Приглашаем посетить сайт

Чернова И., Сергеев В. А.: Мотив жестокости в немецкой литературной сказке

И. Чернова, В. А. Сергеев

МОТИВ ЖЕСТОКОСТИ В НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ
(на примере цикла сказок В. Гауффа "Караван" 1825 г.)

Взгляд молодых. Сборник научных трудов.
Казанский государственный университет, Казань, 2003.

http://www.ksu.ru/f10/publications/2003/rsf_molodye.php?sod=0

Нельзя представить себе классическую немецкую литературу без имени Вильгельма Гауффа, который сумел объединить в своём творчестве традиции мировой художественной культуры с современным ему состоянием общества. Удивительно, но все его произведения созданы менее чем за три года, и созданы очень молодым человеком, не успевшим приобрести ни жизненного опыта, ни мастерства (1802-1827).

Нам показалось интересным провести исследование проблемы брутальности в первом цикле сказок "Караван". Выбор темы не случаен: как правило, сказки ассоциируются с определёнными понятиями добра, тёплыми воспоминаниями детства, несущими в себе народную мудрость и воспитывающими высокие нравственные качества, такие, как трудолюбие, патриотизм и, что немаловажно, доброту, сострадание и гуманизм.

В процессе работы складывается убеждение, что у писателя проявляется трагическое восприятие картины мира. Этот трагизм, на наш взгляд, объясняется как объективными факторами, возникшими задолго до создания произведений, так и субъективными, связанными с личной судьбой Гауффа. Взаимовлияние этих компонентов и обусловливает своеобразную творческую манеру автора.

Сопоставляя течения немецкого романтизма: йенского и гейдельбергского, мы считаем, что творчество Гауффа является яркой иллюстрацией основных черт последнего типа, но согласно воззрениям представителя данной школы Брентано оригинальный вариант сказок скучен, поэтому надо "вышивать собственный узор по чужой канве". Сборник "Караван" является в этом плане репрезентативным.

В результате исследования было установлено следующее:

1. Немецкая сказовая литература имеет определённые психологические, культуроведческие и исторические предпосылки, зародившиеся в глубокой древности и всегда сохраняющие свою актуальность. Изучение античной мифологии, научных трудов психолога З. Фрейда и древних обрядов многих народов доказали, что элементы агрессии, насилия и жестокости, в некоторой степени садизма, пронизывают многие произведения.

В мифах можно встретить многочисленные примеры фетишизма, каннибализма и садизма. Свидетельством прогресса морали и наказания за свершённые преступления является существование Эриний с их кровавой местью.

Известный австрийский психолог З. Фрейд считает, что история опровергает точку зрения, согласно которой по своей природе человек должен быть добрым или, по крайней мере, добродушным. Это одна из худших иллюзий человечества. Уроки истории и жизненный опыт говорят в пользу того, что в каждом субъекте таится особый инстинкт агрессии и разрушения, а существование личности есть компромисс между Эросом и Танатосом. Превалирующим является инстинкт смерти. Отсюда возникает версия о неизбежности войн и их причинах, заложенных в биологической природе человека. Культурологический аспект предполагает интерес к народным верованиям и обрядам древнейшей доклассовой поры человеческого общества - родового строя. Выяснилось, что подавляющее большинство сказок (как славянских, так и германских) связано с обрядом инициации - посвящения в мужчины. Смысл этого обряда состоит в том, что молодых людей, достигших возраста, когда можно охотиться, рыбачить (земледелия в ту пору не существовало), а также вступать в брак, отводили в глухой лес или заросли, в укромную хижину и подвергали всякого рода суровым, даже жестоким испытаниям. Мучения были столь велики, что посвящаемые впадали в бессознательное состояние. Иные умирали, и племя таким образом избавлялось от больных, слабых, неполноценных. Те же, что с честью выдерживали испытания, пройдя через эту временную смерть, воскресали в новом образе: мужчины, охотника, полноправного члена племени.

Все эти аспекты свойственны сказкам Гауффа, но последние имеют в свою очередь ряд специфических черт.

2. Немецкий фольклор и литературная сказка в гораздо большей степени впитали в себя элементы брутальности. Изучение исторического контекста истории приводит к выводу, что обстановка войн и раздоров в Германии XVIII в. находит отражение в литературе. И поэты, и писатели пытаются понять закономерности развития общества, насыщая свои произведения элементами деспотизма, моральных и физических издевательств. В то время Германия представляла собой разрозненную, раздробленную на множество княжеств и курфюршеств страну. В 70-80-е гг. XVIII в. как протест против рутины и косности, сковавших социальную жизнь Германии, возникает движение штюрмеров. Трагический разлад между мечтой и действительностью порождал их тоску и кладбищенскую символику. Теоретическим вождём штюрмеров был Гердер, который поднял идею народности на высоту большой принципиальной важности. В этом его величайшая заслуга перед человеческой культурой.

Исследователям творчества Гауффа известно, что он также был руководителем деятельности буршей в Тюбингене. Ни одно из студенческих развлечений не обходилось без красноречивого и остроумного их предводителя. Направленность на революционные методы борьбы с окружающей мещанской действительностью не могла не отразиться в творчестве писателя. Насыщение текста сказок упоминанием различных видов оружия (ятаган, сабля, нож, кинжал и т. п.), стычек и единоборств явно соотносится с личной судьбой писателя. Не случайны также ссылки в тексте на отца писателя, которому пришлось испытать на себе жестокость герцогов Вюртембергских и провести больше года в тюрьме без суда и следствия.

3. При анализе шести новелл цикла "Караван" нами использовался метод контент-анализа, который представляет собой лингвистическую деятельность, заключающуюся в том, чтобы по внешним количественным характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний, то есть номинативных единиц, сделать обоснованные предположения о плане содержания текста и на основе этого сформулировать выводы о мышлении и сознании автора (его намерениях, установках, ценностях и т. д.).

"Караван" на уровне восприятия, что делало наши выводы во многом субъективными, а в дальнейшем мы будем иметь дело с элементами цифрового анализа, которые помогут нам сделать объективный вывод, так ли на самом деле жестоки немецкие сказки, как это воспринимается многими читателями.

Центральным понятием контент-анализа является так называемая концептуальная переменная (К-переменная). В наших исследованиях мы будем проводить наблюдения над отдельным вхождением в текст языковых представителей данной К-переменной для определения наиболее полного её объёма.

Определение абсолютной частоты К-переменной в тексте является важным моментом в работе. Эта абсолютная частота складывается из суммы встреченных в языке писателя представителей данного понятия. Надо отметить, что цифры, полученные при статистическом анализе вхождений концепта, будут тем весомей, чем точнее и подробнее мы определим весь круг его конкретных представителей.

Кроме того, этот вид анализа всегда предполагает момент сравнения (временное, по хронологической шкале, абсолютных цифр в двух разных типах текстов и т. д.).

В нашем случае сравнение будет заключаться внутри самого выбранного текста.

"жестокость". Чтобы правильно выбрать те языковые единицы, которые входят в объём нужного нам концепта, важно правильно оценить взаимоотношения между частотой их встречаемости и их значимостью. Так, какой-то конкретный представитель К-переменной может встречаться в тексте с такой частотой во многом и потому, что его частота употребляемости высока и в общечеловеческом плане.

Учитывая данное примечание, имеем следующее: в круг концепта "жестокость" входят такие слова и словосочетания:

Оружие, сабля, всадник, мрачный, грозный, стража, испуг, нападение, выставить навстречу копья, затонуть, смертельно, кровь, труп, искажённое лицо, воткнутый в лоб гвоздь, приколотить (человека) к мачте, мёртвый, убийца, убитый, жуткое зрелище, мороз пробрал по коже, ятаган, лязг оружия, помутнение сознания, злодеяние, грубый, греховный, вонзить в грудь кинжал, разъяриться, ярость, схватка, мятеж, могила, остановка дыхания, испустить дух, бросить (человека) в море, отрубленная рука, бить, отрезать голову, вонзается в сердце нож, преступление, смертная казнь, приговор, вечное изгнание, скорбь, душераздирающий, корсар, опасение, плач, налёт, неприятель, горькая участь, проклятие, невольник, злобное коварство, привязать (человека) к хвосту коня, связать руки, пленник, пагубный, жесточайшие пытки, драться, загубить, прикончить, повесить, преследователь, лишить жизни, гроб, одолеть, награбить, предательство, приставить к груди кинжал, избить до (полу) смерти, высмеять, поддразнить, дёргать, упасть, издеваться, жестокосердный, выгнать, оцепенеть от страха, стукнуть, побои, козни, ничтожный, погубить, заковать в цепи, похитить, удавиться, злорадство, рвать и метать, кара, вероломный, рыдать, толкать и колотить (человека), колоть иглами (человека), пырять ножницами, истерзанный и т. д.

Нами был проведен мягкий вариант контент-анализа, при котором учитываются не только явные, эксплицитные вхождения К-переменной, но и имплицитные. Так, если отдельно рассматривать слова "привязать", "хвост" и "конь", то их связь с проблемой жестокости неуловима, а в контексте очевидна.

Стр. 23 - 186 слов

Стр. 45-179 слов

Стр. 94-149 слов

Стр. 101 - 176 слов, в среднем 170 слов на страницу.

" Караван" в книге В. Гауффа " Сказки" издания 1991 г. занимает 85 страниц печатного текста. Вычислив количество слов, принадлежащих кругу концептуальной переменной "жестокость", и сравнив их с общим числом слов текста, получаем результат, равный шести процентам.

Наименование сказки Кол-во
страниц
Кол-во
Представители
К-переменной
%
употребления
Введение 3 510 32 6,3
10 1700 62 3,6
Рассказ о корабле привидений 8 1360 176 13
Рассказ об отрубленной руке 14 2380 104 4,4
Спасение Фатьмы 15 2550 140 5,5
Рассказ о Маленьком Муке 15 2550 78 3
20 3400 130 4
Итого 85 12308 722 6

Итак, 6 % слов, входящих в круг концептуальной переменной, который мы определили заранее, составляют 1/16 часть всех знаменательных единиц текста первого альманаха сказок Гауффа. Это значение было получено без учёта слов, непосредственно состоящих в связи с данными. Большинство этих слов является прилагательными, обозначающими признаки предмета, вместе с которым они составляют единое целое.

Понятие "жестокий" входит в ряд концепта "жестокость", но сочетание "жестокий человек" тоже должно входить в данный ряд вне зависимости от того, что "человек" - слово нейтральное для нашего случая. Если учесть подобные спорные случаи, наш результат увеличивается до 8-10 % использования слов этой семантической группы.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что немецкие сказки В. Гауффа отличаются повышенной долей брутальности, характерной для всего фольклора Германии в целом.

Анализ цикла "Караван" позволил установить следующую закономерность: если первые сказки насыщены жуткими и жестокими подробностями физического насилия над личностью, являясь по сути дела триллерами, то вторая половина сборника при наличии большого пласта слов данной семантики содержит конструктивный выход в сферу разума, света и добра.

Ботникова А. Б. Предисловие // Гауфф В. Избранное. - М.: Радуга, 1986.

Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. - М.: Наука, 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989.