Акопян Я. А.
ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова
НОВАЛИС И ГЕССЕ
РОМАНТИЗМ:ИСКУССТВО. ФИЛОСОФИЯ.
ЛИТЕРАТУРА (материалы международной конференции)
Печатается по решению Ученого Совета ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова
Ереван, 2006
http://old. brusov. am/publications.asp?baj=main&year=2006
1. Магическое восприятие мира.
2. Проблема поэта и его предназначения в мире.
3. Тема жизни и смерти.
Благодаря своей внутренней связи с романтизмом, которая длилась на протяжении всей его творческой жизни, Гессе удалось npuдать романтической идее новый смысл, новый импульс и новую жизнь. Он сумел в новой исторической обстановке, в меняющемся мире дать «романтические» ответы на проблемы современного мира и современного человека.
характеристике.
Герман Гессе является последним рыцарем из блестящей плеяды романтиков, так его характеризует его биограф и друг Хуго Балл. Несмотря на такую характеристику, и несмотря на то большое влияние на жизнь и творчество Гессе со стороны романтиков, его отношение к романтизму складывалось неоднозначно. Из истории литературы нам известно, что многие немецкие писатели и поэты XVIII-XIX веков довольно негативно отнеслись к романтизму, он не был принят многими в течениe долгого времени. Для многих немецких писателей выяснение своей позиции по отношению к романтизму было связано со становлением и осознанием самого себя как писателя.
Будучи учеником механика на фабрике башенных часов в Кальве, в городе, где он родился, Гессе пишет 29 мая 1895 года своему другу по семинарии в Маульброне Теодору Рюмелину следующие знаменательные слова: «В принципе, романтики мне отвратительны, но некоторых я все же люблю, прежде всего Уланда и Эйхендорфа. <...>Тика я терпеть не могу, «Странствующий ученик» Брентано вызвал уже после чтения нескольких страниц такое отвращение, что я его действительно отложил и не стал читать. <....> И вообще в тесном садике романтиков, в этой покрытой плесенью мишуре, в этом дыме ладана человек не может себя долго хорошо чувствовать.» 232
17 октября 1895 года Гессе начинает работать в Тюбингене учеником книготорговца по сортировке, где согласно своим профессиональным обязанностям знакомится с огромным количеством книг. За четыре года работы у книготорговца происходит его настоящее знакомство с Эйхендорфом и Брентано, Гете и Новалисом , Тиком и Вакенродером.
В написанной в мае 1931 года монографии «Дух романтизма», адресованной редакции газеты «Бремер прессе», Гессе пишет: «без преувеличения я наверное имею право сказать, что, за исключeниeм очень немногих филологов, я являюсь одним из самых больших любителей и знатоков немецкого романтизма, в тайны которого я начал проникать восемнадцатилетним (юношей), и который наряду с литературой Индии и Китая очень сильно определил мой образ мышления и мое литературное творчество.» 233
Синтетический стиль Гессе, вслед за синтетическим стилем поздних романтиков, начинает вырабатываться по мере углубления Гессе в творчество Новалиса, которое оказало на нeго сильное влияние.
В письме Елене Фойгт-Дитерихс от 10. 12. 1898 Гессе признается: «Новалис был для меня всегда преимущественно учетелем правдивости. Если мне однажды удастся научиться писать от сердца к сердцу, без высокопарности и риторики, и несмотря на это красноречиво и убедительно, тогда я большей частью должен благодарить за это Новалиса – этого рыцаря правдивости речи».234 Все творчество Гессе является ярким подтверждением тому, что именно в этом духе он и работал всю свою жизнь.
Гессе разделял мнение Новалиса, что поэзия «единственная абсолютно правдивая реальность» и поэт призван показать людям пророчески картину будущего и быть рупором человечества.
«Генрих фон Офтердинген», одним из центральных мотивов которого является тема странника. Странствование через жизнь и природу, через ночь и день, тьму и свет, мечты и страны, через свой внутренний мир как у Новалиса, так и в творчестве Гессе имеет лейтмотивное значение, для того чтобы найти себя, чтобы найти тот путь, который приведет путника домой. Потому что рост души, становление и совершенствование поэта происходит в процессе как внешнего, так и внутреннего, духовного странствия и восходит к средневековому рыцарскому роману.
Новалис дал романтическому взгляду на мир название «Магический идеализм». Этим он обозначает не какую-то систему, а больше, особую деятельность, ведущую к такой системе, духовное стремление, где не столько результат важен, а направление поиска результата. Слово «магический» для Новалиса, а также для Гессе указывает на это основное чувство романтического человека, указывает на «Чудо», которое он видит во всем природном. Это «Чудо» как для Новалиса так и для Гессе есть Дух.
«Магический идеализм» – это философски сформулированная Новалисом и в последствии перенятая Кантом и Фихте категория для познания созидающего мир духа, магическая сила которого в состоянии разрушить им же созданные эмпирические преграды, препятствующие познанию истины и видению божественного чуда во всем природном.
Основу «Магического идеализма» Новалиса составляет его вера в способность преодоления эмпирического абсолютным, противоположностей – духом, объективного – субъективным, видимого эмпирического мира – познающим духом.
Новалис считает, что разгадать тайну мира можно на пути познания духа. Потому что наше мироздание можно созерцать не только во внешнем мире, но и в мире внутреннем - в нашем духе. И если мы хотим познать мир, мы его можем познать и внутри себя, потому что «внешний мир это oтpaжeниe таинственного внутреннeого мирa». Познав себя и свой дух, человек познает и разгадку тайны мира, он становится хозяином земли, потому что он является по Новалису «источником аналогии со Вселенной». 235
«Магического идеализма» Новалиса, бесспорно, заложена в основе «Магического мышления» Гессе. Оно формируется во втором периоде его творчества 1919–1931 гг, когда Гессе «пробуждается» и решительно меняет всю свою жизнь и творческое кредо. Гессе приходит к познанию той истины, что только благодаря магическому мышлению можно познать дух, познать себя и окружающий мир, только на этом пути и только благодаря магической формуле человек в состоянии преодолеть полярности мира и жизни, раздел между человеком и природой, между «Я» и миром. Как «Магический идеализм» у Новалиса, так и «Магическое мышление» у Гессе является выражением силы духа, которая способна управлять внешними явлениями как своими мыслями, превращать внешние явления во внутренние и наоборот. «Магическое мышление» означает для Гессе полное освобождение метафизического «Я» из своего эмпирического заблуждения. Магия есть романтическая вера в волшебную силу духа, способной творить чудеса. Магия является основой великого идеализма и возможности освобождения человеческого духа.
Магическое мышление необходимо Гессе для преодоления проблемы полярности, полярности всего имманентно разделенного на два космических начала мира.
Посвящение Гессе в мистерию магической жизни или магической смерти проходит через творчество Новалиса, для которого человек был тождественнен миру и богу. Магия преодолевает не только полярность мира и жизни, но и разъединенность между я и миром, человеком и природой, она побеждает время. Превращая внешнюю действительность во внутреннюю, магия тем самым упраздняет время, делая возможным слияние прошлого, настоящего и будущего. А так как во втором периоде своего творчества Гессе углубляется во внутренний мир человека, в его душу, в психические процессы в сфере бессознательного, где времени не существовало, или где все времена сосуществовали, «умещая в каждом мгновении бытие в целом»,236 то ему было невозможно обойтись без феномена магии.
Мы выбрали для нашего исследования новеллу Германа Гессе «Последнее лето Клигзора», поскольку здесь наиболее ярко отражается своеобразный синтез философского и художественного наследия Новалиса.
«Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха Клигзор – великий волшебник, образ которого привлек также Новалиса.
В «Генрихе фон Офтердингене» Клингзор изображен как «патриарх поэзии», как художник, достигший вершины творчества. В рассказе «Состязание певцов» из цикла «Серапионовы братья» Э. Т. А. Гофмана Клигзор – злой маг, астроном, ученый и музыкант.
«Последнее лето Клингзора» - это вместe с тeм и автобиография Гессе, его самоанализ и исповедь в сюрреалистической и фантастической форме. Он здесь описал лето 1919 года, проведенное в итальянской части Швейцарии, куда он переехал после всех душевных кризисов и потерь – расcтавание с женой и детьми, смерть отца, I Мировая война и связанные с ней политические, духовные и социальные потрясения. Он переезжает в Тессин, для того чтобы прожить здесь остаток жизни и начать новую жизнь.
Как Гессе описывает краски и звуки, природу и атмосферу в «Клингзоре», чувствуется весь душевный подъем переживаемый автором летом 1919 года, его желание «дать себe упасть в жизнь» (Sich ins Leben hineinfallen lassen).
Как и Гессе, Клингзор - художник, поэт и философ. Они оба с большой страстью живут своей жизнью, свободной от оков традиционных морально-религиозных норм и ценностей. Они оба покинули общество и смогли отказаться от своих социализированных «Я», они оба освободились от бюргерской условности, прекратили чувствовать, думать катергориями коллектива. Они оба живут в полной гармонии со своим «Я». Художник Клингзор – великий маг и волшебник, способный в своей фантазии и в своих картинах заново сотворить действительзии и миры, видит Индию, Африку и Японию, при этoм, в действительности, находясь в Швейцарии, недалеко от Тессина. В маленькой деревушке он видит Рим и Нагасаки, площадь городка Карено становится оперной сценой, здания на этой площади – дворцом восточной принцессы Фатме. Посредством магии он объединяет творения природы с произведениями искусства и общается с людьми из разных исторических эпох. В этом мире Клингзора парадокс кажется возможным и становится возможным: «Прекрасное всего преходящего становится раем, становится настоящим без времени».23– слияние природы и искусства, образы, люди из далеких эпох появляются в кругу друзей Клингзора. Он здесь изображает вневременную магическую действительность, которую он противопоставляет действительности, подвластной времени.
Благодаря великому мастерству слова Гессе магические нити сплетаются, делая парадоксальное возможным и действительным: красота преходящего мирa становится раем, действительностью вне времени, где мир и человек перевоплащаются.
«Высоко парили они на качелях над пропастью мира и ночи, птицы в золотой клетке, без родного дома, без тяжести, лицом к звездам. Они пели, птицы пели экзотические песни, из хмельных сердец бросали они свои фантазии в ночь, в небо, в лес, в сомнительный, очарованный космос. Отвечали звезды и луна, деревья и горы, Гете сидел здесь и Хафиз, жарко благоухал Египет, проникновенно благоухала Греция, Моцарт улыбался, Хуго Вольф играл на рояле в безумной ночи». 238 Это – совершенство магического Творения: создание мира посредством самовластного всемогущества и всесилия творческого «Я». Клингдзор – Демиург, он создал этот волшебный мир – абсолютный, законченный, совершенный. «Клингдзор, царь ночи, с высоким венцом в волосах, откинувшись на каменном сиденье, дирижировал танцем этого мира».239
Старый реальный мир исчез, возник новый. Здесь достигнуто всеединство, внутреннее становится внешним, внешнее – внутренним, смерть становится жизнью, разрушение – созиданием. Человек, Бог и мир сливаются в Единство. Духовное и природное превращаются в равноценные и неделимые начала, в инь и ян. Здесь достигнуто равновесие обоих космических начал, все антиномии слились в гармоничное Единство. Это именно то, к чему стремятся все герои рассказов Гессе, но в реальной действительности не существует равновесия - одно начало всегда перевешивает другое. А если оно и существует, то длится лишь секунду, так как только на мгновение соприкасаются полюса, только мгновение длится Чудо.
«Последнее лето Клигзора» волшебнику Клингзору удается в своей фантазии то, что другим не суждено пережить в реальном мире.
Но то, что он может сотворить в своей фантазии, достичь того же в реальной жизни ему не дано. Клингзор не может примирить себя с мыслю о смерти. Он не может гармонирзиовать в себе жизнь и смерть, в глубине души он понимает, что вся его полная солнца, красок и звуков жизнь, вся магия, волшебные путешествия по всем континентам– это бегство от смерти. Он боится этой смерти, пока не встречает армянского мага, который совсем по другому воспринимает феномен смерти. Армянский волшебник и астролог говорит Клингзору, что только благодаря смерти жизнь получает смысл. Не будь смерти, Клингзор не жил бы такой жизнью, какой он живет и не был бы тем, кто он есть. Ему, Клингзору кажется, что он боится смерти, на самом же деле, как утверждает армянин, Клингзор любит смерть, он любит страх смерти, свою печаль, свою беду, потому что страх научил его всему тому, что он умеет делать и за что он любим, благодаря смерти жизнь становится счастливым мучением. Смерть есть ничто иное, как приобщение к Божьей благодати. То, что Клингзору кажется смертью, гибелью, другому кажется рождением, считает армянский маг, одно и другое являются иллюзией, так как все противоположности – это ограничения, окончательно установленные определения и значения, которые живут только в человеческом мозгу – на родине заблуждений.
Смерть в понимании Новалиса как и Гессе – это праздник слияния всего разъединенного со вселенской жизнью, слияние эмпирического «Я» с абсолютным «Я» и начало нового трансцендентального бытия на более высоком уровне. О необходимости добpовольного согласия на такую жертву, на акцептирование своего внутреннего предназначения ради будущего воскресения писал также Гете в своем прoгpaмнoм стихотворении «Die selige Sehnsucht»
«Пока ты не достиг познания , | Und so lang du das nicht |
Умри и возродись! | Dieses, stirb und werde ! |
Ты только мрачный гость | Bist du nur ein trueber Gast |
» | Auf der dunklen Erde. |
Клингзор - Гессе согласeн c бpaxмaниcтско-даocиcтской идeeй o том, чтo тот, кто научился не сопротивляться, кто «дает себe упасть в смерть», тот легко умирает, но и легко рождается вновь.
Поэтому, чтобы прекратить присущее его жизни бегство от смерти, чтобы объеденить в себе жизнь и смерть, привести их в гармонию друг с другом, чтобы примирить все полярности жизни: духовное и чувственное, единство и многообразие, время и бесконечность, Клингзор, чувствуя свою близкую кончину, начинает писать под самый конец последнего лета своей жизни свой внутренний образ, свой автопортрет – «беспощаднyю в своей откровенности, кричащую, трогательную исповедь».240
«Не только свое лицо или тысячи своих лиц, написал он на этом портрете, не только свои глаза и губы», но и «свою жизнь, свою любовь, свою веру, свое отчаяние. Стаи голых женщин … и юношу с лицом самоубийцы, далекие xрaмы и леса, и старого бородатого бога … и на краю хаоса – смерть – серый призрак, вонзивший в мозг написанного Клингзора маленькое, как иголка, копье.241 «усталый, жадный, дикий, инфантильный и изощренный человек нашей поздней эпохи, умирающий, желающий умереть европейский человек, утонченный всеми порывами, страдающий всеми пороками, воодушевленный знанием своей гибели, готовый ко всему прогрессу, созревший для всякого регресса, весь – огонь, но и весь – усталость, покорный судьбе и боли, как морфинист яду, одинокий, опустошенный, древний, Фауст и Карамазов одновременно, зверь и мудрец, совершенно голый, совершенно без честолюбия, полный детского страха перед смертью и полный усталой готовности умереть.»242 В магическом экстазе он видит весь мир со всеми его полярностями и все это творчески вбирает в сбой автопортрет. Лицо это похоже на детское личико и морду пьяницы, бога и распутника, мудреца и животного, в нем можно увидеть боязнь смерти и готовность слиться с ней, в этом лице можно увидеть множество других людей, которые жили в различные исторические и доисторические времена.
Как и в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген», здесь отражается весь внутренний образ героя, который объемлет все бытие, все его чувства, мысли, переживания, его рождение, жизнь и смерть. Это картина мира, его прошлое, настоящее и будущее. Здесь нет времени и пространства, здесь все слилось в гармоничное Единое …
Это мир, куда он не боится «дать себe упасть». Это финал его идивидуалции, становления самим собой и познания. Это мгновение божественного просветления, когда он может видеть всю свою жизнь, все им прожитые жизни вместе и одновременно, всю историю человечвства.
Этот портрет является еще одним доказательством органической связи творчества Гессе с романтизмом, поскольку в этом эпизоде возникает синтез живописи, философии, эстетики и литературы. В этом портрете все противоположности духа и природы снимаются в высшем Единстве, он изображает не только бесконечную многосложность человеческой души, но и единовременность бытия личности в самых противоположных проявлениях его существа (старцем и младенцем, Фаустом и Карамазовым, животным и мудрецом).
«Я», существующего с рождения в каждом, для достижения высшей цели индивидуального развития человека.
Вся новелла является попыткой изображения экзистенциальной тотальности искусства и духа. Философская мысль Новалиса, исходящая из того, что весь внешний мир, вся природа – это творение божественного «Я», и что человек, как эмпириче-ское «Я», являясь частью абсолютного «Я», может благодаря своей фантазии продолжить акт творения, беспрерывно заново творить и преобразовывать мир в процессе искусства, получает здесь блестящее художественное воплощение.
Примечания.
232 Hermann Hesse, “ Kindheit und Jugend vor 1900“ . Hermann Hesse in Briefen und Lebenszeugnissen 1877-1895, Bd. I, St. 472, Frankfurt a. M. 1966, Band II (1895-1900) Frankfurt a. M. 1978.
233 Gesammelte Briefe Bd. I, St. 127 ( Frankfurt/M:Suhrkamp I Band 1895-1921 (1973), II Band 1922-1935 (1979), III Band 1936-1948 (1982), IVBand 1949-1962 (1986)
“ Kindheit und Jugend vor 1900 “, Bd. II, St. 311
235 Novalis Schriften. Die Werke Friedrich von Hardenbergs. Dritte Auflage. Schtuttgart: W. Kohlhammer 1977 , St. 25
236 Резо Каралашвили “Мир романа Германна Гессе”, Изд. Сабч. Сакартвело, Тбл. 1984 , стр. 220
237 Eike Middell , Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig 1979, St. 153
238 Hermann Hesse, GSch. Bd III, St. 582
240 Hermann Hesse GSch. B III, St 609
241 Hermann Hesse GSch. B III, St 611-612
242 Hermann Hesse GSch. B III, St. 610 - 611