Приглашаем посетить сайт

Раскин Б. Л.: Мопассан. Краткая литературная энциклопедия.

Б. Л. Раскин.

Мопассан.

́Н (Maupassant), Ги (полное имя — Анри Рене Альбер Ги) де [5. VIII. 1850, замок Миромениль, близ Трувиля-сюр-Арк (деп. Нижняя Сена), — 6. VII. 1893, Париж] — франц. писатель. Его отец, из обедневших дворян, служил биржевым маклером; мать происходила из культурной бурж. семьи г. Руана, в к-рой бывал в молодости Г. Флобер. Учился М. в духовной семинарии г. Ивето, затем окончил руанский лицей и в 1869 получил звание бакалавра. В 1870 поступил на юридич. ф-т в г. Кане, но в связи с началом франко-прусской войны был призван в армию. После войны М. служил чиновником Морского мин-ва (до 1878) и Мин-ва нар. просвещения (до 1880). Лит. интересы пробудились у М. на школьной скамье. Одним из его учителей в лицее был друг Флобера, поэт Луи Буйе, поощрявший стихотворные опыты юноши. В 70-е гг. М. упорно овладевал лит. мастерством под руководством Флобера — взыскательного наставника, оказавшего определяющее воздействие на формирование таланта и эстетич. взглядов М. Писатель посвятил Флоберу свою первую книгу «Стихотворения» («Des vers», 1880) и сохранил до конца жизни глубокое уважение к его памяти. У Флобера М. встретился с писателями и критиками — Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкуром, И. Тэном и др., а также с И. С. Тургеневым, к-рый познакомил его с рус. лит-рой. Влияние Тургенева и дружба с ним стали важным фактором развития М., посвятившего рус. писателю первый сб. своих новелл «Заведение Телье» («La maison Tellier», 1881) и написавшего о нем две статьи: «Изобретатель слова „нигилизм”» (1880) и «Иван Тургенев» (1883).

«Гюстав Флобер», «Бальзак по его письмам» и др.). Сближение с Золя и молодыми писателями-натуралистами (П. Алексис, А. Сеар, Ж. К. Гюисманс, Л. Энник) привело М. к участию в сб. рассказов «Меданские вечера» (1880); напечатанная здесь новелла «Пышка» («Boule de suif») явилась убедит. свидетельством зрелого мастерства М. Лучшая вещь сборника, посвященного реалистич. изображению эпизодов франко-прусской войны, «Пышка» выделялась резкой антибурж. направленностью, остротой социального анализа — чертами, характерными для всего творчества М. С 1880 развернулась почти беспримерно продуктивная лит. деятельность М. Регулярно выступая в периодич. прессе, гл. обр. в газ. «Le Gaulois» («Галл»), «Le Gil Blas» («Жиль Блас»), «Figaro» («Фигаро»), «Echo de Paris» («Эхо Парижа»), с новеллами, статьями, очерками (далеко не полностью собранными в изданиях его соч.), он опубл. в течение 11 лет шесть романов, сб-ки новелл: «Заведение Телье» (1881), «Мадемуазель Фифи» («Mademoiselle Fifi», 1882), «Дядюшка Милон» («Le père Milon», 1883), «Рассказы вальдшнепа» («Contes de la bécasse», 1883), «Лунный свет» («Clair de lune», 1884), «Мисс Гарриет» («Miss Harriet», 1884), «Мисти» («Misti», 1884), «Сестры Рондоли» («Les sœurs Rondoli», 1884), «Иветта» («Yvette», 1885), «Сказки дня и ночи» («Contes du jour et de la nuit», 1885), «Туан» («Toine», 1885), «Маленькая Рок» («La petite Rocque», 1886), «Господин Паран» («Monsieur Parent», 1886), «Орля» («Le Horlà», 1887), «Избранник госпожи Гюссон» («Le rosier de m-me Husson», 1888), «С левой руки» («La main gauche», 1889), «Бесполезная красота» («L’inutile beauté», 1890); книги путевых очерков: «Под солнцем» («Au soleil», 1884), «На воде» («Sur l’eau», 1888), «Бродячая жизнь» («La vie errante», 1890). Посмертно изд. сб. новелл «Разносчик» («Le colporteur»), отрывки незаконч. романа «Анжелюс» («L’Angélus») и повести «Чужеземная душа» («L’âme étrangère»). В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психич. болезни.

М. — один из последних великих франц. реалистов 19 в. В основе его творчества лежало глубоко критич. отношение к капиталистич. действительности, трезвое, не оставлявшее никаких иллюзий понимание сути господств. отношений, фальши бурж. демократии и грязного политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Вслед за Флобером М. остро ощущал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие буржуа-собственника, лживой морали к-рого он стремился противопоставить (особенно в начале творч. пути) раскованность страстей, близость к природе, правду естеств. чувств человека. Вместе с тем бесперспективность историч. ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма (И. Тэн, Г. Спенсер) вносили в сознание М. пессимистич. мысли о невозможности изменения сложившегося порядка вещей. Представления о непреодолимом одиночестве человека, о его беспомощности перед случаем, страстью, старостью, болезнью, смертью, окрашенные в тона шопенгауэровского пессимизма, порой казались М. воплощением царящего в мире неблагополучия и накладывали определ. печать на его творчество (гл. обр. в последние годы жизни). В нравств. -эстетич. основах своего творчества М. был гуманистом и реалистом. В большинстве его произв. метафизич. пессимизм отступает перед глубиной и точностью анализа социальной природы человеч. отношений и характеров, перед стремлением к гуманистич. нравств. идеалу. В силу этого самый пессимизм М. оказывался своеобразной формой социальной критики, способствуя разрушению иллюзий бурж. -мещанского прогресса.

«Роман», опубл. как предисл. к роману «Пьер и Жан», в ст. «Эволюция романа в 19 веке» и др. М. защищал традиции реалистич. иск-ва, его познават. функции, видя задачу писателя в том, чтобы раскрывать людям «беспощадную, страшную и святую правду» (см. Полн. собр. соч., т. 8, М., 1958, с. 484), доискиваться истины, не обращая внимания на общепринятую официальную, ортодоксальную мораль. Ученик Флобера, он ратовал за высокую художнич. объективность, за ясность и точность худож. формы, за лаконизм, простоту и выразительность языка. Соратник Золя и натуралистов в борьбе против фальшивого бурж. морализаторства, М. одновременно всегда подчеркивал свое несогласие с натуралистич. догмами «научного романа» и «человеческого документа», утверждая необходимость строгого отбора явлений и фактов, с помощью к-рых художник создает не «банальную фотографию жизни», а «... ее воспроизведение, более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность» (там же, с. 11). Вопреки возникавшему декадентству, М. защищал сознательность творч. акта, говорил о необходимости «много наблюдать и раздумывать над тем, что видел» (там же, т. 12, М., 1958, с. 198). Вместе с тем для эстетич. воззрений М. (особенно в конце 80-х гг.) характерны известные уступки субъективизму, перенесение центра тяжести с объективного мира как предмета худож. отражения на восприятие художника, его познающее и чувствующее «я», что находило соответствие в тенденциях «чистого психологизма», в интересе к загадочным явлениям психики, заметном в нек-рых поздних произв. М.

смелого и глубокого познания жизни. Разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по способу повествования и жанровым признакам (история целой судьбы, воспоминание, дорожное происшествие, письмо, уличная сценка, размышление, диалог и т. д.), новеллы М. отличаются единством формы и содержания, напряженным интересом к человеку; в большинстве новелл «забавные» либо печальные факты и эпизоды выражают социальные закономерности, полны нравств. -философ. смысла. Важной их особенностью является воссоздание характера и психологии героев через действие, поступки, речевую манеру, через использование выразит. деталей. Богатство новеллистики М. определяется и многообразием интонаций — от грустной, элегической, порой трагической, до всевозможных оттенков юмора, особенно отчетливо связывающего М. с нац. традицией. Лукавая насмешка над человеч. слабостями («Нормандец», «Эта свинья Морен» и др.), озорное веселье фривольных, эротич. ситуаций («Булавки», «Хозяйка», «Задвижка», «Петух пропел» и др.) в большинстве рассказов уступают место язвит. иронии, сарказму, с к-рыми изображаются нравы бурж. общества, по словам М., «... сверху донизу бесконечно смехотворного» (там же, т. 11, М., 1958, с. 85), «... ужасающе посредственного и трусливого» (там же, с. 274). «... Великий живописец человеческого безобразия» (Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960, с. 19), М. изобразил целую галерею буржуа-обывателей, настигая их повсюду, вплоть до тайников их частной жизни, обнажая их духовное убожество, лицемерие их чувств и помыслов; полные внутр. иронии сюжетные коллизии мн. рассказов, со свойственными им резкими поворотами действия и неожиданной развязкой, дают возможность «вывернуть наизнанку» жалкие душонки обывателей: «Драгоценности», «Мой дядя Жюль», «Дождевой зонтик», «Наследство», «Награжден орденом», «В лоне семьи», «Мой дядя Состен» и др.

«Лунный свет», «Счастье», «Любовь»), М. в многочисл. рассказах с иронией и горечью говорил о профанации любви, превращении ее в предмет купли — продажи или грязной забавы, в средство обмана, наживы, порабощения, об адюльтере и проституции — неизменных спутниках бурж. брака-сделки («Реванш», «Знак», «Свидание», «Иветта», «Завещание», «Господин Паран» и др.), о трагедии брошенных незаконных детей («Отец», «Сын», «Отцеубийца», «Оливковая роща» и др.). Обостренно ощущая одиночество человека в капиталистич. об-ве («Одиночество»), М. пишет об ужасе перед внезапно открывшейся изнанкой жизни («Гарсон, кружку пива»), о безрадостном существовании маленького человека («Прогулка»), о его беззащитности перед неожиданными ударами судьбы («Ожерелье», «Верхом»), об одиноких любящих душах, растоптанных пошлостью и грубым эгоизмом среды («Правдивая история», «Плетельщица стульев», «Мисс Гарриет» и др.). В новеллах из нар. жизни М. изобразил не только жадность, скупость, темноту деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол», «Признание», «В море», «Сочельник» и др.), но и вековую драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), и страшную участь людей, выброшенных на дно жизни («Бродяга», «Нищий»), трагедию обездоленной женщины («Шкаф», «Одиссея проститутки», «В порту» — рассказ, переведенный Л. Н. Толстым под назв. «Франсуаза», и др.). Не идеализируя простых людей, М. только в их среде находит чистоту и человечность чувств и отношений («Папа Симона», «Дочка Мартена», «Буатель», «Возвращение», «Клошетт» и др.). В новеллах о франко-прусской войне именно простые люди, иногда отщепенцы и парии бурж. общества, в отличие от трусливых и эгоистичных буржуа, оказываются способными на патриотич. чувства и героич. поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон», «Пленные», «Два приятеля» и др.). В ряде новелл нашли выражение нараставшие в сознании М. настроения ужаса перед господствующим злом («Муарон», «Денщик», «Усыпительница», «Вечер» и др.), болезненный интерес к загадочным явлениям психики («Орля», «Кто знает?» и др.).

«Жизнь» («Une vie», 1883, рус. пер. 1883) тема утраченных иллюзий, столкновения романтич. мечтаний и идеальных побуждений с грубой и жестокой прозой жизни наполнена определенным социально-историч. содержанием: печальная судьба героини романа Жанны — чистой, человечной, близкой к природе женщины, свидетельствует о нежизнеспособности патриарх. -дворянского уклада, его беззащитности перед недобрыми силами бурж. практицизма. В романе «Милый друг» («Bel-Ami», 1885, рус. пер. 1885) история карьеры бессовестного хищника вырастает в памфлетно острое обличение политич. нравов, прессы, обществ. жизни, колониальных авантюр Третьей республики. Головокружит. успех Жоржа Дюруа знаменует господство продажности во всех сферах общества, нравств. вырождение бурж. личности. Социально-психологич. глубина характерна и для романа «Монт-Ориоль» («Mont-Oriol», 1886, рус. пер. 1887), рассказывающего о том, как в тихой Оверни начинает бушевать коммерческий ажиотаж вокруг организации курорта, и атмосфера пропитывается духом стяжательства. Героиня романа — женщина, тонко чувствующая красоту, чуждая деляческому практицизму своего мужа-банкира и жестоко обманувшаяся в любви к себялюбцу-сибариту Бретиньи. Роман «Пьер и Жан» («Pierre et Jean», 1887—88, рус. пер. 1888) — психологич. этюд о зависти и чувстве собственности, разрушающем семейные связи. В последних романах М. заметно сужение социальной тематики, перенесение акцента на «вечные» законы человеч. природы, на анализ иррациональных глубин психики. Роман «Сильна как смерть» («Fort comme la mort», 1889, рус. пер. 1890) — анализ страданий художника, связанных с ощущением приближающейся старости и творч. бессилия; «Наше сердце» («Notre cœur», 1890, рус. пер. 1890) — роман о душевном смятении и раздвоенности чувств светского дилетанта-сибарита, отмеченный чертами известного нравств. индифферентизма.

«... при помощи таких искусных и незаметных приемов и с такой внешней простотой, чтобы невозможно было увидеть и указать, в чем заключаются замысел и намерения автора» (Полн. собр. соч., т. 8, 1958, с. 9—10). Сжатостью, точностью и ясностью отличается язык М., «подлинно французский язык», по словам А. Франса (см. Собр. соч., т. 8, 1960, с. 105), «сочный, простой, безыскусный, поистине народный» (там же, с. 18). Но за этой внешней простотой — сложное мастерство сочетания и виртуозного использования лит. и речевых стилей, всего богатства общенар. франц. языка.

— первым пропагандистом М. в России. В письме М. М. Стасюлевичу от 24 ноября 1882 Тургенев дает восторж. оценку роману «Жизнь» (см. Собр. соч., т. 11, 1949, с. 374—75). В другом письме к тому же адресату Тургенев говорит о «Жизни»: «Роман — прелесть и чистоты чуть ли не шиллеровской» (цит. по кн.: М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 3, СПБ, 1912, с. 222). Л. Н. Толстой написал в 1894 предисл. к соч. М. (см. Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 30, 1951, с. 3—24). Толстой высоко оценил талант М., сумел понять его противоречия и его духовную драму. По словам А. П. Чехова, М. своим искусством «... поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже больше невозможным» (цит. по кн.: Куприн А. И., Полн. собр. соч., т. 7, СПБ, 1912, с. 129). М. — один из наиболее популярных в СССР иностр. писателей.

Œuvres complètes, éd. L. Conard, [t. 1—29], P., 1908—10; Œuvres complètes, éd. Librairie de France, [t. 1—15] P., 1934—38; Contes et nouvelles, v. 1—2, P., 1956—57; Romans, P., 1959; Chroniques, études, correspondances, rec., préfacées et annotées par R. Dumesnil, P., [1938]; Correspondance inédite, rec. par A. Artinian et E. Maynlal, P., [1951]; в рус. пер. — Полн. собр. соч. и письма, т. 1—15, СПБ, 1908—11; Полн. собр соч т. 1—30, СПБ, 1909—16; Полн. собр. соч., т. 1—13, М., 1938—1950; Полн. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1—12, М., 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т. 1—2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

«Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1959, вып. 51, № 266; Данилин Ю., Мопассан, Критико-биографич. очерк, М., 1951; его же, Мопассан, в кн.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Кобзарева Л., Мопассан в рус. критике 19 в., «Уч. зап. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина», 1955, т. 86, вып. 2; Кондратьев Н. И., Роман Мопассана «Милый друг», «Уч. зап. Иркутск. пед. ин-та», 1959, вып. 15; Раскин Б., Ги де Мопассан, в сб.: Писатели Франции, М., 1964; Резник Р. А., Борьба за наследие Мопассана, «Уч. зап. Саратовского ун-та им. Н. Г. Чернышевского», 1954, т. 41; Тассар Ф., Записки о Г. де Мопассане его слуги Франсуа, СПБ, 1912; Франс А., Ги де Мопассан и франц. рассказчики, в кн.: Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960; Artinian A., Pour et centre Maupassant, P., 1955; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется библ.); Lacaze-Duthiers G., Guy de Maupassant. Son œuvre, [s. 1., 1926]; Maynial E., La vie et l’œuvre de Guy de Maupassant, P., 1907; Schmidt A. M., Maupassant par lui-même, [P., 1962]; Sullivan E. D., Maupassant. The short stories, L., 1962; Varloot J., Maupassant vivant, «La Pensée», 1950, nov.—déc., № 33; Vial A., Guy de Maupassant et l’art du roman, P., 1954 (имеется библ.).

—1940. With an inquiry into his present fame and a bibliography, N. Y., 1941; Delaisement G., Maupassant journaliste et chroniqueur, P., [1956]; Spaziani M., Bibliographie de Maupassant en Italie, [Florence], 1957.