Приглашаем посетить сайт

Раскин Б. :" Жак. "

Раскин Б.

«ЖАК»


"Славия", СП "Интербук",
СПб, 1992.
OСR niv.ru

«Жак» Жорж Санд написала весной 1834 года в Венеции. Вернувшись в августе в Париж, она передала рукопись издателю Боннеру; 20 сентября 1834 года роман вышел в свет.

«романтического бунта», отмеченный решительным отрицанием господствующей морали, неприятием традиций буржуазно-дворянского уклада жизни, страстным протестом против угнетения личности в неразумно устроенном обществе, напряженными нравственными исканиями. Писательница исследует прежде всего сферу частной, семейной жизни, раскрывает внутренний мир своих героев, мир их чувств и переживаний, обнажая непримиримый конфликт, возникающий между естественными стремлениями человека и обществом с его деспотическими законами и моральными догмами. Как и в «Индиане», «Валентине», «Лелии», в романе «Жак» во главу угла ставится женский вопрос, подвергается критике институт брака, основанный на порабощении женщины и узаконенном лицемерии. Вопросы семейного и общественного положения женщины, ее зависимости от социальных норм и установлений, от вековых моральных предрассудков и религиозных догм оказались в 30-е годы XIX века среди острейших проблем французской жизни. Но с наибольшей остротой и радикальностью эти вопросы ставились именно Жорж Санд в ее первых романах, которые, по выражению Ф М. Достоевского, несли читателю «новое слово и новые надежды» 1

идеала, бунтарей против тирании общества и догм «света» людей, стремящихся воплотить в жизнь гуманные принципы, новое понимание любви, брака, дружбы, основанное на свободе, чистоте и естественности человеческих отношений. В письме к Сент-Бёву (от 24 сентября 1834 года) Жорж Санд назвала высшей задачей искусства создание образа праведника, «такого, каким он должен и может быть в нашем обществе»,— эту мысль она неоднократно повторяла впоследствии в течение всей своей жизни.

Жак, герой романа,— именно такой праведник, воплощающий высокие нравственные идеалы автора. Человек с нелегким жизненным опытом за плечами и с чутким, легко ранимым сердцем, полным доброты и горячей жажды любви, он отличается гуманностью и благородством взглядов, действенным чувством долга и сознанием личной ответственности за счастье любимых им людей. Подобно Сильвии, Жак — человек высоких требований к себе, чуждый нравственных компромиссов, бесстрашно смотрящий в лицо правде и презирающий спасительные лазейки самоутешения. Характеризуя положительных героев романа, писательница широко раскрыла свои этические идеалы, социальные симпатии и антипатии прогрессивного романтизма начала 1830-х годов, связанные и с руссоистским культом природы и простоты нравов, и с ненавистью к политическому ретроградству, и с бесспорным, хотя и довольно расплывчатым, демократизмом. В прошлом боевой офицер, с честью прошедший через превратности наполеоновских походов, Жак чужд светскому обществу времен Реставрации, чванливым и жадным аристократам, вроде своей тещи госпожи де Терсан. Он хочет жить в тиши поместья, презирая суету «света», отдавшись любви к Фернанде и дружбе с Сильвией. Под стать ему и Сильвия; брошенная матерью, она воспитывалась крестьянами-пастухами на лоне природы, а затем сформировалась под влиянием Жака, усвоив его презрение к обществу. Идеальным героям романа, наделенным душевным богатством и силой чувств, противопоставлены молодая жена Жака Фернанда и ее возлюбленный Октав — люди не порочные, но заурядные, духовно нестойкие, лишенные душевной чуткости и неспособные победить свои эгоистические страсти и подняться над нравственным уровнем окружающей их среды.

«Если заурядная любовь — лишь экзальтированный эгоизм, то любовь истинная возвышается до самоотречения» — так сформулировал известный критик того времени Г. Планш в своей рецензии этическую коллизию романа. Убедившись в любви жены к другому, Жак уходит из жизни, чтобы не мешать ее счастью; он заботится и о том, чтобы смерть его была приписана несчастному случаю: пусть угрызения совести не мешают спокойствию и счастью Фернанды! Так, заостряя романтическую ситуацию, Жорж Санд утверждает красоту подвига во имя свободы человеческого чувства, выступает глашатаем новых отношений между мужчиной и женщиной, противопоставляемых лицемерной святости и неприглядной реальности буржуазного брака. Недаром католический критик времен Июльской монархии Альфонс де Вальконсей называл Жорж Санд писателем, «наиболее энергично атакующим религиозные верования, основы семьи и общества» и с возмущением писал, что в романе «Жак» «обвинения против брака переходят все пределы».

В характере и судьбе героя романа есть и другой аспект. Жак — из племени «последних романтиков» в наступившем прозаическом и меркантильном веке. Жак и сам перед смертью причисляет себя к «лишним людям»; эпоха безвременья и всеобщего эгоизма не дает почвы для их деятельности, предоставляя им право «умереть, если их не любят и если жить им тошно» (письмо XCVI). Тема «лишнего человека» в скучном и пошлом мире была актуальной для литературы 30-х годов, направленной против утвердившегося после 1830 года господства буржуа. Вместе с тем она знаменовала тупик, безысходность бунта одинокой личности.

Свой роман Жорж Санд писала в русле бурно возрождавшегося в те годы романтического «личного» романа. В статье, посвященной переизданному в 1833 году «Оберману» Сенанкура, превознося «идеальную» литературу, изображающую внутренний мир человека, она утверждает превосходство глубокого анализа интимных переживаний и страстей человека над эпическим живописанием исторических событий. «Личный» роман прибегал обычно к формам повествования от первого лица. В «Жаке» Жорж Санд избрала форму романа в письмах; возможность лирического самораскрытия получает каждый персонаж, изливающий свои чувства и развертывающий субъективную интерпретацию происходящего. Здесь писательница опиралась на традицию французской чувствительной прозы XVIII века; недаром в самом тексте романа есть намек на аналогию с «Новой Элоизой» Руссо (письмо XXI).

«Я читаю «Вертера» и «Новую Элоизу», я поглощаю все эти возвышенные безумства...». Очевидно, чувствительные излияния героев «Жака», которые могут показаться современному читателю слишком экзальтированными, по-своему верно отражают эмоциональную атмосферу, существовавшую в среде молодых романтиков 30-х годов: любовь и дружба здесь становились предметом культа, факты интимной жизни тщательно анализировались, а грани между реальной жизнью и литературой порой стирались,- так было, в частности, когда личные отношения между Жорж Санд и А. де Мюссе получили громкий и длительный резонанс, вызвав целый поток романов и памфлетов.

«Индиану», иронически отозвался о «Жаке» (в письме к Э. Ганской от 19 октября 1834 года), психология и поступки центральных персонажей романа показались великому реалисту недостаточно мотивированными, слишком обнаженно подчиненными авторской тенденции. Однако для «Жака» характерно и другое — не только самораскрытие романтических героев, но и замечательная наблюдательность, точные контуры социально-психологических типов (Фернанда, Октав, госпожа де Терсан, Борель), черты глубокого интереса к социальной характерности жизни, который возобладает на следующем этапе творчества Жорж Санд.

«Жак» был впервые опубликован в журнале «Отечественные записки» за 1844 год (т 35 и 36).

1. Достоевский Ф М. Полн. собр. соч. , М., Госиздат., 1926— 193., Т. 11, стр. 312.