Приглашаем посетить сайт

Тетеревникова А.: Проспер Мериме.

Тетеревникова А.

ПРОСПЕР МЕРИМЕ (1803—1870)

Проспер Мериме. Избранные новеллы.
Из-во газеты "Знамя", Калуга, 1955
OCR niv.ru

Проспер Мериме, французский писатель-реалист, начал свою творческую деятельность в эпоху Реставрации, когда дворянская и клерикальная партии во главе с восстановленными на королевском троне Бурбонами старались уничтожить во Франции все завоевания первой французской буржуазной революции 1789—1794 годов. Реакционный режим Людовика XVIII и в особенности его преемника Карла X вызвал глубокое недовольство передовых представителей французского общества и народных масс, стремление отстоять завоевания революции 1789 года и отразить наступление феодальной реакции. Эта неудовлетворенность действительностью, оппозиционная настроенность по отношению к господствующим классам и сочувствие интересам широких народных масс определили идейное содержание творчества крупнейших писателей-реалистов первой половины XIX века. К числу этих писателей относится и Проспер Мериме.

В первом своем сборнике пьес «Театр Клары Гасуль» Мериме выдвигает антицерковиые идеи («Карета святых даров») и смело вскрывает закулисную сторону политики Наполеона I, разоблачая в нем тирана и душителя народных свобод («Испанцы в Дании»).

Опубликованный в 1827 году сборник поэм в прозе «Гусли», или «Избранные песни иллирийцев», написан в духе песенного творчества западных славян и свидетельствует о глубоком понимании Мериме быта, нравов, национального характера этих народов. Следующим произведением, проникнутым сочувствием к историческим судьбам широких демократических масс, Явилась его реалистическая драма «Жакерия», изображающая крестьянскую революцию во. Франции XIV века.

В 1829 году появляется роман Мериме «Хроника времен Карла IX» на сюжет из эпохи французских религиозных войн XVI века — реалистическое произведение, сыгравшее большую роль в развитии французского исторического романа. В этом же году Мериме начинает писать рассказы и здесь обнаруживает присущее ему богатство идей и изобразительных средств.

Сохраняя враждебные позиции по отношению к дворянству и духовенству, Мериме в своих рассказах разоблачает порочную сущность буржуазного общества. Корыстным, жестоким и лживым его представителям писатель противопоставляет людей простых и цельных, не испытавших на себе разлагающего влияния капиталистической цивилизации.

Герой одного из таких рассказов, Матео Фальконе, убивает своего единственного сына за то, что тот из корысти предает укрывшегося в его доме изгнанника. Мораль корсиканца жестока, но она оправдана писателем: верность данному слову, долг гостеприимства для Матео выше, чем кровные узы и любовь к сыну; в предательстве он видит величайшее из преступлений.

Глубоко противоречивый образ Кармен сочетает в себе силу страсти и безудержное свободолюбие. Прямая и искренняя в любви, Кармен предпочитает смерть притворству или насилию над своим чувством; ее смелость и непосредственность как бы бросают вызов пошлым и продажным отношениям, царящим в буржуазном мире.

Мериме нисколько не идеализирует своих героев. Он правдиво изображает их характеры. Дикий, грубый, невежественный негр Таманго продает своих пленников; напившись до помрачения рассудка, он стреляет в тех из них, которых ему не удается сбыть; в порыве пьяного бешенства он дарит работорговцу свою любимую жену. И все-таки в этом не тронутом цивилизацией человеке живет героизм, проявляющийся в его неудержимом стремлении к свободе и ставящий Таманго неизмеримо выше его врага, капитана Леду. В французе-работорговце особенно отвратительны его ханжество, его разговоры о гуманности, об «удобствах», которые он предоставляет неграм, перевозимым, подобно скотине, в трюме корабля и умирающим от жары и невыносимой тесноты; лицемерно звучит его заявление о том, что «негры, в сущности, такие же люди, как и белые». Рассказ "Таманго" до сих пор может служить суровым обличением колониальной политики капиталистических стран и допускаемой в них расовой дискриминации.

Многие рассказы Мериме написаны на сюжеты из жизни современного ему французского общества. Внешне бесстрастно повествуя о каком-нибудь случае из этой жизни, Мериме глубоко вскрывает бессердечие, духовную бедность и нравственное убожество представителей буржуазного мира.

В рассказе «Этрусская ваза» пустые условности, царящие среди ничтожных, пошлых людей, составляющих так называемый «высший свет», служат причиной гибели молодого, благородного, способного на настоящее, искреннее чувство Сен-Клера.

В «Арсене Гийо», одном из самых сильных рассказов Меримо, явственно ощущаются демократические симпатии писателя. Трагедия, разыгрывающаяся у постели умирающей Арсены, разоблачает чудовищное лицемерие, безграничный эгоизм представителей высших слоев общества, скрываемые под маской набожности и христианского благочестия. Не случайно этот рассказ при своем появлении вызвал возмущение буржуазной критики.

После революции 1848 года, отражая в своем творчестве спад прогрессивных тенденций буржуазии, Мериме постепенно утрачивает свои прежние реалистические завоевания, и его произведения, написанные в этот период, по своей обличительной силе уступают тому, что было создано им в пору расцвета его таланта. В последующие годы Мериме занимался историческими исследованиями и написал ряд работ по археологии и истории искусства.

XIX века идейное богатство и художественное совершенство русской литературы. В произведениях русских писателей Мериме привлекали черты подлинного гуманизма и народности, душевное благородство героев. Он преклонялся перед гением Пушкина, восхищался русским языком, называя его «прекраснейшим из всех европейских языков».

возможности общенародного французского языка, Мериме безошибочно отбирал все необходимое ему для создания ярких, запоминающихся образов. Форма его рассказов сжата и лаконична, но под внешним бесстрастием повествования ощущаются большая сила чувства, резко отрицательная оценка буржуазной действительности

А. С Пушкин высоко оценил творчество Мериме двадцатых и тридцатых годов и назвал Мериме «острым и оригинальным писателем», а его произведения «чрезвычайно замечательными».