Приглашаем посетить сайт

Ножкин О. С. :«Солнце и плоть» А. Рембо и французская анакреонтическая поэзия XVII–XVIII вв.: к проблеме интертекстуальности

Ножкин О. С.

«Солнце и плоть» А. Рембо и французская анакреонтическая поэзия XVII–XVIII вв.: к проблеме интертекстуальности

Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 107-109

http://anthropology.ru/ru/texts/nozhkin/metatext_33.html

24 мая 1870 года Артюр Рембо обратился с письмом к поэту Теодору де Банвилю. В письме были строки: «Не хмурьте брови, когда будете читать эти стихи, я сойду с ума от радости, если вы сможете, мой Господин, отвести стихотворению «Credo in unam» небольшое местечко на Парнасе… Я бы вошёл в большую книжку «Парнаса», и вошёл бы с «Верую!» настоящего поэта!»

Стихотворение «Верую в единую», которое сегодня известно читателю как «Солнце и плоть», занимает особое место в творчестве поэта, являя яркий пример тесной интертекстуальной связи с анакреонтической традицией французской лирики XVII-XVIII вв.

Своеобразная сгущенность панорамы образов, которую разворачивает Рембо в своём стихотворении, бросающаяся в глаза позднебарочно-рокайльная декоративность, вызывающая в памяти мир Тьеполо и Буше, позволяет нам рассматривать интертекстуальность как безусловно осознанный художественный приём.

Анализируя стихотворение, можно выделить следующие характерные особенности творческого метода поэта, свидетельствующие об обращении к анакреонтической традиции:

а. Рембо активно использует устойчивые образы анакреонтической лирики:

б. Автор охотно обращается к мотивам анакреонтического дискурса:

в. Поэт вплетает в ткань художественного текста реминисценции из Ш. А. де Лафара («О, плоти торжество! О, праздник идеальный!»), Вольтера («И белизной крыла объемлет Леду страстно»), Э. Парни («Когда из-за волны Мелькает вдалеке Тезея парус белый»).

Ярко выраженная стилизованность образов стихотворения, их пластическая определённость, столь отличающаяся от привычного нам облика «классического» Рембо отнюдь не противостоит поэтике символизма. Как отмечает Г. К. Косиков: «С символической точки зрения смыслы не таятся по ту сторону вещей, но непосредственно явлены, более того, сконцентрированы и сфокусированы в них с максимально возможной полнотой» (Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. С. 9).

не аллегорическому пониманию. Это вполне объяснимо: художественное пространство их воплощения выведено за границы исторического времени.

По точному замечанию Ю. М. Лотмана, «…символ никогда не принадлежит какому-либо одному срезу культуры — он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее» (Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 241).

Анакреонтические мотивы и образы, нашедшие столь полное выражение в стихотворении «Солнце и плоть», свидетельствуют о том, что поэтика Рембо при всём её эстетическом радикализме, не миновала художественного воздействия классической традиции в пору становления литературной индивидуальности автора.