. Романтиков «нового разлива» отличало томление (о этот неясный Sehnsucht!) по новому миру и идеализация насилия, которое якобы одно способно помочь этот новый мир построить. Целая когорта писателей, имена которых сегодня забыты, воспитывала волю к борьбе, внушала, что приспело время дать шанс силе, воспевала примитивные страсти в противовес интеллекту, призывала к «прыжку во тьму» и готовила немецкую нацию к войне.

«народной души», выразителем призыва «кровью защищать свою землю», возвратить Германии былое величие. Он стал предвестником пропагандистского лозунга нацистов: Blut und Boden (кровь и почва).

«Старик Фонтане»

- так назвал Т. Манн в 1910 году своё эссе, посвящённое писателю, который, имея в предках французов, не знал их языка, зато был влюблён в немецкую глубинку. Самый значительный немецкий прозаик той поры, Теодор Фонтане (1818-1898) оказался пионером Heimatliteratur: 20 лет писал он «Странствия по Бранденбургскому краю» (1862-82), но лучшие вещи создал под старость и среди них – роман «Эффи Брист». В нём ему удалось сочетать повествование о частной человеческой жизни и критику общественных условий.

Немолодой барон фон Инштеттен, в прошлом – офицер, в будущем – министр, женится на 20-летней Эффи Брист. Любит ли он её? Прежде всего он озабочен воспитанием Эффи, пристально следя за тем, чтобы она не совершила поступка, который бы скомпрометировал его в глазах светского общества. Инштеттен 20 лет назад сватался к матери Эффи, но был отвергнут. Брак с дочерью бывшей возлюбленной – своего рода реванш.

Эффи чувствует холодность и подозрительность мужа. Первые годы после брака они живут в небольшом городке на берегу Балтийского моря, где все знают друг друга и где она остро ощущает своё одиночество. Неопытная Эффи становится жертвой местного ловеласа. Муж узнаёт об адюльтере спустя несколько лет, когда они уже живут в Берлине. Он не испытывает мук ревности, он даже удовлетворён тем, что Эффи, уронив себя, дала ему право мстить ей и её семье. Он убивает на дуэли соперника, изгоняет Эффи, лишив права воспитывать ребёнка. Родители Эффи тоже отказываются принять опозорившую себя дочь. Ей остаётся лишь умереть.

– не роковой злодей. Страсть как таковая ему вообще чужда, но бесстрастны все герои, включая Эффи. Фонтане угадал и раскрыл своеобразный прусский характер, который стремится возвыситься за счёт слабости других. На заднем плане постоянно, хоть и незримо, присутствует Бисмарк. Роман из «частной жизни» является одновременно и романом об обществе, о времени, об эпохе. По мнению Т. Манна, именно благодаря этому Фонтане удалось повернуть немецкий роман к европейской литературе. Умению живописать и поэтизировать обыденную жизнь бюргерства учился у Фонтане создатель «Будденброков».

В журнале «Хаймат» («Родина») Фонтане незадолго до кончины писал, что «модерн – это эпидемия, разрушающая здоровье нации», а реализм «противостоит новому типу культуры, декларирующему ревизию всех духовных ценностей, пропагандирующему освобождение индивидуального сознания от всех норм морали».

Достижения реалистической провинциальной литературы

К «истинным» реалистам рубежа веков периодика причисляла баварца Людвига Тома, знатока Померании Ганса Хоффмана, Клару Фибиг, писавшую о Рейнландии и Восточной Пруссии, Рудольфа, Феликса и Рикарду Хух, которую Т. Манн назвал «первой дамой Германии», происходивших из Брауншвейга, а также их отца Фридриха Хуха, шваба Эмиля Штрауса, Тимма Крёгера и Германа Лёнса из Северной Германии и многих других.

Широко представленная в их книгах «деревенская тема» диктовала жанровую специфику – роман, рассказ, повесть. Сильной стороной их прозы являлась суровая действительность, вторгающаяся в судьбы героев. Большое место в творчестве писателей провинций занимали сюжеты из городской жизни, рассказывающие о социальном расслоении в маленьких городах с полусельским укладом. Героями этой прозы были учителя, лавочники, ремесленники, покинувшие родные «гнёзда» крестьяне.

«деревенщики», тесно соприкасавшиеся с крестьянским бытом и средними слоями, а некоторые сами вышедшие из села, остро чувствовали сложившуюся на изломе веков манеру поведения и общения своих персонажей.

Защитным покровом для ущемлённого достоинства и гражданской неполноценности стала ирония. Юмор – важнейший элемент мировоззрения поэтических реалистов. Юмор – это знание о том, что трещина, расколовшая сознание и мир современников, разрушила также мир старых ценностей. Юмор является как бы ощущением этого раскола, а печаль, меланхолия – его эмоциональным переживанием. Сентиментальность, элегическая тональность, как и юмор, – это форма негативного отношения к современности и одновременно способ её «просветления».

Заметное место среди писателей, темы которых ограничены своим краем, регионом, занимает Фриц Рейтер, писавший на местном диалекте о Мекленбурге. Основное его произведение – трилогия «Из времён французского нашествия», «Годы пребывания в крепости», «Среди крестьян». В ней без иллюзий изображена современная жестокая жизнь деревни.

Большой популярностью в первые десятилетия ХХ в. пользовались романы Л. Тома. Тиражи его книг доходили до 50 тысяч экземпляров. Читателей привлекала далёкая от сентиментальности реалистическая манера. Писатель не идеализировал своих героев, среди которых были болтуны и сутяги, драчуны и трусы. Его баварцы отличались крепким кулаком и «лужёной глоткой», упрямством и жаждой наживы. Коллективный портрет баварского крестьянства он создал в романах «Андреас Фест», «Вдовец», «Грубиян».

Писатели провинций не без влияния Достоевского открыли для немецких читателей тему «маленького человека». В прозе К. Фибиг («Бабья деревня», «Сын своей матери»),

«От весны к весне», «Истории верхней Померании») маленький человек обрёл социальную реальность и трактовался как жертва системы. Осталась в прошлом авторская интонация сочувствующей жалости. В произведениях Тома, Рикарды Хух, а позднее Фаллады и Франка большое значение приобрёл психологический аспект –раскрытие душевного настроя, нравственных метаний героя.

«Друг Гейн» показал, как гимназия с её официальной системой воспитания верноподданных доводит свои жертвы до самоубийства. К тому же финалу пришёл, испытав на себе школьную и монастырскую муштру, герой ранней повести Германа Гессе «Под колёсами». Углубляясь в сферу переживаний своих героев, нарушая сложившуюся традицию не вторгаться в глубины психики, описывая страдания юных жертв муштры, писатели расширяли и углубляли диапазон своей прозы.

Ганс Хоффман, великолепный стилист, сотрудничал с карикатуристом Вильгельмом Бушем, рисунки делали более зримым образ жизни персонажей: вечно злобствующих чиновниц, спесивых филистеров, обленившихся пасторов. Основную роль в сюжетах рассказов Хоффмана играли не мелочные или случайные события, а спроецированные на затхлое провинциальное общество главные проблемы времени.

Творчество писателей провинций ныне мало известно, такие вершины, как Г. Гессе, Т. Манн, возвышаясь над окружающим пейзажем, прежде всего бросаются в глаза. Но ведь между ними простираются плодородные долины, которых нельзя миновать. Мы попытались бросить лишь беглый взгляд на них.