Приглашаем посетить сайт

Расторгуев А. В.: Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма

Расторгуев Александр Владимирович


ЭСТЕТИКА Г. АПОЛЛИНЕРА И ИСКУССТВО КУБИЗМА

http://o-krivtsun.narod.ru/rastorguev.doc

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук

Специальность 09. 00. 04 — «Эстетика»

Научный руководитель — доктор философских наук
профессор О. А. Кривцун

Москва — 2003

Работа выполнена на кафедре общественных наук Литературного института им. М. Горького.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Кривцун Олег Александрович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор  Акопян Карен Завенович

кандидат искусствоведения  Иньшаков Александр Николаевич

Ведущая организация:

сектор эстетики Института философии РАН

Защита состоится октября 2003 г. в 14 часов на заседании специализированного совета /Д 092. 10. 04/ при Государственном институте искусствознания по адресу: 103009, Москва, Козицкий пер. 5, Государственный институт искусствознания.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки института.

Автореферат разослан «___» _________ 2003 г.

доктор философских наук  Е. В. Дуков


Общая характеристика работы

Актуальность проблемы:

Культурная ситуация 10-20-х годов ХХ века и по нынешний день притягивает к себе исследователей. Одним из наиболее известных и популярных течений в искусстве 10-х гг. ХХ века был кубизм. Много существует исследований, посвящённых социальным и культурным предпосылкам возникновения кубизма, но всё же, как и в начале прошлого века, кубизм остаётся наименее «теоретизированным направлением» в живописи. Одна из многих загадок, оставленных кубизмом - взаимоотношения теоретика кубизма, Г. Аполлинера и художников кубистов. Здесь возникает вопрос о несовпадение теории и практики, разнице ощущения и интерпретации времени теоретиком и художниками, о различии вербального языка мысли и поэзии и визуального языка живописи, об эволюции эстетических воззрений, которые привели к мифологизации самого кубизма. В связи с этим возникает и проблема разной трактовки одних и тех же программных эстетических положений. Анализ статей Аполлинера и сопоставление его вкусовых предпочтений в поэзии и в других видах искусства даёт возможность в очередной раз приблизиться к пониманию мироощущения одного из крупных поэтов и теоретиков искусства начала ХХ века и проливает свет на природу разработанной им эстетики кубизма. Данная работа даёт возможность выявить влияния и взаимодействия между такими видами искусств как поэзия и живопись в процессе сложения такого художественного явления как искусство кубизма. Понять роль теоретических идей Аполлинера, провозгласившего основные принципы кубизма, широко подхваченные художественной практикой первых десятилетий ХХ века.


Объект исследования:

Объектом данного исследования является непосредственно сам феномен кубизма (его литературные и живописные проявление в контексте идеи «нового искусства») и его трактовка теоретиками и практиками кубизма. Одна из задач работы — разобраться, что такое «новое искусство» (по терминологии Г. Аполлинера) на примере живописи начала века и попытаться понять его отличие от иных художественных течений искусства уходящей эпохи. А также попытаться выявить специфику такого явления в искусстве как орфизм, одну из ипостасей кубизма.

Объект исследования ограничен временными и пространственными рамками. Это Франция 10-20-х годов ХХ века. Само понятие «нового искусства» в работе рассматривается, как французское, соответствующее конкретной эпохе, а потому не ставит задачей анализ направления кубизма в течение всего ХХ века.

Предмет исследования:

Предметом исследования данной работы являются эстетические взгляды, теоретические работы и творчество следующих авторов: Гийом Аполлинер (1880-1818), Робер Делоне (1885-1941), Пабло Пикассо (1881-1973), Макс Жакоб (1876-1944) и Блез Сандрар (1887-1961). В большей или меньшей степени, в разные периоды своего творчества все они обращались к кубизму. Но каждый, являясь самобытным художником, которого трудно подвести под общий знаменатель кубизма, понимал и относился к нему по-своему. Аполлинер является первым человеком внутри этого направления, который попытался теоретизировать и дать объяснение кубизму.

Отдельная тема исследования – литературный кубизм, спор, о существовании которого до сих пор идёт между исследователями кубизма. Задача диссертации — на примере текстов Аполлинера Жакоба и Сандрара, которых принято относить к «литературным кубистам», попытаться проникнуть в сущность этого явления и понять, можно ли действительно говорить о кубизме в литературе или это – очередной миф ХХ века.

Разница восприятия поэтами и художниками явления кубизма, разница развёртывания этого явления в литературе и живописи приводит к разным формам понимания сущности кубизма, в связи с чем, важно появление такого направления в живописи, как «орфизм», апологетом которого являлся Г. Аполлинер.

Не менее важная проблема – особенность французского менталитета и соответственно французской культуры, которая напрямую связана с единством эстетического вкуса нации. В связи с этим встаёт вопрос о разных судьбах развёртывания таких «новых» направлений в культуре во Франции 20-х гг., как дадаизм и сюрреализм, их соответствии французскому вкусу. Также здесь возникает проблема множественности восприятия эпохи социумом (особенности ощущения мира посредством глаза и посредством уха, ориентированность культуры на визуальное и на музыкальное восприятие художественного объекта).

В ходе анализа эстетических взглядов Аполлинера возникают проблемы: особенности вкуса, пластического и живописного восприятия картины мира, несоответствия одного и того же явления в разных видах искусства, бифуркации художественных стилей, самоэксклюзии и самоинклюзии искусства, а также отношения субъекта и социума к одному и тому же явлению.

Степень изученности проблемы:

Существует много работ, посвящённых связям Аполлинера и кубистов, но по большей части это работы искусствоведческого или научно-популярного характера1 , не ставящие перед собой задачи углубиться в эстетическую проблематику и сопоставить теоретические взгляды Аполлинера и художников-кубистов. Однако и среди них, существуют серьёзные исследования, приближающие нас к этой теме.

Наиболее значимой монографией об Аполлинере, по сей день, остаётся книга польского учёного Ю. Хартвиг2 . Целью её исследования является желание представить Аполлинера таким, каким он был со всеми его достоинствами и недостатками. Но при всём при том, эта книга является биографией поэта и не ставит перед собой задачи останавливаться подробно на взглядах Аполлинера на современную ему живопись.

Лучшие статьи, касающиеся «кубистских» взглядов Аполлинера, написаны Л. -К.. Брёнингом3 и Дж. -К. Шевалье4 названия и содержания книги Аполлинера «Художники кубисты», сопоставившие разные издания этой книги и поднимают вопрос об орфизме.

О взаимоотношении Аполлинера с художниками-кубистами существует достаточное число монографий, составленных западными учёными-исследователями 5, а также научных статей и книг, написанных современниками Аполлинера6. В отечественном искусствознании нет специальных работ, посвящённых критике Аполлинера, а также работ, ставящих себе задачу проанализировать изменение эстетических взглядов Аполлинера, однако, существуют статьи, посвящённые в целом творчеству Г. Аполлинера, затрагивающие отношения Аполлинера и художников его времени7

Что касается музыкальной и визуальной основы эстетики Аполлинера, монографий специально по данному не существует, но многие исследователи касались метафизики цвета и звука в художественном сознании ХХ века. 8 Лишь в 1969 году были опубликованы доклады, зачитанные на симпозиуме в Ставло, посвящённые «Аполлинеру и музыке», но и они не касались эстетических взглядов поэта.

Анализ разных мнений и концепций отечественных и зарубежных исследователей, связанных с эстетическими воззрениями Аполлинера изложен в первой и второй частях диссертации.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Существенное значение для диссертации имело изучение общих механизмов культуры, проливающих свет на характер и способы взаимодействия в истории эстетико-теоретического знания и художественной практики, взаимоусловленности концептуальных механизмов и творческих новаций.

Особенность таких явлений, как кубизм или орфизм, изучаемых в данной работе, заключена не только в особенности форм, образности, стилистики (внутрихудожественных характеристиках), но и во внехудожественных проявлениях этих явлений, там, где внутренняя логика произведения переплетена с логикой процессов, происходящих вне искусства.

В обоих явлениях размыт основополагающий элемент, принадлежащий одновременно разным видам искусства: живописи и поэзии. Такие явления характерны для переходных процессов в культуре.

Так, конец XIX — начало XX века можно назвать переходной эпохой в европейской культуре, когда осуществлялся отказ от накопления наработок прежней эпохи и происходили эксперименты, нащупывающие новые типы художественной целостности. О переходности эпох писали в своих теоретических работах многие мыслители: Аверинцев С. С. 9 , Батракова С. П.10 , Бердяев Н. А.11 , Бессонова М. 12, Бобринская Е.13 , П. Бурдье14, Вагнер Р.15 , Вёльфлин. Г16. , Вебер А.17 , Гароди Р.18 19 , Гуссерль Э.20 , Зиммель Г.21 , Ильин И.22 . Кривцун О. А.23 , Шпенглер О.24 , Штомпка П.25 , Шюц А.26 , Зельдмайр Х.27 , Ядов В. А.28 , Якимович А. 29, а также авторы нескольких коллективных исследований.30 Особенность функционирования искусства в переходную эпоху всегда связана с разрывом с традицией и мутацией форм и приёмов: отказом от норм и канонов предшествующей устойчивой эпохи и приятие элементов других эпох, не характерных для предшествующей устойчивой эпохи. В процессе поиска подобная эпоха всегда сталкивается с проблемой эклектики, освобождающей культуру от доминирования какого-то определённого стиля (барокко, постмодернизм). Нащупывая новые пути в искусстве путём экспериментов, переходная эпоха отказывается от чёткой идеологии и полагается на интуицию, обращаясь к иррациональному и чувственному, совмещению в рамках одного произведения трагического и комического и смещению акцентов. В отсутствии единой идеологии в переходную эпоху предметом отображения действительности становится внутренний мир самого художника (романтизм).

Также особое внимание автор уделял межвидовым способам взаимодействия разных видов искусств, в особенности поэзии и живописи. Как известно, в истории вербальный язык культуры не раз обогащал выразительность визуальных практик. И наоборот – свойства зримого образа способны были наделять слово особой метафизичностью и символической глубиной.

Характер взаимоотношений вербального и визуального, взятый в аспекте макроанализа, позволил автору проследить тонкие и, во многом, контекстуальные непрямые связи между литературным и живописным кубизмом первых десятилетий ХХ века. Разрабатывая концепцию диссертации, автор отталкивался от трудов Г. Аполлинера31 , А. Бретона 32, Р. Делоне33 , М. Жакоба 3435, А. Оннегера36 , П. Пикассо, Б. Поплавского37 , А. Сальмона38 , Б. Сандрара39 , Т. Тцарра40 , Э. Сати, Отправной точкой исследования являлся и ряд идей, содержащийся в работах Арнхейма Р. 41 , Барта Р42. , Бодлера Ш.43 , Брёнинга Л. -К.44 , Бреннера Ж.45, Компаьона А.46 , М. Сануйе47 , Хлебникова В48. , Шапиро М.49 .

Изучение орфизма и литературного кубизма, как особых понятий в искусстве ХХ века проводилось в опоре на публикации французских учёных в изданиях “L’Afrique littéraire et artistique”, “Canalmanach”, “Europe”, L’Express“, “Figaro”, «Intransigeant», “Lettres modernes”, “Revue de Lettres modernes”, “Revue de littérature compare”, «Soirees de Paris » “Sturm”, а также данные энциклопедий “La Philosophie de l’histoire”, “L’Histoire littéraire de la France”, “Dictionnaire des Littératures”, “Dictionnaire des styles”.

Для разработки понятия «нового искусства» в контексте французской культуры и постановки проблемы особенности восприятия эпохи социумом, автор обращался к трудам Ж. -М. Бертелло, Ф. Бородкина, Т. Зэлдина, Д. Лаперони, Ф. Ницше, Б. Пекиньо, А. Фулье, К. Ясперса. Но в данном исследовании проблемы восприятия тех или иных явлений социумом и отдельным субъектом рассматриваются не с точки зрения социологии или историософии, а в контексте эстетической проблематики.

Цель и задачи исследования:

Целью диссертационной работы является суммирование эстетических взглядов Аполлинера посредством анализа его художественных произведений и теоретических статей и выявление главных содержательных смыслов, составивших природу искусства кубизма и повлиявших на распространение стилевых приёмов кубизма в других видах искусств. Данная проблема решается в контексте решения конкретных задач:

— Анализ природы кубизма и мифологемы орфизм-кубизм.

— Изучение форм взаимопроникновения поэзии и живописи на примере отношения орфизма и кубизма50.

— Выявление музыкальной и визуальной основ в эстетике Аполлинера. Изучение феномена литературного кубизма. Рассмотрение текста звучащего и текста, фиксирующего увиденное.

— Выявление специфической природы орфизма и кубизма на примере стилевых бифуркаций в искусстве. Разработка понятия самоинклюзии искусства.

— Рассмотрение «новых» идей Аполлинера и влияние их на последующие тенденции в культуре Франции 20-ых гг. ХХ в.

Источники исследования:

Источники исследования можно разделить на три группы. К первой группе относятся критические статьи об искусстве, написанные непосредственно изучаемыми диссертационным исследованием персоналиями (Г. Аполлинером, Р. Делоне, К. Малевичем, Б. Поплавским, Б. Сандраром) 51. Сопоставление этого типа источников с современными исследованиями по тем же вопросам позволило по-новому взглянуть на становление кубизма как такового и чётче обрисовать контур эстетических проблем, решаемых в те годы искусством. Также это дало возможность лучше разобраться во взаимоотношении и природе авангардных течений и французского академизма.

Вторая группа источников представляет собой художественные произведения изучаемых авторов (Г. . Аполлинера, М. Жакоба и Б. Сандрара) 52. На основе анализа художественных текстов демонстрируется жанровое несоответствие в разных видах искусств и анализируется явление литературного кубизма. А также рассматривается влияние данного направления на последующие тенденции культуры (дадаизм, сюрреализм, абстракционизм).

Третья группа представляет собой переписку исследуемых авторов и их мемуарные записи53.

Многие из этих источников использовались разными исследователями. Авторский подход заключался в анализе и сопоставлении этих документов, а также обнаружении скрытых процессов внутри кубизма, проливающих свет на отношение Аполлинера к «новому искусству».

Научная новизна диссертации:

В ходе работы удалось собрать малоизученные материалы, проливающие свет на эстетические взгляды и мироощущение Г. Аполлинера. Впервые предпринята попытка выявить основы эстетики Аполлинера, исходя из музыкально-вербального и визуального восприятия мироощущения Аполлинера.

Параллельно проанализированы такие малоизвестные в отечественном искусствознании. Направления как как орфизм и литературный кубизм. Сквозь призму этих культурных явлений, с которыми напрямую связан Г. Аполлинер, посредством анализа высказываний и статей Аполлинера удаётся пролить свет на отношение Г. Аполлинера к современному ему искусству, что позволяет выявить доминанту характерную для всего творчества Аполлинера.

Проведённое исследование помогло путём сопоставления анализа высказываний и творчества художников и литераторов того времени развести такие разные понятия в живописи как кубизм и орфизм, увидеть несхожую природу этих направлений и их специфические задачи.

Анализ взаимодействия внутрихудожественных и социальных факторов на примере «нового искусства» помог скорректировать имеющиеся представления о Французской культуре начала ХХ века и выстроить своеобразную иерархию таких направлений в культуре, как кубизм, орфизм, дадаизм и сюрреализм.

Научно-практическая значимость исследования:

Научно практическая значимость исследования состоит в корректировке имеющихся уже представлений об искусстве кубизма. Впервые анализируются многие материалы, связанные с авангардными течениями начала ХХ века, а также выстраивается череда событий напрямую связанная с изменением европейского сознания начала ХХ века и демонстрируется эволюция стилей в живописи. Таким образом вскрываются новые факты, дающие возможность лучше разобраться не только в творчестве Г. Аполлинера, но и позволяющие приблизится к пониманию взглядов Аполлинера на современное ему искусство, в авангарде которого он находился.

Многие данные о Г. Аполлинере, используемые в данной работе являются новыми не только для любителей литературы, но и для специалистов.

Результаты данного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении семинаров по истории живописи, истории культуры ХХ века и эстетике.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка литературы и источников и приложения

Введение:

Во введении определяется проблема и обосновывается актуальность темы, а также очерчивается предмет и объект исследования. Проводится анализ исследовательской литературы, привлекавшейся в ходе работы, и обзор источников диссертации. Здесь же ставятся цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна и практическое значение работы.

Первая глава: Адаптация идеи «нового искусства» Г. Аполлинера в художественной теории и практике кубизма

В первой части первой главы непосредственно рассматриваются те направления в искусстве, с которыми напрямую связано имя Аполлинера: кубизм, орфизм, литературный кубизм. Анализ этих явлений производится на базе статей самого Аполлинера и художников-кубистов, а также современных французских исследований.

1. 1. Подробное исследование проблемы выявляет Противоречие теории и практики кубизма. Статьи 1905-1910 годов показывают разногласия Аполлинера и художников-кубистов по целому ряду вопросов. Признавая талант художников и перспективность их экспериментов, Аполлинер отказывается называть кубистов, тем, кем они, собственно говоря, являются – «кубистами». Неудовлетворённый характером поисков современной Аполлинеру живописи, он пытается направить её в кажущееся ему верным русло, противопоставив кубизму орфизм. Однако, сам Аполлинер затруднялся дать определение этому направлению. Инстинктивно, он хотел привнести в современную ему живопись то, что удовлетворяло бы его эстетический вкус, но при этом не мог преодолеть внутренних противоречий между своим эстетическим ощущением и дыханием эпохи.

1. 2 Мифологема. кубизм и орфизм: взаимопроникновение поэзии и живописи.

Очередной миф ХХ века – отождествление дружбы Пикассо и Аполлинера с похожестью их творчества. Признавая гений Пикассо, Аполлинер отнюдь не являлся теоретиком кубизма. Его перу принадлежат отдельные статьи о живописи, в том числе и о кубистской, но он не являлся адептом кубизма, как это принято считать в искусствознании. Одно из недоразумений — выход в свет книги

Аполлинера под названием «Художники кубисты», которая позволяет отнести Аполлинера к кубистам, и более того, говорить о его собственном творчестве, как о литературном кубизме («Каллиграммы»). Первоначальное название книги было «Эстетические медитации», однако издатель, в целях увеличения спроса на книгу изменил название, поменяв на «Художники кубисты», не смотря на то, что Аполлинер не касается в ней кубизма. Иначе обстояло дело с орфизмом, направлением в живописи, которое возглавлял (с лёгкой руки Аполлинера) Р. Делоне (отнюдь не считавший себя при этом орфистом). Аполлинер считал орфизм квинтэссенцией современной живописи, но относился к нему при этом как к одному из направлений в литературе, в связи с чем сами художники, Пикассо и Делоне, окрестили орфизм – «литературщиной». Синтез взглядов на литературу и на живопись порождал новые идеи, которые Аполлинер проецировал на все виды искусства.

1. 3 Метафизика цвета и звука в художественном сознании Франции начала ХХ века.

Подобная чехарда стилей приводит к вопросу, чего именно хотел добиться Аполлинер, пытаясь перегруппировать элементы современной ему живописи в ином порядке и дать этому другое название? Вторая часть первой главы посвящена разгадке этого вопроса. Изучение этой проблемы осуществляется при опоре на художественные произведения Г. Аполлинера, с целью определения основ мироощущения Г. Аполлинера. Аполлинер был один из первых среди поэтов, кто заметил изменения в области пластических искусств. Первый, кто уловил, что новое сознание ориентированно на глаз более чем на ухо. Именно он сумел разглядеть художников, которые начали по иному выражать мир в своих картинах, стараясь найти адекватную форму выражения новым идеям и впечатлениям от изменений восприятия, которое он искал в своих стихах. Однако собственные вкусовые установки в области живописи у Аполлинера исходили из ХIХ века, романтизма и импрессионизма. И призвание современной ему живописи он видел в изменении вкусов публики, обогащение цветовой гаммы, иному отношению к пластике предмета, но не в отказе от самого предмета и отказа от красоты цветовой палитры.

Пытаясь дать ответ на вопрос о природе творчества, автор сталкивается с особенностями человеческого восприятия (пластическое и живописное). Анализ стихов Аполлинера выявляет их музыкальность, а не живописность. В первую очередь поэзия Аполлинера ориентирована на восприятие ухом, а не глазом. Отсюда вырисовывается затруднённость понимания литературного кубизма. Даже после беглого прочтения сборник стихов «Калиграммы» оказываются вполне традиционными по форме стихами. Сопоставление поэтических опытов Аполлинера со стихами Б. Сандрара и М. Жакоба, анализ музыкальных произведений того времени и воспоминания современников подтверждают музыкальные, а не живописные основы творчества Г. Аполлинера.

основа вербального и музыкального восприятия иная, нежели у живописного, то становится понятно, почему литература пошла другим путём, нежели живопись. Так как невозможно было перенести приёмы Пикассо и Брака в литературу. Так те, кого принято называть литературными кубистами, по сути, были предшественниками сюрреалистов. Но сколь-нибудь явного, «реального», кубизма в литературе и в музыке не возникло. И подобно тому, как говорил Равель, что музыка существует лишь потому, что не всё можно выразить словами, так и кубизм отражал те явления, которые происходили в области изменения визуального восприятия человека. А, следовательно, кубизм мог проявиться только в архитектуре, скульптуре и живописи.

Вторая глава: Интерпретация Дада и сюрреализмом эстетических воззрений Г. Аполлинера

Для объяснения появления таких явлений в искусстве ХХ века, как кубизм и орфизм важно выявить эстетический идеал Г. Аполлинера, лежащий в основе художественного стиля этих явлений.

Изменение взглядов Аполлинера напрямую связано с изменением эстетических идеалов, которые, в свою очередь, связаны с проблемами понимания Аполлинером стиля. Это даёт возможность разобраться в несоответствии литературного и живописного кубизма и объясняет принадлежность Аполлинера к различным течениям в литературе и в живописи (т. е. вкус к диаметрально разным направлениям в литературе и в живописи).

2. 1. Эстетический вкус эпохи и особенности стилевых триад кубизма и орфизма

⇒ синтез компонентов старых идеалов ⇒ выбор наиболее предпочтительной комбинации. То есть первая фаза является дифференциацией, а вторая — интеграцией. В данном случае мы сталкиваемся с понятием стилевых триад.

Анализ кубизма и орфизма («орфический кубизм») посредством стилевых триад даёт возможность увидеть разную природу таких схожих на первый взгляд явлений как кубизм и орфизм, вытекающей из-за разницы эстетических установок Пикассо и Аполлинера (триада Пикассо: (классицизм) импрессионизм ⇒ кубизм ⇒ футуризм и конструктивизм и триада Аполлинера: (барокко) импрессионизм ⇒ орфический кубизм ⇒ сюрреализм).

В этой же части главы ставится вопрос о причинах успеха-неуспеха орфизма в соотношении с кубизмом.

Орфизм, как и любой стиль имеет два аспекта – коллективный и индивидуальный, т. е. с одной стороны обращён к социолекту, а с другой – к идиолекту. Так вышло, что то, что интересовало Аполлинера в живописи, не совпадало с эстетическими устремлениями эпохи, но зато удовлетворяло эстетическому вкусу самого Аполлинера. Иными словами, субъективная эстетическая оценка Аполлинера пришла в конфликт с иной оценкой живописи той эпохой (≈ объективной оценкой).

Как показала первая часть второй главы, разница не идеологий, а эстетических вкусов привела к размежеванию кубизма и Аполлинера.

Особенности эстетического вкуса французов напрямую связаны с особенностями французского менталитета. Подходя к несоответствию между эстетическими вкусами Аполлинера и вкусом французов того времени, автор работы приходит к феномену эксклюзии эстетического вкуса (идентификации и способности выделения «чужих» по определённым признакам)

Сам процесс эксклюзии в искусстве выносит стиль или художника-творца в рамках одного стиля в момент его становления или угасания из нормального состояния в состояния относительной депривации. Таком образом орфизм можно назвать «жертвой». При этом жертва эксклюзии в искусстве как правило является результатом действия механизма, не обязательно связанного с искусством. Этот процесс может зависеть от политической, социально и пр. условностей.

В случае с мы сталкиваемся с вкусом социолекта, которому не соответствует определённый стиль в данный момент времени. Это обусловлено спецификой эстетического восприятия определённой общностью творческого акта сквозь призму общественных идеалов, вытекающих из единых установок (вкусовых, религиозных, политических, мифологических и т. д.).

2. 3. Особенности французской психологии и манифест Г. Аполлинера.

(К вопросу о Дада и сюрреализме).

В третьей части второй главы анализируется манифест Аполлинера «Новое сознание и поэты», проецируемый на творчество самого Аполлинера и культурную обстановку Франции 10-20-ых гг. ХХ века. Погружение в манифест выявляет его чисто французскую доминанту, основанную на базисных принципах французского мировосприятия: борьба с эстетизмом, сочетание прогресса и поэзии, стремление удивить зрителя необычным, а также характерное для поздних романтиков обращение художника к подсознательному и синтез искусств.

В этой же части поднимается вопрос о национальном и интернациональном характере базовых культурных течений и роли эмигрантов в культуре Франции 10-20-ых гг. ХХ в.

Заключение

В заключении подводятся итоги исследования. В ходе работы удалось более детально и разносторонне выявить интенции двух столь самобытных художников ХХ века как Г. Аполлинеа и П. Пикассо. На этой основе автор смог прийти к более широким обобщениям об относительной специфике кубизма в литературе и в живописи первых десятилетий ХХ века. Цель диссертационной работы - увидеть разделение в сознании человека в начале ХХ века искусства на две составляющих: ориентированное на восприятие ухом и восприятие глазом, и распад единого восприятия искусства. В то время, когда в искусстве доминировал авангард, Аполлинер старался, не осознавая того сам, продлить жизнь тому, что авангард отрицал или не принимал.

Явление «нового искусства», пропагандируемого в последний год жизни Аполлинером — явление социокультурное, зависящее не только от одного желания его появления Аполлинером, ибо связано с «новым сознанием», а соответственно оно затрагивает всех, а не отдельную когорту людей. Для понимания этого явления требуется анализ, как внутри художественных, так и социальных и политических факторов. Как показало исследование, те идеи, которые изложил Аполлинер в своём манифесте, и были поняты исследователями, как футуристические и космополитические, на проверку оказались извечными принципами французского самосознания. Манифест Аполлинера являлся не столько пророчеством будущего искусства, сколько подведением под знаменатель всего того, что было создано французами за их многовековую историю. Сам манифест также адресован именно к французам, как носителям этого «нового сознания». Сам манифест проливает во многом свет на дальнейшие процессы, происходившие во французском искусстве.

Приложение

В качестве приложения к диссертационной работе предложены два эссе Г. Аполлинера, не связанные с живописью, но дающие наиболее точное представление о стиле статей Аполлинера.

«Набережные и библиотеки»54 из книги Аполлинера «Фланёр обоих берегов», вышедшей уже после смерти Аполлинера в 1918 году. По мнению многих французских критиков, этот необычный сборник статей оказал большое влияние на технику письма сюрреалистов. Приложенное к диссертационной работе эссе в большей степени, чем другие работы Аполлинера демонстрирует приверженность Аполлинеру своему тезису – «Традиция и Авантюра». «Набережные и библиотеки» одновременно являются и воспоминаниями об уходящей эпохе и головоломкой-шарадой, характерной для современной Аполлинеру литературы.

«Жан Мореас»55 из серии статей, объединённых названием «Колоритные современники» и опубликованных в 1910 году.

Обе приведённые статьи не являются теоретическими статьями по живописи, однако, в них более полно проявляются особенности написания статей Аполлинером: романтический пафос, любовь к каламбурам, поэтичность, медитативность повествования, склонность к мифологизации.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Расторгуев А. В. ХХ век: человек в мифе и миф о человеке // Человек N 4, М., 2003 - 0,8 п. л.

«Философия». 2003, N3 – 1 п. л.

3. Расторгуев А. В. Адаптация идеи «нового искусства» в художественной теории и практике кубизма // Вопросы гуманитарных наук, М., N2, 2003 - 3 п. л.

4. Rastorguev A. La theorie d’art et la pratique du cubisme. // XV-th International Congress of Aesthetics, 2001,in Japan. Aesthetics in 21 Century. Proceedings. Tokio, 2001 – 0,1 п. л.


Примечания.

1. Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо // XI Алпатовские чтения

«ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25-26. 11. 2001; Иванов В. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000., С. 424-425; Креспель Ж. -П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000; Креспель Ж. -П. Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1905-1930. М., 2000; Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999; Matamoro B. Apollinaire, Picasso y el cubismo poetico // Cuadernos hispanoamer. Madrid, 1991., N 492. - P. 29-38; Michel A. Media theory: On the legacy of the avant-gardes in Carl Einstein and Walter Benjamin // South Atlant. quart. Durham, 1997. - Vol. 96, N 4. - P. 729-740

2. Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971

3. Breuning L. -C. Apollinaire et ”Les Peintres cubistes” // La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 69-70

4. Chevallier J. -C., Breuning L. -C. Cubistes // La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69-70

5. Cadou R. G. Le Testament d’Apollinaire. P., 1980; Cadou R. G. G. Apollinaire and the Cubist life. L., 1961; Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969; Decaudin M. G. Apollinaire. Etudes et Informations. P., 1964; Burgos J., Caizergues P. Apollinaire en 1918. P., 1988; Caizergues P. Apollinaire journaliste. P., 1979; Cadou R. G. Esthétique de M. Jacobe. P., 1956; Kamber G. M. J. and the poetics of cubism. B. -L., 1971; Cendrars M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969; Stazinskiy J. Materiaty do studiow i dyskusji. W., 1955; La Boite aux Lettres des Treize. 30. 08. 1910; Daix P. La vie quotidienne des surrealistes 1917-1932. H., 1993; Rouveyre A. Amour et poesie d’Apollinaire. P., 1955; Hubert R. R. L’elan vers l’actuel dans la poesie d’Apollinaire et de Breton. // La revue des lettres modernes P., 1964

’Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Française. P., 1912; Delaunay R. Du cubisme a l’art abstrait. P., 1957; La Ruche – L’école de Paris a Montparnasse. T., 1910; Salmon A. Souvenirs sans fin (première époque, 1903-08). P., 1955; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996

7. Батракова С. П. Художник ХХ века и язык живописи. М., 1996; Балашова Т. В. Французская поэзия ХХ века. М. 1982 Буачидзе, Г. С. Аполлинер и пути развития французской поэзии : (К пробл. традиции и новаторства). Тбилиси, 1989; Будагова Л. Н. "Зона" Аполлинера и чешская поэзия 20-х гг. ХХ в // Поэзия западных и южных славян и их соседей. М., 1996. С. 162-190; Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 424-425; Подохсик А. С. «Пикассо: Вечный поиск»б Л., 1989; Постовалова А. Традиции Г. Аполлинера в творчестве Л. Арагона // Гуманитарные науки. Ташкент,1989. С. 61-66; Рид. П. Аполлинер и В. Брюсов // Европейские друзья Аполлинера. Париж, 1995; Швейбельман Н. Ф. В поисках нового поэтического языка: проза Г. Аполлинера // Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению. Тюмень, 1998. С. 82-95; Юровская Э. Аполлинер и де Кирико // Рус. мысль = La pensee russe. - Париж, 1997., N 4199. С. 13; Гальцова Е. Между футруризмом и кубизмом : двуязычное фвление Аполлинера. // Иностр. Лт. 2002, N11

8. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград. 1999; Онеггер А. О музыкальном искусстве. М., 1975; Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000; Сухотин М. О двух склонностях написания слов (о конкретной поэзии) // НЛО, N16, 1995; Apollinaire et la Musique // actes des Colloque, Stavelot, 1969, Blachere J. -C. Le primitivisme d’Apollinaire. P., 1944, Goulli S. el Picasso: Occident et Afrique-Orientale, A., 1977

9. Аверинцев С. С. «Морфология культуры» О. Шпенглера // Вопросы литературы, М.. 1968. № 1.

Бердяев Н. А. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре // Хрестоматия по культурологии. М., 1998. С. 404-415, 81-104. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.,1990; Бердяев Н. А. Смысл творчества. Оправдания человека М.,1916; Бердяев Н. А. Кризис искусства. М., 1918; Бердяев Н. А. Пикассо. София.,1914

12. Бессонова М. Диалог культур как способ существования в изобразительном искусстве ХХ века. Диалог культур. М., 1994

13. Бобринская Е. Концепция "нового человека" в эстетике футуризма. // Вопросы искусствознания, №1, М., 1995

14. Бурдье П. Структура, габитус, практики // Журнал социологии и социальной антропологии. М.,1998, № 2.

16. Вельфлин Г.: Классическое искусство. М., 1997

17. Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С. 7-40

18. Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961

19. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994; Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998

  №3

21. Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Избранное, М.. 1996; Зиммель Г. Философская культура. М., 1911; Зиммель Г. Конфликт современных культур, М., 1918; Зиммель Г. Философия культуры. В 2-х тт.(: Т. 1. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры. Т. 2. Женская культура. Мода. Приключение). М., 1996

22. Ильин. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998

23. Кривцун О. А. Художественное творчество в условии относительно устойчивой и переходной культурной эпохи // Его же. Эстетика, М.. 2003.

24. Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999

26. Шюц А. Структура повседневности // Социологические исследования. 1987. № 1.

27. Зельдмайр Х. Искусство и истина. Спб.. 2001

28. Ядов В. А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. М., 1998.

29. Якимович А. К. ,. Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России. М, 2001

периоды истории и культуры. // отв. ред. Н. А. Хренов, М.. 2000

31. Аполлинер Г. Писатели Франции о литературе // Новое сознание и поэты М., 1978; Аполлинер Г. Проза Г. Аполлинера. Расторгуев А. М., Дипломная работа, Литературный ин-т. им. Горького, 1999; Аполлинер Г. Стихи. Кишинёв, 1996; Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. С. -П., 1999; Apollinaire G. Chroniques d’art (1902-18). P., 1958; Apollinaire G. Correspondance G. -A. -J. Cocteau. P., 1991; Apollinaire G. Il y a. P., 1925; Apollinaire G. L’Heresiarque et Cie. P., 1967; Apollinaire G. La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971; Apollinaire G.; La vie anecdotique  // Mercure de France. 16. 10. 1916; Apollinaire G. Le Flaneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996; Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994; Apollinaire G. Le Roi-Lune. Turin, 1995; Apollinaire G. Le theatre italien. P., 1910; Apollinaire G. Les contes. P., 1977; Apollinaire G. Lettres a Andre Breton // Revue des lettres modernes, 1964, N 104-107 Apollinaire G. Meditations esthetiques. P., 1913; Apollinaire G. Peintres cubistes. P, 1913

32. Breton A. Entreiens 1913-1952, N. R. F. 1952; Breton A. Les Manifestes du surrealisme, P., 1985; Breton A. Les pas perdues. // coll. “Les Documents bleus” , P., 1924; Breton A. Pour Dada // N. R. F., 01. 08. 1920, N83

33. Delaunay R. Du cubisme a l’art abstrait. P., 1957

34. Жакоб Ж. Избранные стихи. С. -П., 1995

36. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Ленинград, 1985

37. Поплавский Б. Дадафония. М., 1999; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996

38. Salmon A. L’Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Française. P., 1912;Salmon A. Souvenirs sans fin (première époque, 1903-08). P., 1955; Salmon A. Souvenirs sans fin. // vol. 3. P., 1955, 1956,1961

39. Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С. -П., 1995

41. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974

42. Барт. Р. Лингвистика текста. // Новое в зарубежной лингвистике», вып. VIII. М., 1978; Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. //

Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX- XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987; Barthes R. Le Degree zero de l’ecriture. P., 1953; Barthes R. L’Empire de signes. Geneve, 1970

43. Бодлер Ш. Об искусстве М., 1986

”Les Peintres cubistes” //  La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 69-70; Chevallier J. -C., Breuning L. -C. Cubistes // La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69-70

45. Бреннер М. МОЯ ИСТОРИЯ современной французской литературы. М., 1994

46. Компаньон А. Демон теории. М, 2001

47. Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999

48. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Хлебников В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3. СПб., 2001

émiotique du langage visuel. Paris, 2000

Альфонсов, В., Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников М., 1966; Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо //  XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25-26. 11. 2001 (доклад); Баль М. Паук Луиз Буржуа: архитектура художественного письма. // Новый Мир Искусства. СПб., 2001, № 6 (23). С. 25-28; Батракова. С. П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М.,2002; Батракова С. П. Критский миф Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25-26. 11. 2001; Бахтин М. M. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979; Бессонова М. А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX в. // Многогранный мир КандинскогоМ.,1999. c. 9; Бессонова М. А. Руссо и Пикассо. Столкновение наивной живописи Руссо с профессиональным авангардизмом его эпохи. // Советское искусствознание. М., 1974; Бобринская Е. "Автографические книги" Алексея Крученых. // Искусство, №1. М., 1993; Бусев М. А. Коллаж: от кубизма к сюрреализму // Сюрреализм и авангард: материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М., 1999. С. 98-105; Валери П. Об искусстве. М., 1993; Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962; Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 424-425; Кривцун О. А. Эволюция художественных форм. М., 1991; Мондриан П. Пластическое искусство и Чистое пластическое искусство. // Метафизические Исследования. № 13, СПб., 2000. с. 326-327; Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. М., 1999; Польдяева Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и ХХ век. М., 1997. С. 603; Раппопорт С. Х. Взаимодействие и синтез искусств Л., 1978; Родькин П. Новая визуальная революция Взгляд. Анализ. Предвидение. М., 2001; Савенко С. И. Пикассо и Стравинский // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25-26. 11. 2001; Турчин В. С. "Желтый звук" - композиция В. Кандинского. // Декоративное искусство, N 1-2 1993; Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994; Царькова Т. С. Слова и краски: Надписи на картинах русского авангарда // Русская литература. 1994. № 3. С. 141-151; Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его наименование) // Мышление и речь. М., 1960. С. 5-47; Якимович А. К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России. М, 2001

51. Apollinaire G. Chronique d’art. P., 1969; Apollinaire G. Oeuvres completes. P., 1966; Apollinaire G. Le theatre italiene. P., 1910; Apollinaire G. Meditations esthetiques. P., 1913; Apollinaire G. Peintres cubistes. P., 1913, Apjollinaire G. Le Flaneur de deux rives. P., 1918; Apollinaire G. Contemporains pittoresque. P., 1909; Малевич К. Попытка определения зависимости между цветом и формой. М., 1998; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996  

52. Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994 ; Les contes. P., 1977; Le Roi-Lune. Turin, 1995; Le Flaneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996; L’Heresiarque et Cie. P., 1967; Chroniques d’art (1902-18). Paris, 1958; La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971; Le theatre italien. P., 1910; Стихи. Кишинёв, 1996; Эстетическая хирургия. С. -П., 1999 ; Расторгуев А. Проза Г. Аполлинера., М., 1999; Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С. -П., 1995; Поплавский Б. Дадафония. М., 1999.

“Mercure de France”, 16. 10. 1916; Apollinaire G. Lettres a Andre Breton dans Revue des lettres modernes, 1964, N 104-107; Apollinaire G. Correspondance G. -A. -J. Cocteau. P., ed. J. -M/ Place, 1991, Breton A. Les pas perdues // (coll. Les Documents bleus), N. R. F., 1924; Souvenirs sans fin // 3 vol. P., 1955, 1956,1961

54. Apollinaire A. Les quais et les bibliotheques //  Le flaneur des deux rives suivi de Contemporains pittoresques. C. 75-87

55. Apollinaire A. Jean Moreas // Le flaneur des deux rives suivi de Contemporains pittoresques, P., c. 143-159