Приглашаем посетить сайт

Рембо, Жан-Никола-Артюр. Энциклопедия Кругосвет

РЕМБО, ЖАН-НИКОЛА-АРТЮР

Онлайн Энциклопедия Кругосвет

–1891), французский поэт 19 в.

Родился 20 октября 1854 в Шарлевиле, провинциальном городке на северо-востоке Франции (департамент Арденны). Отец, Фредерик Рембо, пехотный капитан, рано оставил семью; мать, Витали Кюиф из семьи зажиточных крестьян, консервативная и деспотичная, была вынуждена одна воспитывать четырех детей. Начальное образование получил в местной школе Росса (1862–1863); неоднократно награждался за успехи по латинскому, греческому языку, истории, географии; к этому времени относится его первый литературный опыт – детская фантазия об идеальных родителях и о собственном будущем, уже свидетельствующая о его таланте и духе независимости. В 1865 поступил в коллеж Шарлевиля; был одним из лучших учеников. В 1868 написал в тайне от всех письмо на латинском языке к наследнику французского престола Наполеону Виктору Жозефу по случаю его первого причастия. В 1869 в местном журнале «Среднее образование» были опубликованы три его стихотворения на латыни – Шла весна (Ver erat), Ангел и ребенок (L'Ange et l'enfant), Югурта (Jugurtha); последнее удостоилось первой премии на конкурсе, устроенном Академией в Дуэ. В 1870 «Журнал для всех» поместил на своих страницах первые стихотворения А. Рембо на французском языке – Подарки сирот к новому году (Les Étrennes des orphelins). Подружился с Жоржем Изамбаром, молодым преподавателем риторики, который приобщил его к творчеству Ф. Рабле, В. Гюго и поэтов-парнасцев (Т. Готье, Т. де Банвиля и др.). В мае 1870 послал Т. де Банвилю свои поэмы Ощущение (Sensation), Офелия (Ophélie), Верую в единую (Credo in unam) в надежде быть напечатанным в «Современном Парнасе». В июле, после начала Франко-прусской войны, сочинил стихотворение Павшие в девяносто втором году (Morts de Quatre-vingt-douze). 29 августа 1870 бежал из дома; не имея денег, пытался без билета доехать до Парижа; задержан и помещен в тюрьму; освобожден стараниями Ж. Изамбара и возвращен домой. 7 октября вновь бежал; уехал в Шарлеруа (Бельгия), где напрасно пытался найти работу журналиста. В ноябре полиция по просьбе матери возвратила его домой. 25 февраля 1871 бежал в третий раз. Приехал в Париж, но, оставшись без денег, уже в марте пешком вернулся домой.

Восторженно встретил Парижскую Коммуну; посвятил ей несколько стихотворений – Парижская военная песня (Chant de guerre parisien), Руки Жанн-Мари (Les Mains de Jeanne-Marie), Париж заселяется вновь (Paris se repeuple). Есть сведения, что в конце апреля – начале мая он снова уехал в Париж и вступил в ряды коммунаров. В мае 1871 изложил в письмах к Ж. Изамбару и молодому поэту Полю Демени свой взгляд на поэзию и свой метод ясновидения (voyance); к письмам приложил несколько новых стихов. В июне написал стихотворения Семилетние поэты (Les Poètes de sept ans), Бедняки в церкви (Les Pauvres à l'église) и Украденное сердце (Le Coeur volé). В августе послал Т. де Банвилю поэму Что говорится поэту по поводу цветов (Ce qu'on dit au poète à propos de fleurs). В конце августа отправил письмо со стихами П. Верлену, который сразу разглядел в нем необычайный талант. В середине сентября по его приглашению приехал в Париж и привез свое главное сочинение Пьяный корабль (Le Bateau ivre). В Париже познакомился с Шарлем Кро, Т. де Банвилем и другими поэтами. Сотрудничал в изданиях зютистов. В 1872–1873 вел вместе с П. Верленом богемную жизнь; путешествовал в его обществе по Англии и Бельгии; их связь сопровождалась постоянными скандалами. 10 июля 1873 в Брюсселе во время очередной ссоры был ранен П. Верленом, выстрелившим в него из револьвера. После ареста П. Верлена вернулся в Шарлевиль; в состоянии духовного кризиса написал поэму в прозе Пребывание в аду (Une saison en enfer), в которой отрекался от всей своей прежней поэзии; ему удалось издать ее тиражом в пятьсот экземпляров, однако ни один из них не был продан. В 1874 сблизился с Жерменом Нуво и несколько месяцев жил вместе с ним в Англии, зарабатывая себе на жизнь уроками французского. Тогда же написал цикл поэм в прозе Озарения (Illuminations), завершившими его творчество; ему шел тогда двадцатый год.

– период скитальчества. В феврале 1875 он уехал в Германию изучать немецкий язык; поселился в Штутгарте. В мае, оставшись без средств к существованию, пешком отправился в Италию. Достигнув Милана, тяжело заболел. Репатриирован во Францию. В апреле 1876 уехал в Вену, однако вскоре выдворен из Австрии. 19 мая 1876, прибыв в Голландию, вступил в голландские колониальные войска. В июле со своим полком прибыл в Батавию (Индонезия). Три недели спустя дезертировал. На английском паруснике отплыл в Европу и в конце декабря оказался в Шарлевиле. В 1877 отправился в Бремен и Гамбург; нанялся переводчиком в цирке Луассе, с которым проехал всю Швецию и Данию. В сентябре 1877 совершил неудачную попытку уехать в Александрию. Весной 1878 отправился в Гамбург, где тщетно пытался поступить на службу в компанию, занимавшуюся продовольственным обеспечением немецких колоний на Востоке. Проведя некоторое время во Франции, в октябре 1878 перешел пешком Вогезы, затем через Швейцарию и Геную добрался до Александрии. С декабря 1878 работал на Кипре управляющим карьера, принадлежавшего одной французской фирме. В июне 1879 вернулся на родину и некоторое время трудился на ферме своей матери под Шарлевилем. Другу, навестившему его, заявил, что больше не думает о литературе. Весной 1880 снова оказался на Кипре, затем уехал в Египет. В августе добрался до Адена, где работал в фирме, торговавшей кожей и кофе; позже командирован в Харэр (Восточная Эфиопия). В 1882–1883 объехал неисследованные районы Огадена; составленное им описание было опубликовано Географическим обществом. В 1886 занимался продажей оружия правителю эфиопской области Шоа Менелику. Не знал, что в том же году журнал «Мода» опубликовал ряд его стихотворений и часть Озарений. В 1887–1891 руководил факторией в Харэре; был представителем торговой фирмы С. Тиана в Адене. В феврале 1891 тяжело заболел (саркома коленного сустава) и 9 мая был отправлен из Адена на родину. По прибытии в Марсель помещен в больницу, где в конце мая ему ампутировали ногу. 10 ноября 1891 умер в марсельском госпитале в возрасте тридцати семи лет; в больничной карте было записано: «негоциант Рембо». Когда он умирал, в Париже уже издавали сборник его стихов – начиналась новая жизнь поэта.

«прóклятых поэтов» и познакомил публику с некоторыми из его стихотворений, а когда в 1886 увидели свет Озарения, символисты стали считать его вместе с Шарлем Бодлером своим предтечей. Тем не менее настоящая слава пришла к нему только после смерти. В 1890-х в условиях растущей популярности А. Рембо среди символистов последовали издания его стихов, поэм в прозе и писем. Новый взрыв интереса произошел в 1920–1930-е, когда он стал знаменем сюрреалистов. Полное собрание сочинений А. Рембо с богатыми комментариями увидело свет в 1946 в серии Библиотека Плеяды (переиздано в 1954). Количество исследований его творчества как во Франции, так и в других странах огромно и продолжает расти.

–1873) А. Рембо, в нем прослеживаются три различных этапа: первые стихотворения (1870–1871), последние стихотворения (1872) и две поэмы в прозе (1873). Вобрав в себя богатую поэтическую культуру прошлого, он сразу же принялся разрушать все каноны и традиции: «Дайте свободу вновь пришедшим (aux nouveaux) ненавидеть предков», – писал он в 1871. В эпоху господства парнасцев, исповедовавших «чистое искусство», он сделал основной темой своих первых юношеских стихов «жестокую реальность». С щемящей пронзительностью он говорил о судьбе обездоленных: Подарки сирот к новому году, Испуганные (Les Effarés), или о павших в войне 1870–1871: Зло (Le Mal), Спящий в ложбине (Le Dormeur du val), Вороны (Les Corbeaux); яростно протестовал против всех социальных устоев, особенно против религии: Бедняки в церкви (Les Pauvres à l'église), Праведник (L'Homme juste), Первые причастия (Les Premières Communions); пел гимн народу, способному на революционный подвиг (стихи, посвященные Парижской Коммуне). Юный поэт-бунтарь, как никто другой, смог выразить стремление человека к подлинной свободе (la liberté libre), образ которой он дал в стихотворениях Ощущение, Моя богема (Ma Bohème) и особенно в Пьяном корабле (поэме о корабле, оставшемся без команды, вольно и неудержимо несущемся по океану).

1872 – период экспериментирования. А. Рембо интересует теперь не реальный, видимый, мир, а способность поэзии выразить то, что скрывается за ним. Слова уже не могут передать «невыразимое», ибо они давно обветшали и стерлись. Поэт ставит перед собой задачу перейти от мысли «рациональной» к мысли «музыкальной» (Э. Дюжарден). Хотя каждое из его стихотворений строфически упорядочено, их четкая графика размывается в непрерывном звуковом потоке, в создании которого участвуют необычный ритм, обилие ассонансов и аллитераций, слова с ускользающим смыслом, их странное соположение. Эти «туманные» песни близки к Романсам без слов П. Верлена и символистским поэмам.

– кульминация творчества А. Рембо. Он отказывается от стихотворной формы и, следуя опыту Ш. Бодлера, пишет поэтическую прозу – Пребывание в аду и Озарения. Эти энаковые произведения, в которых воплотилась его теория ясновидения, станут программными для последующих поколений поэтов (символистов и особенно сюрреалистов).

Свои взгляды на поэзию и поэта А. Рембо изложил в майских письмах 1871. Он считал поэта магом, ясновидцем, способным понять непознанное (arriver a l'inconnu). Он предлагал и механизм проникновения в тайну: «Поэт становится ясновидцем через длительное, тотальное и продуманное расстройство всех чувств» (Le poete se fait voyant par un long, immense et raisonné dérèglement de tous les sens). Одновременно он видел в поэте демиурга, призванного сотворить новый мир, а в Слове – созидательную силу: «Поэзия не будет больше воспевать действие. Она будет предшествовать ему» (La Poesie ne rythmera plus l'action. Elle sera en avant).

Творчество А. Рембо – существенная веха в развитии французской поэзии. Он не только предугадал ее грядущий путь, но и открыл новые области поэтического. Он обогатил поэтический словарь разговорными оборотами, вульгаризмами, диалектизмами, которые легко уживаются с высокой лексикой, научными терминами и созданными им латинизмами. Его образы неожиданны, в них новизна первооткрывателя, «варвара», чистым взором оценивающего мир. Он так же решительно преобразовал просодическую составляющую. Продолжая использовать александрийский стих, точное строфическое построение, традиционные жанры (сонет), он расшатывал их изнутри – варьировал порядок ударений и пауз, разнообразил рифму, был щедрым на аллитерацию и переносы из одной строки в другую. Символисты и последующие поколения обязаны ему открытием верлибра (свободного стиха).

«трещина» прошлась по его жизни и расколола ее надвое. Если в своем поэтическом бытии он был яростным ниспровергателем всего буржуазного и мещанского, то, умолкнув, стал частью того общество, которое раньше стремился разрушить. Поэт-бунтарь превратился в обывателя. До сих пор его уход из поэзии остается тайной. Была ли это усталость, горечь от непонимания окружающих? Или осознание того, что он как поэт неспособен найти адекватное объяснение мира? Или сама поэзия бессмысленна? В его черновиках к Пребыванию в аду написано: «искусство – глупость». Или же этот гений-дитя так стремительно и с такой исчерпывающей полнотой исполнил свой долг на земле, что ему, опустошенному, оставалось только уйти и раствориться в толпе?

Литература

«Офелии» к «Пьяному кораблю» (К вопросу о формировании поэтики Артюра Рембо в 1870–1871 годах). – Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 2002, № 1

«Поэтика блужданий» во французской литературе XIX в. М., 2003