Приглашаем посетить сайт

Модина Г. И.: Эпизод "Шествие богов" в философской драме Флобера "Искушение Святьго Антония" в контексте религиозного опята писателя.

Г. И. Модина

ЭПИЗОД «ШЕСТВИЕ БОГОВ» В ФИЛОСОФСКОЙ ДРАМЕ ФЛОБЕРА «ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ» В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА ПИСАТЕЛЯ

ЗАПАД И ВОСТОК: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Конференция посвящена 90-летию преподавания
истории зарубежной литературы в ДВГУ
Тезисы международной научной конференции
Владивосток, 2-4 октября 2008

Владивосток, Издательство Дальневосточного
университета, 2008

http://ifl.wl.dvgu.ru/nauka/nauchnye-konferencii

Позицию Флобера по отношению к религии и вере часто определяют как скепсис эрудита, сомнение и отрицание идеи Бога и религии, место которой он отдал искусству. Действительно служители церкви в книгах Флобера часто выглядят суетными и недалекими, интересуют автора лишь как объект иронического изучения. Однако художественное творчество и письма свидетельствуют об интересе к различным формам религии и веры, неизменном на протяжении всей жизни.

и священному (Бог). А в поздних «Трех повестях» автор ставит задачу исследовать феномен святости, как его представляли в разные времена.

Самого себя Флобер отождествлял Антонием Великим, а житие фиваидского отшельника и христианская легенда о нем стали основой индивидуального мифа писателя, воплощенного в философской драме «Искушение святого Антония». В этом тексте, созданном в трех вариантах, писатель выразил свое понимание основных вопросов Бытия. Субъективный характер драмы придает энигматический характер многим ее эпизодам. Это относится и к эпизоду «Шествия богов», в котором отшельнику являются древнейшие звероподобные божества, боги античной Греции и Рима, Индии и Древнего Востока, звучит голос Ветхозаветного Бога. В критике этот эпизод понимается как образное изложение истории религии, в которой Флобер видит бесконечную и безысходную историю человеческих заблуждений. Между тем в сцене шествия представлена не только история религиозных идей, но история их образного, пластического воплощения. Не случайно первая версия драмы, прямо связанная с проблемами творчества и сущности творящего субъекта, отличается подчеркнутой живописностью и стиля и особым ритмом.

Множественность религий привлекала Флобера динамикой порождения символов, пластикой религиозного чувства, бесконечно порождающего различные образы. Эти формы Флобер воспринимает и как религиозные, и как эстетические одновременно. С этой точки зрения шествие богов представляет собою не только пластическое изображение религий, но также историю эстетики, в нем воплощена и флоберовская концепция творчества как бесконечного стремления преодолеть разрыв духовного и телесного, прекрасного и безобразного, временного и вечного. К преодолению этого разрыва стремился и сам Флобер, определивший свое мировоззрение