Приглашаем посетить сайт

Ионкис Г.: "Молодая Германия"

Грете Ионкис

«МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ»

Partner-Nord №55 9/2007
&file=article&sid=670

В финале поэмы «Германия» Гейне обращался к молодежи с надеждой:

И новое племя растет теперь
Без всяких грехов, лицемерья,
Свободна их радость, свободен их дух...

Насколько оправдались его ожидания? В 1830-x гг. в Германии под влиянием Июльской революции во Франции возникла группа писателей и журналистов, выражавшая оппозиционные антифеодальные настроения. Она получила название «Молодая Германия».


Приметы перемен

В 1830-40-x гг. в Германии оживилось общественное движение. Имели место волнения и уличные беспорядки в Берлине, Гамбурге, Дрездене, Франкфурте-на-Майне. Раскрепощению сознания во многом способствовала философия Гегеля, который утверждал идею постоянного диалектического развития общества. Материалист Людвиг Фейербах доказывал, что религиозные представления созданы исключительно человеческой фантазией. Выдающийся ученый Александр Гумбольдт в фундаментальных трудах «Космос», «Картины природы» представил полный свод новых знаний о Земле и Вселенной.

Происходят существенные перемены и в литературном процессе Германии. Поэты нового поколения озабочены неблагополучием человека в условиях феодального произвола. Поэзия обретает новое качество – тенденциозность. Эстетические критерии, столь важные для романтического поэта, отступают в сторону. Главное теперь – выражение протеста и энтузиазма, стремление вызвать у читателя эмоциональный подъем и активное действие. Немецкий демократический читатель 1840-x гг. приветствовал эти перемены.

В группу вошли не связанные организационно Карл Гуцков (1811 - 78), Лудольф Винбарг (1802 - 72), Генрих Лаубе (1806 - 89), Теодор Мундт (1808 - 61), Густав Кюне (1806 - 88). Лишь раз, осенью 1834 г., они собрались во Франкфурте-на-Майне, после чего в печати стало появляться название «Молодая Германия».

Гуцков и его единомышленники ратовали за демократические свободы, сословное равенство и веротерпимость. Художественное творчество рассматривалось ими как средство пропаганды либеральных идей. Их эстетические взгляды выразились в лекциях и работах Винбарга «Эстетические подходы» (1835), Лаубе «Современные характеристики» (1835) и Мундта «Искусство немецкой прозы» (1837). Прозу они предпочитали поэзии, считая, что роман более достоверно отражает современную действительность.

Младогерманцы сотрудничали с немецкой печатью: Лаубе в 1834 г. стал редактором лейпцигской «Газеты для любителей изящного», Гуцков тогда же редактировал «Форум журнальной литературы», а позже – гамбургский «Телеграф», где сотрудничали все младогерманцы и молодой Ф. Энгельс.

Лидером и идейным вождем младогерманцев считался Людвиг Берне (1786 - 1837). Вождь был настроен сверхрадикально, его кумиром был Марат. Сын франкфуртского банкира, учившийся вначале медицине, Берне стал известным журналистом. Как и Гейне, он принял крещение. Как и Гейне, покинул Германию в 1830 г. и умер в Париже.

Берне – свобода. Она для него – главное условие развития личности.

Гейне, давший объективную оценку Берне как представителю породы мелкобуржуазных радикалов, свою книгу «Людвиг Берне» (1840) начал с признания: «Берне был патриот от головы до пят, и Германия была его безраздельной любовью. Да, этот человек был великий патриот, пожалуй, величайший, всосавший с молоком мачехи-Германии и самую жгучую жизнь, и самую горькую смерть! (…) Жизнь вдали от отечества стала для него настоящей пыткой, и не одно злое слово в его произведениях было вызвано этой мукой. Кто не знал изгнания, тот не поймет, как ярко оно окрашивает наши муки и какой яд, какую тьму оно вливает в наши мысли». Гейне писал о Берне, но сам также мучился любовью к мачехе-Германии.

Берне поощрял младогерманцев бороться с общественным злом средствами прозы. Первым политическим произведением младогерманцев стал цикл романов Лаубе «Молодая Европа» (1833 - 37). Наиболее талантливым прозаиком и драматургом среди них был Гуцков. Ярый республиканец, Гуцков искренне привержен демократическим идеям, однако народ, в его мнении, – «слепая, непросвещенная масса». В его ранней новелле «Письма безумного к безумной» (1831) отражена позиция немецкого интеллигента, который страшится бурлящих масс и вместе с тем уже разуверился в собственной романтической исключительности. «Письма эти сумбурны, как наше время», – резюмировал автор.

Скандальный успех имел роман Гуцкова «Валли сомневающаяся» (1835), сюжетом напоминающий «Люцинду» Ф. Шлегеля. Большой поклонник Жорж Санд, Гуцков хотел превратить свою героиню в «Лелию в немецком одеянии». Преступив законы условной морали, отрешившись от религии, Валли не в силах побороть привитых ей с детства принципов и кончает с собой. С критикой этого романа в штутгартском «Литературном листке» выступил Вольфганг Менцель, обвинив автора в забвении христианских ценностей и в политическом бунтарстве. Он намекал, что организация «Молодая Германия», состоящая якобы в основном из евреев, опасна для существующего порядка. По существу, это был донос. В ноябре 1835 г. «Молодая Германия» и якобы причастный к ней Гейне были запрещены указом прусского министра внутренних дел, а 10 декабря Союзный сейм принял решение, не только запрещающее распространение произведений младогерманцев и Гейне, но и упоминание их имен в печати.

Гуцков, единственный из всех, оказался в Мангеймской тюрьме, где провел три месяца. Держался он с большим достоинством. «Искре, которая горит во мне, я не хочу дать потухнуть. Мыслить и искать я буду, как и прежде» – это строки из его тюремного дневника.

Генрих Гейне вначале с сочувствием отнесся к деятельности младогерманцев: «С «Молодой Германией» в целом я никак не связан; слышал, что они поместили мое имя среди сотрудников своего нового «Обозрения», на что я никогда не давал согласия. Но молодые люди, конечно, будут иметь во мне крепкую поддержку».

В письме Генриху Лаубе (от 23 ноября 1835 г.) Гейне идет дальше: «Заклинаю вас всем, что вы любите, если и не встать в войне, которую сейчас ведет «Молодая Германия», на ее сторону, то соблюдать, по крайней мере, по отношению к ней весьма благоприятствующий нейтралитет и ни единым словом не задевать молодежь».

«Романтической школе» (1836) он писал: «Они не хотят различать между жизнью и писательством, никогда не отделяют политики от науки, искусства от религии и одновременно являются художниками, трибунами и апостолами».

Однако молодежь не доросла до понимания широты Гейне. Младогерманцы, считавшие себя великими реформаторами этики, заимствовали у сен-симонистов учение о «третьем завете», который якобы придет на смену Ветхому и Новому и оправдает и дух, и плоть человеческую. Но стоило Гейне опубликовать в Париже циклы любовных стихотворений, назвав их женскими именами, как младогерманцы всполошились: стихи полны эротики, да этот Гейне – распутник! И вот уже Гуцков шлет ему увещевательное письмо (от 6 августа 1838 г.), где предупреждает поэта, что этими стихами он погубит свою репутацию у немцев. Свое «дружеское послание» Гуцков вскоре опубликовал в «Телеграфе», движимый противоречивыми желаниями: отмежеваться от «распутника» и в то же время спасти его из бездны греха, но главное – воспрепятствовать публикации стихов на родине.

«бескорыстную ненависть» к своему великому земляку Гете; Гейне же, хотя и считал, что эстетическая эпоха Гете кончилась, отдавал дань Олимпийцу и защищал его от нападок тех, кого считал шавками рядом с автором «Фауста».

Но главная причина их расхождений была куда глубже: Гейне выступал против уравнительства, которое столь импонировало Берне и его сторонникам, разоблачал «нищету философии» мелкобуржуазного социализма, претензии на диктаторство. Он высмеял опасность насильственного уравнительства (поэма «Атта Тролль», 1843), и ему не простили.

Сила и слабости

Накануне революции 1848 г. в Германии выдвигается группа поэтов, которые посвящают себя целиком освободительной борьбе пролетариата. Зачинателем новой революционной поэзии выступил Георг Гервег (1817 - 75). Его первый поэтический сборник «Стихи живого человека» (1841) имел невиданный успех: стихи штурмом взяли немецкие сердца. Страстные призывы к борьбе во имя освобождения человечества находили широкий отклик у всех недовольных существующим порядком.

Среди стихотворений сборника выделялась «Песнь о ненависти». В традиционной немецкой лирике утверждалось, что путь спасения лежит через радость, мир и моральное единение человечества. Гервег первым заговорил о социальном антагонизме и воспел ненависть.


Чрез горы и овраги,
Целуйте жен в последний раз,
Да и берись за шпаги!
Мы их не выпустим из рук,

Уже любить нам недосуг,
Мы ненавидеть станем!

(Пер. Б. Пастернака)

Гервег как личность был весьма противоречив. Благородный энтузиазм уживался в нем со склонностью к бессмысленному риску. Чего стоил его авантюрный поход, когда, сформировав в 1848 г. в Париже «Немецкий демократический батальон» из шести тысяч добровольцев-эмигрантов, он повел его на Берлин учреждать республику! Поход закончился трагически. Гервег чудом уцелел.

«Былом и думах» А. И. Герцена, личную жизнь которого Гервег едва не разрушил.

Фердинанд Фрейлиграт (1810-76) вступил в поэзию одновременно с Гервегом. Поначалу он воспевал экзотику заморских стран. Гейне иронизировал над его стихами. Однако прусский король пожаловал поэту пенсию. Перейдя на революционно-демократические позиции, он выпустил в 1846 г. сборник политических стихов под многозначительным названием «Са ira» – «На фонарь!» (это первые слова революционной песни французских санкюлотов). В стихотворении «Снизу вверх» он изображает прогулку короля на корабле, плывущем по Рейну. А внизу, в машинном отделении, «своей мозолистой рукой железо держит кочегар». Он-то и обращается к властелину:

Как государство – пароход. Здесь в роскоши везут тебя!
А там, внизу, в нужде, во тьме, в труде приравненный к рабу,
Поддерживаю я огонь и сам кую свою судьбу –

Ведь все зависит от меня: лишь поворот руки один –
И роскоши твоей конец, и ты падешь с твоих вершин!

Конкретной ситуации поэт придает символический смысл: верхняя палуба и кочегарка олицетворяют социальные верхи и низы.

Фрейлиграт вошел по приглашению Маркса в состав редакции «Новой Рейнской газеты». В эту пору он написал известное стихотворение «Мертвые – живым», в котором жертвы уличных боев – «кровавый мартовский посев свободы» – взывают к тем, кто должен продолжить битву, завещают им свой «пылающий, как маки, красный гнев».

«первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата». Союз с Энгельсом, под руководством которого Веерт изучал политэкономию, философию и историю, знакомство с Марксом, который привлек его к сотрудничеству в «Новой Рейнской газете» (Веерт взял на себя фельетон), имели большое значение для формирования его как политического поэта. В сатирических стихах он был близок Гейне. Как и Гейне, он откликнулся на восстание силезских ткачей.

Накануне революции 1848 года Веерт, как и Гервег и Фрейлиграт, пережил творческий подъем, а после поражения – разочарование и творческий спад.

Тенденциозная поэзия в целом не стала значительным явлением искусства. Именно Гейне, которому было близко стремление тенденциозных поэтов пробудить обывателя от спячки, от вековой закоснелости, лучше других подметил ее слабости: абстрактная восторженность, ходульные образы, сплошь патетические восклицания. «В политическую, по преимуществу, эпоху редко возникает чисто художественное произведение», – писал Гейне незадолго до смерти. Он оказался прав.